Единый государственный экзамен проходил в Брянской области в рамках эксперимента. Аттестационное тестирование по математике и химии прошли учащиеся 195 школ из 10 районов и городов. В целом результаты не превзошли ожидания. Однако не все, по мнению участников эксперимента, приемлемо в новой системе итоговой оценки знаний. В самом начале эксперимента учителя высказывали опасения и даже неприятие тестирования. Завершив эксперимент, они разделились во мнении. Однако все без исключения уверены, что ЕГЭ имеет право на существование.
Ирина ЦЫГАНКОВА, учитель математики брянской средней школы №70:
– Я убеждена, что главный плюс ЕГЭ в стопроцентной объективности результатов. Ведь по правилам в аудитории во время экзамена нет преподавателей математики, проверяют работы опять же учителя разных школ и по два-три раза. У нас были работы, при оценке которых было расхождение в два или в три балла. Так эти работы проверяла в третий раз еще одна независимая комиссия. Другой неоспоримый плюс – экзамен единый. То есть выпускник не будет испытывать стресс дважды. Конечно, к школьной контрольной ребята относятся не с таким страхом, но все-таки, согласитесь, экзамен – испытание не из легких. По опыту знаю, обычная контрольная (пусть даже четвертная) наводит на многих детей ужас и страх, потому и результатами мы бываем недовольны. При проверке встречаешь совсем уж не свойственные ученику ошибки. Понятно, волновался ребенок!.. Кстати, экзамен как выпускной, так и вступительный и для учителя немалый стресс. Ведь его результаты – показатель нашей работы. А бывает так, что ребенок способный, сдал в школе математику достойно, а в вузе провалил! Кто виноват? И что делать? Обвинять коллег из высшей школы в необъективности?! А вот результаты ЕГЭ дают основание говорить о рейтинге школы, учителя, района и города в целом.
Что касается минусов… Дело в том, что наши детки не приспособлены к подобным ситуациям. За 11 лет они привыкают к стенам школы и к учителям. И это не просто прихоть ребенка, а скорее возрастная особенность – они ведь все-таки дети! По-моему, проще (да и дешевле) проводить ЕГЭ в родной школе, но, безусловно, при этом в классе должна быть строжайшая дисциплина. Поэтому нужно серьезно отнестись к подготовке ассистентов. Возможно, они могут быть приглашены из соседней школы – это как вариант.
Лариса ИЗОТОВА, учитель истории, муниципальный администратор отдела образования администрации Навлинского района:
– Могу сказать одно – тестирование как форму контроля знаний возможно использовать лишь для определенных предметов. А взять, к примеру, русский язык, литературу, историю! Это предметы, которые нацелены на развитие логики, речи, образного мышления! Как можно путем односложных ответов определить вкус, умение строить речь, убеждать и размышлять? Здесь нужен какой-то другой подход. Возможно, тест, но с творческим заданием. Еще один момент. Ученики гуманитарных классов явно не будут связывать свою жизнь с математикой или химией. Ведь тест ЕГЭ – это дверь в вуз. Значит, тестировать нужно по профилю и по выбору. Если кто-то выбрал филологический факультет, пусть сдает ЕГЭ по литературе, русскому языку и пишет обычную контрольную по математике в традиционной форме. Хочу заметить, что сам по себе тест и организация его проведения в общем, устраивает и нас, учителей, и учеников. Об этом говорят итоги анкетирования. В самом начале эксперимента всего лишь 11% опрошенных навлинцев отозвались положительно о нововведении. После пробного ЕГЭ его сторонников стало больше еще на 9%. По окончании это число увеличилось вдвое. Мне кажется, что еще не один год должно совершенствоваться новшество, прежде чем оно станет оптимально приемлемым.
Комментарии