search
main
0

Лучший дар богов. Урок географии в 6-м классе на тему «Где вода, там и жизнь»

Урок построен в соответствии с требованиями к урокам географии для учащихся 6-го класса и программой специальных коррекционных школ VIII вида (под редакцией В.Воронковой) по учебнику Т.М.Лифановой, Е.М.Соломиной «География», 6 класс. Это первый урок в разделе «Вода на Земле». Но, несмотря на это, урок основан на актуализации знаний о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни человека и планеты.

На уроке используются межпредметные связи с материалом уроков естествознания.Так как дети в классе разных уровней развития, на уроке используются дифференцированные задания двух уровней сложности.Работа на уроке предполагает фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации. Групповая форма работы направлена на формирование коммуникативных навыков у обучающихся. В ходе сотрудничества в группе дети учатся совместной работе, умению убеждать, договариваться, задавать вопросы, совместно находить ответы на поставленные вопросы, диалогической и монологической речи, правильно строить ответы и вопросы, нести ответственность за принятое решение, придерживаться правил общения, с уважением относиться к оппонентам. Урок ценен своей практической значимостью, так как построен с использованием практических опытов с водой, что дает возможность детям наглядно представить материал. Игра в конце урока направлена на закрепление изученного материала. Таким образом, содержание материала урока способствует решению образовательных и воспитательных задач урока, а проблемные вопросы и коррекционные приемы, используемые на уроке, решают коррекционные задачи.Цели урокаОбразовательные- Расширить и углубить знания обучающихся о значении воды в жизни человека, об отраслях народного хозяйства, использующих воду.- Способствовать усвоению знаний о круговороте воды в природе, о пресной и морской воде, об образовании соленой воды в морях и океанах, о свойствах воды.Развивающие- Продолжать формировать умение сравнивать и делать выводы.- Развивать связную речь.- Формировать умение работать со схемами и читать их.- Продолжать формировать информационную компетентность (поиск информации в Интернете, проведение опытов).- Продолжать формировать коммуникативную компетентность.- Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности. Воспитательные- Прививать умение работать в коллективе. – Побуждать к бережному отношению к воде, природе.Оборудование: медиапроектор, 1 компьютер с выходом в Интернет, экран, 6 колб, линейка, 6 стеклянных стаканов, 3 глубокие тарелки, пленка, вода пресная, соль, тетради, учебник, карточки, справочник. Предварительная работаНа последнем уроке дается задание: в две тарелки налить воды, отметить верхний уровень воды, одну тарелку накрыть пленкой, плотно прикрепить пленку к тарелке скотчем, в центр на пленку положить груз, так, чтобы был провис. Поставить обе тарелки в теплое место. Ход урокаI.    Организационный моментУчитель: В жизни большинства людей процессы общения занимают до 70% времени. Умение говорить, слушать, писать и читать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний. Общение людей происходит всюду и везде, в различных видах деятельности. Общаться надо уметь, и учиться этому мастерству нужно каждому.Поэтому помимо учебных знаний на уроке мы будем учиться строить диалог, формулировать свои мысли, отстаивать свое мнение, работать в группе, соблюдать правила общения. Работу на уроке я предлагаю организовать в двух группах. В ходе урока группы будут получать задание, которое нужно будет выполнять, соблюдая правила общения в группе.Правила работы в группе (напечатаны и висят на доске)Если ваша группа – это дружный коллектив, то вы уже достигли результата.Каждый достоин уважения, улыбки.Выслушайте всех и примите общее решение.Ответственность за правильность ответа лежит на всех.Если вы затрудняетесь, как сформулировать ответ на вопрос, воспользуйтесь карточкой-помощницей.Карточка-помощницаВыбери начало фразы: Мы посоветовались и решили…В ходе поиска информации мы пришли к выводу…Хотелось бы оспорить…Мы думаем…Мы убеждены…II.    Введение в тему, актуализация знанийНа фоне шума воды  и видеоролика читается стихотворение.Учитель: Урок географии хочется начать со стихотворения. Послушайте внимательно и ответьте на вопрос: о чем это стихотворение?Что такое вода? Минерал, не имеющий цвета,Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись -Это главное таинство, главное чудо планеты,Это главный исток, из которого вылилась жизнь.Без воды на планете немыслимо что-то живоеИ вода вездесуща – и в недрах, и по-над землей,И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,Было б много точнее назвать не Землей, а Водой.Океаны и реки, озера и вечные льдины,Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей -Это только вода, это жизни самой сердцевина,Это плазма планеты, а может, галактики всей. О чем это стихотворение? Ответы учеников.Учитель: Что вы знаете о воде?Ответы учеников.Учитель: Как вы понимаете строчку стихотворения «Без воды на планете немыслимо что-то живое»?Ответы учеников.Учитель: Вода – это удивительный минерал на Земле. Удивительный, потому что она создает условия для жизни. И жизнь есть только там, где есть вода. Она незаменима. Действительно, нет такого вещества, которое могло бы заменить этот удивительный минерал. III.     Формулирование темыУчитель: Народ сложил множество стихов и пословиц о воде. Вот только некоторые из них:Вода ход жизни дает.Вода – всему голова.Вода – лучший дар богов.У воды есть лицо.Где вода, там и жизнь.Вода бежит к воде.Выберите пословицу, которая могла бы стать темой нашего урока.Ответы учеников. Назвали тему урока: «Где вода, там и жизнь».IV.     ЦелеполаганиеУчитель: На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?С помощью слов составьте вопросы, на которые бы хотелось найти ответы в ходе урока. Задание для групп: установить соответствие, из двух частей составить вопрос.Вопросы целеполагания:Где человек использует воду?Как вода путешествует?Какая вода наполняет водоемы планеты?Чем пресная вода отличается от соленой?Почему человек должен беречь воду?V. Изучение нового материалаУчитель: Человечество с каждым годом все больше и больше потребляет воды. Чтобы вырастить один килограмм растительной пищи, необходимо 2 тысячи литров воды. Расход воды в среднем на человека составляет до 500 литров в сутки. Без воды человек не может даже отдохнуть. Вода используется повсюду. Задание группамЗаполнить схему: где человек использует воду?1-я группа – с помощью текста.2-я группа – с помощью опорных слов.1-я группаТекстВ жизни человека вода имеет важное значение. Мы моем, стираем, готовим, принимаем душ и не считаем, сколько воды потратили. Ежедневно в быту человек тратит до 500 литров в сутки. Человек, изучив свойства воды, пришел к выводу, что вода не только успокаивает, снимает раздражение и усталость, но и лечит. Может быть, поэтому курорты и санатории строят вблизи водоемов. А куда спешит человек в знойные дни летом? К воде. Там, у воды, мы отдыхаем. Еще первобытный человек, понимая благо воды, селился у водоемов. Ведь вода его защищала, поила, кормила и была удобным путем передвижения. Даже в современном мире вода используется как один из путей перевозки грузов и пассажиров.Ни одно растение невозможно вырастить без полива, поэтому сельскохозяйственные предприятия потребляют большое количество воды.Современные предприятия промышленности (заводы и фабрики) не могут работать без воды, например, чтобы получить 1 тонну бумаги, надо потратить 250 тонн воды, а для получения 1 тонны стали нужно 150 тонн воды.Человеку, заводам, фабрикам для производства нужна энергия, которую получают на гидроэлектростанциях, где турбины вращает вода, падающая с высоты.Таким образом, вода – это не только источник энергии, но и источник всех современных благ человека.2-я группа Выберите и впишите слова в схему «Где человек использует воду?».Быт, сельское хозяйство, написание книг, лечение, отдых, уборка снега, в промышленности, получение гидроэлектроэнергии, путь сообщения, заучивание стихов.Учитель: Вода имеет огромное значение для человека, для жизни на Земле. Вода незаменима. К тому же она является еще и путешественницей. А почему воду называют путешественницей? Мозговой штурм в группах. Ответы детей: потому что в реках она течет, она не стоит на месте и др. Если дети не находят ответ о круговороте воды, то предлагается обратиться к опыту, который делали в домашнем задании. Тарелка №1. Почему уменьшилось количество воды в незакрытой тарелке и где эта вода? (Вода испарилась, она в воздухе.) Учитель: Так и в природе вода испаряется с поверхности водоемов и поверхности земли и в виде осадков выпадает на землю. Такое явление называется круговоротом воды в природе.Задание. Рассмотреть схему в учебнике на стр. 41, разложить карточки в последовательности «Путешествия воды в природе»:Испарение с поверхности водоема воды. Перенос ветрами воды на сушу.Скапливание водяного пара.Выпадение осадков.Просачивание воды в глубь земли и сток с суши в океан.Испарение.Проверка выполнения работ. Слайд.Тарелка № 2. Почему в этой тарелке воды не уменьшилось?Ответ: В теплом месте вода из тарелки начала испаряться, а пленка ее задерживала, поэтому вода скапливалась на пленке и под уклоном стекала обратно в тарелку. Количество воды в тарелке №2 не уменьшилось, потому что пленка не давала пару выйти в воздух.Учитель: Что имитирует этот опыт? Ученики: Круговорот воды в природе.Учитель: Путь воды на Земле непростой и быстрый. Обновление воды в океане происходит примерно за 3000 лет, в подземных слоях – за 5000 лет, а в реках, на материках и островах – всего за 10-12 дней.Мини-итог: Вода на Земле находится в постоянном движении. Послушайте стихотворение о круговороте воды в природе. Подберите строки стихотворения к каждому этапу круговорота.Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река, Река полноводно бежит на просторе, Пока наконец не вливается в море. Моря пополняют запас океана: Сгущается влага над ним, как сметана, Она поднимается выше… пока Не превращается в облака. А облака, пролетая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Снега превратятся весной в ручейки, Ручьи побегут до ближайшей реки… Все это и зовут в народе: Круговорот воды в природе.Испарение с поверхности водоема воды Скапливание водяного параВыпадение осадковПросачивание воды в глубь земли и сток с суши в океанУчитель: Чем отличается вода морей и океанов от воды в реках и озерах?Ученики: В реке вода пресная, а в море соленая.Вода        Пресная    СоленаяЗадание: под каждым видом воды вписать названия водоемов, в которых она может находиться.Ответ:Реки                                                     МоряБолота                                                  ОкеаныОзера                                                   ОзераВодохранилища                   Болота Пруды                                                  Задание: поставить знак, какой воды больше на планете.Мини-итог: Соленой воды на планете в 50 раз больше, чем пресной. Самые большие запасы воды находятся в Антарктиде в виде льда. Толщина антарктического льда достигает нескольких километров. Оставшаяся треть воды содержится в реках, озерах, облаках и в воздухе.Учитель: Почему вода в морях и океанах соленая?Задание: найти ответ на вопрос в Интернете (1-я группа), в книге (2-я группа).Ученики: Осадки растворяют частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Течение реки приносит соли в море. Пресная и морская вода на первый взгляд похожи, но их состав очень сильно отличается. Даже не делая химический анализ воды, можно найти отличия этих двух видов воды. Задание: сравнить пресную и морскую воду и записать результат в карточку.1. Сравнение воды на вкус. Взять два стакана, один с пресной, другой с морской водой, и сравнить воду на вкус, сделать запись в таблицу.2. Сравнение воды на запах. Взять две пробирки с водой, взболтать и понюхать, сделать запись в таблицу.3. Сравнение воды на цвет.Сравнить воду в пробирках, поставив их на фоне листа чистой бумаги, сделать запись в таблицу.4. Сравнение воды на прозрачность.Поставить два стакана с водой на лист бумаги с текстом и сравнить, насколько прозрачна вода, сделать запись в таблицу 1.Задание: зная свойства морской воды, определить, где человек может ее использовать.Обратиться к слайду 7.Вывод: Морская вода из-за своего содержания соли и других веществ не может использоваться человеком в быту, в сельском хозяйстве и других отраслях. Это подчеркивает ценность пресной воды. Учитель: Почему же человек должен беречь воду?Ученики: Потому что пресной воды мало на планете, потому что только пресная вода может использоваться человеком.Учитель: Вы правы, ценность пресной воды велика, и ценят эту воду пока только те, кто испытывает в ней недостаток. Но и морская вода также должна быть под охраной человека, так как в природе все взаимосвязано. Не будет водоемов – нарушится природа планеты. Если человек будет беречь воду – он сохранит планету.На фоне слайдов и музыки читается стихотворение.Ответить на вопрос: Почему автор называет воду главным сокровищем, таинством жизни, источником жизни?Мы не ценим ее, мы, как дети с игрушкой играем,С этим главным сокровищем, таинством жизни, водой,Загрязняем ее, отравляем ее, убиваем…Ну а если когда-то игра обернется бедой?Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,И от белого солнца готова голова расколоться…Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!Кто такое узнал, кто однажды прошел через это,Тот с водою на «вы», тот ее от беды бережет…Неужели ж людей, чтоб надежней хранили планету,Через пекло пустыни когда-то судьба проведет?Очень хочется верить, что люди еще повзрослеют,Что источник всей жизни на этой земле сохранят,И в бездонном пространстве планета Земля голубаяБудет так же сиять, как и тысячелетья назад.VI.     Закрепление изученного материалаИгра вопрос-ответ (диалог в парах).Правила игры: один ученик загадывает изученное на уроке географическое понятие (круговорот воды в природе, соленая вода, пресная вода). Второй с помощью уточняющих вопросов пытается угадать. Вопросы и ответы должны быть полными и правильно сформулированными. (См. табл. 2.)  VII. Подведение итогов урокаВопросы учителя.1) Какие вопросы мы с вами ставили в начале урока? Какие ответы мы на них нашли? Какие выводы вы для себя сделали в ходе урока?2) Было ли вам сложно общаться сегодня на уроке? Почему? Чему нужно еще учиться, чтобы общение ваше было эффективным и легким? 3) Исходя из этого, самостоятельно распределите в таблицу правила для говорящего и правила для слушающего: говори эмоционально, информацию излагай частями, понемногу, слушай внимательно и запоминай то, что говорят, переспроси, если ты не понял, не отвлекайся, не перебивай собеседника, мысли излагай четко, уважай собеседника. (Табл. 3.)VIII. ОцениваниеIX. Домашнее заданиеСоставить памятку для отдыхающих у водоема.Прим. ред. Материалы к уроку (презентация и видеофайлы) опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://ug.ru/method_article/861.​Татьяна ПРОЛУБНИКОВА, учитель географии Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края, победитель XVII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте