По словам чиновников, Алтайский край назван одним из лидеров образовательной реформы: строятся и ремонтируются школы, поставляется новое учебное оборудование, автобусы, модернизируются школьные столовые. Руководство края надеется, что новая система оплаты труда (НСОТ) даст талантливым педагогам дополнительные стимулы для воплощения своих идей, значительно повысит их доходы, улучшит качество образования. По словам заместителя губернатора Алтайского края Николая Черепанова, НСОТ, введенная с 1 сентября в пилотных территориях, уже демонстрирует первые результаты: отмечается повышение зарплаты педагогов в 1,3 раза.
Если край добился таких успехов, почему же растет возмущение и недовольство учителей? Вот лишь некоторые их суждения и оценки. «После повышения у меня уменьшилась базовая часть зарплаты, а стимулирующая стала ровно такой, какой была. Только благодаря этому я не уволилась». «Я учитель иностранного языка. Наполняемость в классах ниже нормы, моя зарплата снизилась на треть. Какой смысл работать в подгруппах, если за них платят копейки?» «Начали платить за качество, которое толком не определили. Закрепляются формальные критерии. НСОТ – это сдельщина, которая приведет к плачевным последствиям. Уже заметно замыкание учителей только на себе, у многих растет нежелание взаимодействовать друг с другом». «Складывается впечатление, что КПМО – это способ взорвать социальную ситуацию». О подводных камнях реформы шел разговор на очередном заседании президиума Алтайского крайкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Как выстоять маленьким школам?
Все образовательные учреждения в Алтайском крае должны перейти на НСОТ с января 2009 года. От того, какой результат дадут пилотные территории, будет зависеть, как и какими темпами произойдет этот переход.
Введение НСОТ воспринимается с трудом, болезненно. Вместо привычной для педагогов тарифной сетки используются сложная система расчета зарплаты и громоздкие перечни критериев деятельности учителя. Уже сейчас видны серьезные просчеты и в самом планировании, и в практике перехода на НСОТ. Их надо устранять – в этом и есть смысл введения новой системы только в пилотных территориях, а не во всем крае.
«Ошибок, недостатков, изначально заложенных в саму идею зарплатной реформы, обнаружится еще много, – заметил председатель краевой организации профсоюза Леонид Ивановский. – Сейчас важно их выявить и определить способы устранения».
О том, что такое нормативное подушевое финансирование в системе общего образования, сегодня знает каждый. Это когда на одного ученика выделяется определенная сумма денег и эти деньги «следуют за ним», где бы он ни учился. Поэтому объем финансовых средств, выделяемых школе на год, напрямую зависит от количества обучающихся в ней детей. При переходе учеников в другие школы финансирование уменьшится, но зарплата учителя за качественную работу все равно должна вырасти. Здорово, не правда ли? Этот постулат модернизации вызывает большие сомнения.
«Сегодня, в момент демографического спада, вводить подушевое финансирование образовательных учреждений и связывать с ним размер заработной платы учителя просто кощунственно, – считает председатель Барнаульской городской организации профсоюза Тамара Лесовых. – В этом году в школах города стало на тысячу учащихся меньше.
Главным итогом реформирования зарплаты должно стать ее значительное повышение. А что произошло на деле? В сентябре прекратили доплаты за проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами, методическими объединениями. Стимулирующую часть не выплатили никому. На это не хватило денег! Учителя немецкого языка, музыки, географии, изо, физкультуры, труда потеряли в зарплате более 30%. У всех предметников, делящих класс на подгруппы, заработок резко уменьшился.
Из 3 тысяч 798 учителей Барнаула зарплата повысилась у 2 тысяч 316 человек (61 процент). Максимально на 18% – полторы тысячи рублей. Результаты очень сомнительные. Судите сами: в прошлом учебном году у педагога было 20 часов нагрузки, сейчас 25. Если посчитать эти 25 часов по-старому (по ЕТС), то он получил бы на три тысячи больше, а по-новому – только на 300 рублей. Разве можно такое положение считать выигрышным?
Без изменения зарплата осталась у 28% учителей (1063 человек), уменьшилась – у 11% (371 человек), им выплачиваются персонифицированные доплаты. Самая большая зарплата за ставку – 12 тысяч 796 рублей. Но это при условии высокой наполняемости класса (свыше 25 человек), высокой категории и приоритетности предмета, то есть максимальных коэффициентов по всем показателям.
Самая низкая зарплата – 5 тысяч рублей. Такая разница не из-за плохой работы одного учителя и хорошей работы другого. Вот что обидно! Талантливый, творческий педагог, качественно работающий в небольшой школе, никогда не получит достойную оплату труда».
«После введения НСОТ максимальная зарплата учителя в Бийске составила 15 тысяч 997 рублей, минимальная – 4 тысяч 200 рублей, – вступает в разговор председатель городской организации профсоюза Маргарита Карпова. – Такая большая разница в оплате труда учителей с одинаковой квалификационной категорией при равной аудиторной нагрузке влечет за собой определенный психологический риск.
Особенно сложная ситуация сложилась в городских малочисленных школах. Учителя, работающие в этих школах с нагрузкой 30 часов, получают такую же зарплату, что и педагоги больших школ при нагрузке 20 часов. На данный момент малочисленные школы выживают только за счет того, что им идет перераспределение финансовых средств крупных школ. На следующий год небольшим школам Бийска, чтобы выжить, необходимо 16,5 миллиона рублей. Весь ресурс реструктуризации уже исчерпан: все что можно закрыли, объединили. Как выстоять маленьким школам – непонятно! Закрывать их нельзя – рядом нет других образовательных учреждений.
Серьезно пострадал учебно-вспомогательный персонал – почти все попали под сокращение, многие из-за резкого уменьшения зарплаты увольняются. Как можно сегодня обойтись без социального педагога, психолога, логопеда, если почти в каждой школе около 30% детей из неблагополучных семей? Если мы беспокоимся о здоровье детей, почему создаем такую ситуацию?!
Свою значимость теряет аттестация педагогических работников. Зарплата молодых специалистов в некоторых случаях стала превышать зарплату высококвалифицированных учителей.
Еще одна проблема – миграция детей. Если в классе изменилось количество учеников, то приходится пересчитывать заработную плату всех учителей, работающих в этом классе. Иногда это приходится делать каждый месяц.
Не все руководители школ оказались подготовлены к широкому применению механизмов коллегиальных форм управления. Необходимо было четко соблюдать процедуру согласований со всеми субъектами образовательного процесса, в том числе с профсоюзом. Там, где это происходило, проблем гораздо меньше. Там, где профсоюзные комитеты старались отстранить от совместной работы, трудности возникали».
Прокрустово ложе для инноваций
Профсоюз в целом не против перехода на новую систему оплаты труда: лучше экспериментировать, чем постоянно говорить о недостатках и ничего не делать. Вся беда в том, что российскими реформами в образовании чаще всего управляет Министерство финансов. Когда Алтайский край только готовился вводить НСОТ, профсоюз настойчиво предупреждал: новая система прежде всего ударит по диаметрально противоположным учебным заведениям – по маленьким школам и по продвинутым гимназиям и лицеям. Потому что их штатное расписание не входит в то прокрустово ложе, которое финансисты навязывают школе.
«Не входит, потому что это особые учебные заведения, – подчеркивает Леонид Ивановский, – и сегодня можно смело говорить еще об одной угрозе, которую несет новая система оплаты труда: невольное нивелирование учебных заведений. То, что создавалось на протяжении 10-15 лет, когда школа завоевывала право быть особенной, сегодня пускается на слом. Ну а в сельских малочисленных школах подушевая система финансирования привела к тому, что не рубль идет за учеником, а жалкая копейка».
Подтверждает эти слова ситуация, сложившаяся в Бийском лицее, который вошел в первую десятку лучших школ России. По словам председателя профсоюзной организации Галины Луговой, ни одна школа, участвовавшая в конкурсе, не вписывается по своей структуре в типовые штаты.
Лицей вступил в эксперимент по введению НСОТ в январе 2008 года. И сразу же выявилась проблема: надо «причесать» коллектив под структуру, предложенную краевым управлением по образованию, – 70% педагогический состав, 30% – технический персонал и управленческий состав. «Но у нас такого соотношения не получалось, ведь лицей – инновационное образовательное учреждение! – восклицает Галина Луговая. – Помимо этого, уже 15 лет существует институт воспитателей. Начался жесткий прессинг по уничтожению данной структуры. Мы смогли отстоять этих специалистов. Но в состав педагогических работников они не вошли. Были сокращены ставки заместителей директора по научно-методической и спортивно-оздоровительной работе, а также семь ставок заведующих кафедрами».
Руководит Бийским лицеем опытный директор Александр Александрович Калинин, который сумел собрать вокруг себя высококвалифицированный, сплоченный педагогический коллектив. Поэтому в лицее смогли вовремя разработать систему оценки качества труда педагогов и отправить их в отпуск с выставленными баллами. Но в начале октября учителя испытали шок, когда получили сентябрьскую зарплату.
«Первый раз за много лет мы не стали отмечать День учителя, – рассказывает Галина Луговая. – Обстановка была тяжелая. Около 62% педагогов, чьи ученики своими результатами и победами прославили лицей на всю страну, получили понижение заработной платы. Только у 38% (в основном учителей начальных классов) зарплата выросла. Максимальное повышение – на 20%.
Пострадали учителя старшего звена профильных классов, в которых учащиеся делятся на подгруппы. Уже начался отток специалистов. Педагоги стали искать другую работу, уходить в школы, на промышленные предприятия, брать подработку. Это значительно ухудшило качество образования. Эффект от введения НСОТ получился обратный – в погоне за лучшим потеряли хорошее. Мы добились педагогических высот на тарифной сетке. Старая оплата труда не мешала, не сдерживала. Никто из учителей не сетовал на то, что она не дает развиваться. Зато сейчас у большинства преподавателей зарплата понизилась. Что хорошего?!»
Есть в лицее спортивное отделение, воспитанники которого имеют значительные достижения. Работают в основном педагоги-мужчины. Так вот половина из них собираются уходить, если будут получать такую же заплату, как в сентябре. Им просто не на что содержать семью. Остановить этот отток высококвалифицированных кадров невозможно.
Конечно, есть плюсы от модернизации образования. Идет комплектация кабинетов, компьютеризация сельских школ, учебные заведения получают интерактивные доски, современное лабораторное оборудование. Но это все равно, что купить новый станок и поставить его под чехол. Для того чтобы он заработал, требуются высококвалифицированные специалисты. Школе нужны новые технологии обучения, но кто сегодня их будет внедрять?
«Решили за малые деньги сделать профессию учителя престижной, – сетует Галина Луговая. – Когда нас пытаются «причесать» под стандартную школу и все что можно урезать и сократить, не думают, что нас просто не станет. Не будет Бийского лицея, не будет достижений, успехов. Некому будет прославлять регион на олимпиадах…
С первого января уйдет ЕТС. Как и в каком размере край будет обеспечивать базовую часть зарплаты, если МРОТ поднимется до 4 тысяч 330 рублей? Значит, педагога поставят в положение уборщицы. Это катастрофа! Президент объявил 2010 год Годом учителя. В данной ситуации мы расцениваем его заявление как насмешку в свой адрес».
Нехватка средств порождает кадровую жестокость
«Когда два года назад ввели подушевое финансирование, заработная плата педагогов барнаульского лицея №124 сразу уменьшилась на полторы – две тысячи рублей, – продолжает разговор Тамара Лесовых. – Чтобы как-то выжить, директору пришлось проявить кадровую жестокость. Урезали и сократили всех, кого можно и кого нельзя. В первую очередь «пошли под нож» руководители внеклассной работы, психологи, библиотекари…
Никто не слышит наше обращение о необходимости корректировки коэффициентов для городских малочисленных и продвинутых школ. Сегодня из учебных заведений ушли, вернее, сокращены преподаватели вузов. Учителя начальных классов набирают мало баллов – надо пересматривать критерии оценки их деятельности, иначе повышения зарплаты у них не будет!
Стимулирующая часть фонда оплаты труда по школам Барнаула составляет от 7% до 10%, и почти вся она уходит на персонифицированные доплаты. Мы не увидели того, что нам обещали! Вопрос не в том, в чем заключается качественная деятельность учителя, а в том, хватит ли денег, чтобы ее оплатить».
На августовском совещании начальник Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Юрий Денисов сказал, что «ключевым в деле реализации программы модернизации является не материальный, а кадровый вопрос». В крае назрела проблема кадров. И в то же время в методике оценивания деятельности учителя не предусмотрены повышающие коэффициенты молодым специалистам. А ведь региональное отраслевое соглашение гарантирует молодым учителям в первый год работы 40% доплат, во второй – 30%, в третий – 20%. Сегодня денег на эти доплаты нет.
«Хотите повысить качество – повышайте базовую часть заработной платы. Чтобы это была зарплата, на которую учитель придет работать, – считает Леонид Ивановский. – Ведь он приходит не на стимулирующую доплату, а на тот доход, который ему гарантируют. В школах много пенсионеров и мало молодежи. Нечего этому удивляться! Программа развития образования до 2010 года, которую «обкатывали» на заседании при Президенте РФ, предусматривала, что в 2006 году средняя зарплата в образовании сравняется со средней заработной платой в производстве. Она сейчас до 2/3 не дотягивает, а заканчивается уже 2008 год. Даже когда нам прибавляют, мы не подтягиваемся к другим отраслям. Наоборот, опускаемся ниже, потому что в других отраслях темпы роста зарплаты значительно выше. Перешла ли сегодня российская школа из режима борьбы за выживание в режим обновления? Школа – да, российский учитель – нет!»
Не уступим ни копейки!
Вот такая она, новая система оплаты труда. Есть в ней и свои плюсы, и свои просчеты. И подходит она не всем одинаково, и много чего нужно для ее воплощения – от мастеров-управленцев до мастеров-бухгалтеров. Судите сами, расчет зарплаты по Единой тарифной сетке оттачивался годами, и вся нормативная база по тарифно-квалификационным требованиям нарабатывалась не отдельно каждым регионом или образовательным учреждением. Документы были разработаны и приняты на федеральном уровне.
Конечно, трудно анализировать и делать выводы, когда идет процесс. Но уже сейчас можно сказать: переходить на такую систему оплаты труда, которая проявилась сегодня, ни в коем случае нельзя. Поощрение учителей должно быть осязаемым и желательно незамедлительным.
Можно отладить систему, но она настолько сложная и громоздкая, что опасность ежемесячных ошибок и просчетов очень велика. «Поэтому прощать и позволить все оставить, как есть, нельзя! За свои эксперименты на учителях пусть расплачивается государство, – говорит Леонид Ивановский. – Разбираясь по ходу дела (на то и эксперимент), мы должны вносить изменения и исправления в показатели, коэффициенты. В то же время нам придется добиваться, чтобы выплатили долги за сентябрь. Прорехи, выявленные в ходе реформы, надо исправлять.
Придется втягиваться в суды, не рассматривая это как что-то чрезвычайное. Теперь это рутинная для профсоюза работа. Не договорились, не переспорили, не меняется положение в лучшую сторону – что ж, пошли в суд!
Профсоюз не будет мириться с теми ляпами, которые уже начали проявляться в оплате труда. Сложившаяся обстановка не дает времени наблюдать и ждать, а потом вмешаться и что-то поправить. Учитель уже сейчас спрашивает, что делал профсоюз, чтобы не допустить ошибок, и что будет делать, чтобы все это исправить. Сейчас, стиснув зубы, но не уступая ни рубля, ни копейки, надо бороться за каждую школу, за каждого учителя».
P.S.
25 ноября начальник Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края Юрий Денисов направил в крайком профсоюза информацию о выплате зарплаты за октябрь в пилотных территориях, перешедших c 1 сентября на новую систему оплаты труда.
В информации сообщается, что во всех экспериментальных районах педагоги получили деньги своевременно и в полном объеме. Согласно мониторингу, по каждой школе средняя зарплата учителей с учетом стимулирующих выплат в октябре увеличилась на 16,6% (в сентябре на 14%) по сравнению с предыдущим периодом (январь-август). Основная причина – приведение в соответствие локальных актов образовательных учреждений в части установления повышающих коэффициентов, в том числе при делении класса на группы для изучения отдельных предметов. Также были произведены стимулирующие выплаты по итогам первой четверти. Принятые меры позволили уменьшить количество учителей, получающих персонифицированные доплаты, на 359 человек (их число сократилось с 1232 до 873). Полностью удалось исключить данные выплаты в Егорьевском, Немецком районах и в городе Яровое. Значительно уменьшилось число учителей, получающих персонифицированные доплаты, в Алтайском, Бийском районах, в Славгороде. Незначительно сократилось количество таких учителей в Барнауле (на 10%). Не произошло изменений в Родинском районе (доплаты получает 61% всех учителей), Павловском (23%). Указанным территориям даны рекомендации по уменьшению количества педагогических работников, получающих персонифицированные доплаты.
Минимальная средняя зарплата учителя при полной учебной нагрузке в октябре составила 4200 рублей (Бийск), максимальная – 35302 рубля (Барнаул). В целом по экспериментальным учреждениям края средняя заработная плата учителей достигла 9970 рублей (в сентябре 9741 рубль). По сравнению с 2006 годом рост составил 58,8% при взятых обязательствах 32%. При этом увеличение произошло у 74% учителей, не выросла зарплата у 26%.
Снижение численности учеников является основной причиной уменьшения учебной нагрузки и объемов выполняемых работ во внеурочное время. Это влечет за собой снижение заработной платы педагогов, что наблюдается ежегодно. Количество таких учителей в октябре не изменилось – 924 человека. Однако с учетом стимулирующих выплат их число составило 760 человек.
У директоров образовательных учреждений зарплата в октябре выросла от 14 до 93%. Минимальная зарплата – 10796 рублей, максимальная – 43500 рублей с учетом педагогической нагрузки. Увеличение зарплаты директоров в ряде территорий отрицательным образом сказалось на таком показателе, как соотношение фонда оплаты труда учителей и прочего персонала. Так, в Славгороде доля заработной платы учителей в общем фонде оплаты труда сократилась с 69,6 до 60,6%, в городе Яровое – с 61,2 до 59,4%, в Волчихинском районе – с 58,8 до 58,1%, в Павловском – с 60,8 до 58,9%.
Комментарии