search
main
0

Лучший человек планеты Учительская карьера будущего доктора педнаук Ирины Демаковой началась с дисквалификации

Мало найдется учителей, которым благодарные ученики посвящают не стишок в капустнике, не заметку в газете, а целую газету – толстую, многостраничную, сплошь заполненную признаниями в любви. Ирина Дмитриевна Демакова, учитель, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Российской академии повышения квалификации, создатель и руководитель Молодежного Корчаковского центра, на свой юбилей получила от своих учеников роскошный подарок – газету “Лучшие люди планеты” N 1, полностью посвященную ей, любимому учителю.

Удивительно, но эта веселая, скромная, радушная и отзывчивая женщина, такая легкая в общении, – весьма известный в научных кругах специалист по проблемам гуманизации образования. Ее диссертация носит название “Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства”. В ее доме, всегда открытом для учеников (а их уже сотни), ребят из Корчаковского центра, институтских друзей, уютно и тепло. И даже перенеся страшное горе – потерю сына, она не закрылась от людей, смогла выстоять и по-прежнему дарит окружающим тепло своей души.
“Я родом из Сталинграда. Когда началась война, мама ушла на фронт, а меня вместе с дедушкой, врачом госпиталя, эвакуировали в Энгельс. Сразу после Сталинградской битвы мы вернулись, а на месте нашего дома – воронка… В 6 лет мама и отчим забрали меня в Москву. Отец, как я потом узнала, 18 лет провел в ГУЛАГе, и отчим, известный архитектор, получивший образование в Париже, удочерил меня и дал свою фамилию”. Тепло и открытость южного города сменились чопорным холодком академической московской квартиры. Но и здесь были свои плюсы. В гостях у отчима бывал цвет столичной интеллигенции: известные поэты, писатели, архитекторы. И сталинградская девчонка, не утратив сердечности и непосредственности, приобщалась к высокой культуре. Настал момент, когда состоялась встреча и с родным отцом, освобожденным из лагеря. А у одного из его сыновей от первого брака – мир воистину тесен! – Ирина оказалась классным руководителем. “Эти ребята, мой первый выпуск, стали моими ближайшими друзьями, в том числе и мой брат Володя”. Но все это было впереди. Хотя еще в детстве она знала, кем будет. Конечно, учителем, как мама, которая закончила МГПИ им. Ленина, училась в одной группе с будущим профессором этого вуза, автором многих книг С.И.Шешуковым, всю жизнь проработала учителем литературы, много лет – в физико-математической школе N 101. “Я выросла в учительской семье и рано поняла, что учительство – это мое призвание. Знала, что поступать буду только в МГПИ”.
И поступила на литературный факультет “Московского поющего”, как тогда расшифровывали МГПИ, в 1955 году.
“Я очень любила петь. И вот мы только-только поступили в институт, и буквально в первые же дни состоялся какой-то слет, на котором пела Ада Якушева. И все, я пропала. Я совершенно была покорена всем, что увидела и услышала на этом слете. Ада тут же позвала меня в октет”. Заканчивая институт, Ада Якушева благословила Ирину Олтаржевскую (именно под этой, девичьей, фамилией ее знают однокашники) на руководство октетом и за час или два научила ту играть на гитаре. “Четыре года подряд мы были лауреатами Московского ежегодного конкурса бардовской песни. Мы были невероятно популярны!”
Ирину Олтаржевскую приглашали на профессиональную сцену, в оркестр Олега Лундстрема. Она выбрала школу. “Мне свойствен максимализм: ушла так ушла. Школа захватила полностью, и все, что мне дал институт, я отдавала ребятам”.
Самое смешное, что ее учительская карьера началась… с дисквалификации! “Сразу после института я, за неимением другого места работы, устроилась в автомеханический техникум завода им. Лихачева. Пришла с институтским багажом: песни, походы. Но уже через несколько дней меня вызвало начальство: “Нам эти ваши штучки здесь ни к чему”. Это были старорежимные педагоги, по мнению которых, я разрушала вековые традиции. Через месяц меня выгнали вон и дисквалифицировали”. Каково было бы этим недальновидным людям, узнай они, как сложилась дальше судьба “дисквалифицированной”, которая стала блестящим педагогом.
“У меня действительно очень счастливая профессиональная судьба. После этой злосчастной истории я 18 лет проработала в замечательной школе, 630-й, на Варшавском шоссе, и была настолько счастлива, что мне казалось: я должна заплатить за это счастье, ждала кары… Меня окружала такая любовь ребят!.. Институт я принесла с собой в школу. Ту модель человеческих отношений, способ времяпрепровождения, которые были у нас. Я пришла в школу с гитарой, и дети запели Визбора, Аду Якушеву… Бардовские песни учили у нас на уроках пения! Мы даже переделывали слова старых институтских песен. Гимном школы был институтский “Мирно засыпает родная страна”… Школа плыла как бы под алыми парусами романтики… Я ушла, потому что очень тяжело болела, и этот уход был такой мукой для меня!”
Но школьный опыт нашел отражение в ее рассказах – щемяще пронзительных, наполненных нежностью и верой в людей.
Потом – лаборатория прогнозирования развития школы в Академии педагогических наук. В 80-х – начале 90-х занималась проблемой использования в образовании новых информационных технологий, то есть компьютеров, которые тогда были в новинку. Много лет Ирина Демакова преподавала педагогику на физическом факультете МГПИ, где в 1991 году создала Молодежный Корчаковский центр.
“О Корчаке я знала еще в институте. И вот в 1990 году мне предложили поехать на Корчаковский семинар в Израиль. Мы, тридцать московских педагогов, психологов, физиологов, жили в кибуце Лохамей-Ха-Гетаот, в котором был организован прекрасный музей, посвященный борцам гетто. В нем был Корчаковский зал. Занятия с нами вел Александр Левин, старый корчаковед. Он работал у Корчака стажером в его детских домах. Я была поражена тем, что увидела и услышала. Меня потрясли оригинальные корчаковские тексты, которые не были у нас переведены. Мы встречались с воспитанниками корчаковских детских домов, узнали, что существует Всемирная ассоциация Януша Корчака с центром в Варшаве, в тридцати странах есть корчаковские общества (кроме Советского Союза)… И я почувствовала, что все это мне очень близко.
В тот момент я уже работала в академии, и после школы мне не хватало живого общения с ребятами. Образовалась брешь в душе. И после возвращения из Израиля мы, побывавшие на этом семинаре, подумали: а может быть, нам создать Российское общество Януша Корчака? Год мы пробивали идею – это оказалось очень трудно. И в 91-м году, летом, мы его создали. Я была одним из организаторов и членом правления. Сегодня существует несколько региональных отделений. Потрясающе работает санкт-петербургское общество, очень хорошо – курское, казанское… Летом 2001-го организовали филиал в Перми. Президент Корчаковского общества – Роза Валеева, самый крупный специалист по Корчаку в России”.
Общество занимается пропагандой идей Корчака, организацией работы с детьми в духе этих гуманистических идей, практической помощью сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных слоев, обучением педагогов. Основные идеи Корчака – это идея самоценности детства, диалог между ребенком и взрослым, идея прощения. Права ребенка, считал Корчак, – это право на ошибку, на тайну, на собственность. На сегодняшний день и текущий час. Все это вместе, по Корчаку, есть право на уважение. И вся работа Корчаковского общества строится на этих идеях.
На своих занятиях Ирина Демакова много рассказывала студентам о Корчаке и однажды предложила организовать центр для тех, кто интересуется его идеями и готов применить их на практике. Так 18 декабря 1991 года в МПГУ был открыт Молодежный Корчаковский центр. Фактически он уже 10 лет размещается в квартире “мамы российских корчаковцев”. Здесь за эти годы побывали сотни студентов! Начинали с того, что ребята ходили в больницы и детские дома. Потом стали организовывать ежегодный лагерь “Наш дом”, названный так в память об одном из варшавских детских домов Януша Корчака.
Это интеграционный лагерь для ребят от 6 до 17 лет, причем вместе живут и дети-инвалиды (слепые, глухие, с ДЦП, а в первом лагере были даже слепоглухонемые дети), и сироты, и ребята с трудностями в обучении и общении, и вполне благополучные дети. Это дети трех рас, пятнадцати национальностей из четырех стран – России, Украины, Голландии и Германии, а вожатые – из шести: еще из США и Швейцарии. И хотя все эти годы рядом с Ириной Демаковой ее ученики, основная тяжесть работы в корчаковском движении ложится на нее.
А ведь еще заведование кафедрой, где она снова как мама своим подопечным. А еще она мотается по всей стране с лекциями, потому что видит, как нужна людям, учителям-подвижникам. А еще надо записать все это: мысли, впечатления, потому что и это людям необходимо. И она работает. Работа эта отмечена многими наградами, о которых она не говорит, а зря. Какая женщина не гордилась бы дипломом победительницы конкурса журнала “Мари Клер” и фирмы “Ланком” – “Женщины, которые меняют наш мир” в категории “Образование” за работу с детьми-сиротами и инвалидами. Дай Бог ей сил!
“Неужели тебе не надоело с ними возиться?” – спрашивает насмешливый голос, но я его не слышу. Я смотрю в зал и вижу множество детей. И думаю о них как об источнике прекрасного и животворного чувства – удивления.

Наталья БОГАТЫРЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте