Непостижимое явление – мысли директора школы. Очень разные, стремительные, обгоняющие друг друга и почти всегда требовательные, беспощадные, тревожные!
Начало учебного года – радость от встречи с детьми и тревога: все ли делаем, чтобы не разочаровать ожиданий родителей, чтобы школа стала той средой, где дети чувствуют себя уютно и защищенно? Конец учебного года – каков результат? Что смогли сделать и кто придет к нам на следующий год, сколько родителей доверят нам своих детей? Сколько их будет? Эти мысли мучают меня не первый год, и на это есть все основания.Школа, построенная в 1983 году вместе с еще двумя общеобразовательными учреждениями на территории одного микрорайона, пережила в своем развитии и частую смену руководителей, и первую реструктуризацию, и демографическую яму. Иногда казалось, что она доживает свои последние дни. Но стремление не потерять лицо, профессиональная гордость, сложившаяся за годы команда единомышленников сделали свое дело, и вот сначала стабильность, потом четкая тенденция к увеличению детского коллектива и наконец в 2011-2012 учебном году полные три класса первоклассников, три класса набраны уже и на следующий учебный год, успешно работает на базе школы подготовительная группа детского сада, повысился авторитет школы в районе! А мысли опять тревожные, ведь современные требования диктуют свои условия. Нужно расширять объем образовательных услуг, нужны особые условия для маленьких воспитанников, нужны дополнительные помещения, кадры, финансы для реализации новых планов, а их много. Решение о создании образовательного комплекса в нашем микрорайоне сразу дало ответ на не дающие покоя вопросы. В школе, в двух детских садиках рядом дети нашего общего микрорайона, у нас общая история развития, одни условия, часто общие родители, а значит, одни цели, одни задачи. Дети не могут быть своими и чужими. Нужно будет научиться жить одним коллективом, строить общие планы, вместе претворять в жизнь интересные идеи. Есть все условия сделать долгий путь маленького гражданина во взрослую жизнь более комфортным, безопасным, интересным; работу педагогов всех уровней – творческой и эффективной; ожидания родителей – реальностью. А мысли опять не дают покоя.Мне поручено возглавить объединенные учреждения. Почетно? Да, но я понимаю, насколько это ответственно и хлопотно. Слияние детских и учительских коллективов начинается и будет происходить в сложной психологической атмосфере.Я понимаю, что моя задача не растворить присоединяемые учреждения в школе №998, а создать новое, более современное, комфортное, сохранившее и развивающее все лучшее, чем могут гордиться все четыре педагогических и детских коллектива.Решение проблемы вижу в организации совместной значимой общей работы всего объединенного сообщества. Нужно вернуться к программе развития школы в новых условиях, причем сделать так, чтобы она была не только в голове директора, чтобы она была выстрадана всем новым коллективом. Нужны интересные, значимые начинания в работе с детским коллективом, необходимы сотрудничество с родителями, консолидация всех сил в условиях комплекса.Я понимаю, что в этих условиях чуть ли не единственный мой ресурс – человеческий, и его надо использовать с полной отдачей. Это также значит, что всей команде придется учиться последовательно и грамотно, требовательно и обоснованно строить свою управленческую деятельность в новых масштабах и условиях.Но это все завтра, а что сегодня? Сегодня идут почти ежедневные встречи с педагогическими, родительскими и ученическими коллективами, ответы на не всегда спокойные и доброжелательные вопросы. Сегодня нужны кропотливая работа с администрацией учреждений, изучение особенностей, традиций, проблем.Сегодня кадровую расстановку мы стремимся сделать безболезненной, объективной, но обеспечивающей наибольшую эффективность, на основе принципа преемственности, единства в обучении на всех ступенях образования. Особую роль в организации работы с кадрами, особенно в переходный период, мы отводим методическим объединениям педагогов. Коллектив школы принял грядущие изменения. Так совпало, что в соответствии с планом работы на последнем педагогическом совете 12 апреля мы рассматривали вопросы организации эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, и, уже зная о создании комплекса, педагоги подчеркивали необходимость учитывать это при разработке всех разделов этического Кодекса педагога школы №998.Сегодня есть необходимость решать массу организационных, экономических, технических проблем, вести работу с командой по подготовке планирования работы в новых условиях.Но пожалуй, основное сегодня – четкое понимание необходимости донести до каждого педагога, родителя, учащегося всех четырех учреждений мое видение той перспективы, которая открывается перед нами и дает возможность создать нашим детям комфортные, современные условия, повысить качество их образования, обеспечить им достаточный уровень конкурентоспособности.Тревожные мысли по-прежнему не оставляют меня, иначе быть и не может, но это уже мысли о будущем. Мы делаем первые шаги, открывающие новые возможности. Это главное, ведь я точно знаю, что лучше зажечь маленькую свечу, чем ругать тьму.Светлана КУЗЬМЕНКО, директор школы №998
Комментарии