Цель: систематизировать контроль знаний учащихся по данному разделу. Развивать умения анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты. Развивать взаимопомощь ребят на основе общего дела. Способствовать повышению интереса, любви и уважения к истории.
Ход урока
Мудрые писцы
Времен приемников самих богов,
Предрекавшие будущее,
Их имена сохранятся на веки…
Они не строили себе пирамид
Из меди
И надгробий из бронзы
Не оставили после себя
Наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство
в писаниях,
В поучениях, сделанных ими…
Человек угасает, тело его
становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют
вспоминать его
Устами тех, кто передает это в уста
других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Сегодняшний урок мы проведем в виде игры. Вам было предложено выбрать две команды, придумать название. Сейчас мы познакомимся. Идет представление команд. Я вам представлю наше уважаемое жюри. Перед вами богиня истории Клио и история древнего мира.
I тур. «Черный ящик»
В черном ящике находится:
1. Прозрачное вещество, получаемое путем плавления кварцевого песка. Впервые произведено финикийцами. Сегодня мы не представляем себе жизни без него (стекло).
2. Это было изобретено в Китае. Без него нельзя отправляться в дальний путь. Это есть и на корабле, и у геолога, и у туриста (компас).
3. Когда путешественники попробовали это, они удивились, по цвету этот продукт отличался от меда, а по вкусу он был слаще его. А вот жители Индии этот продукт знают с древнейших времен (сахар).
4. Кто-то называет это игрой, кто-то спортом. Но впервые эти предметы появились в Древней Индии (шахматы).
II тур. Викторина
1. Какую страну называют даром Нила? (Египет).
2. Какие книги не сгорают? (глиняные).
3. Какой дикий зверь является источником жизни для жителей Вавилона? (река Тигр).
4. Из какой страны на Запад шел Великий шелковый путь? (из Китая).
5. Какая река дала название одному из древних государств Азии? (река Инд).
6. У столицы какого государства три названия? (у Ассирии).
III тур. «Что это?»
Капитаны команд получают конверты, в которых находятся различные предметы. Им необходимо ответить, в какой стране появился этот предмет (в конвертах – шелк, чай, рис, стекло).
Конкурс болельщиков «Вспомни термин».
1. Повелитель Египта (фараон).
2. Статуя, изображающая льва с человеческой головой (сфинкс).
3. Области, на которые делилось Персидское государство при Дарии Первом (сатрапии).
4. «Жилище богов» (храм).
5. Большое и могущественное государство (держава).
6. Древние народные сказания о богах, легендарных героях, о происхождении явлений природы (мифы).
7. Сбор в пользу государства (налог).
8. Служители бога (жрецы).
9. Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из одной в другую был запрещен (касты).
10. Мастер, изготовлявший изделия из глины, дерева, металла (ремесленник).
IV тур. «Что? Где? Когда?»
1. Что было выбито на камне, который нашли археологи на территории древнего Вавилона? (законы царя Хаммурапи).
2. Где располагается стена, по которой могут одновременно разъехаться две повозки? (в Китае).
3. Когда произошло объединение Китая? (в III веке до н.э.).
4. Что использовали для письма в древнем Двуречье? (глину).
5. Где жили самые известные мореходы? (в Финикии).
6. Когда произошло объединение Египта? (в третьем тысячелетии до н.э.).
На плите,
На саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят.
Рыбы, звери, птицы, точки,
Загогулины, кружочки…
Все знакомое почти, а попробуй-ка,
прочти!
Вот в квадрате лев скучает –
Что же это означает?
Цапля гордая стоит –
Что она в себе таит?
Буква это или сразу
вся египетская фраза?
Может, кончилась строка
возле рыбы и цветка?
Овладеть бы вдруг случайно
нам египетскою тайной!
Олег ТАРУТИН
V тур. Конкурс капитанов
Известно, что без карты очень трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в далекое и опасное путешествие. Проверим, насколько хорошо вы знаете карту древнего мира. Вы получите листы, на которых нет никаких названий, ваша задача определить, какая страна обозначена на карте.
Конкурс для болельщиков «Какая это страна?»
Пока наши капитаны выполняют сложное задание, проверим, насколько хорошо болельщики знают историю этих стран.
Представьте себе, что вам в руки попали рассказы людей, живших в разных странах Древнего Востока, о своих государствах.
Определите, о каких странах идет речь.
1. Наша страна колоссальных размеров, на ее территории есть и низменности, и горы, безводные пустыни и джунгли. Для нас, жителей, священными животными являются слон, корова, змея. Им мы приносим жертвы, которые мы отдаем брахманам. В нашей стране жил принц Гаутама, принявший имя Будда (Индия).
2. Слава тебе, Нил, ты оживляешь наше государство!
Орошаешь землю, кормишь и поишь птиц и рыб.
Если ты медлишь, жизнь замирает, и люди гибнут.
Еда появляется после твоего разлива.
Все живут благодаря тебе и богатства приобретают благодаря тебе (Египет).
3. В нашей стране, как и в Двуречье, две великие реки.
Они очень бурные, несут много ила и песка, поэтому одну из них называют Желтая. Наша страна – родина великого мудреца, который говорил: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы люди поступали с тобой. Страна – это большая семья, поэтому правитель должен любить и заботиться о своем народе».
4. Столица нашего государства – самый большой город Передней Азии. Его улицы четко распланированы. Город украшают храмы, красивые дома. Но с любого места нашего великого города хорошо виден царский дворец с висячими садами нашей царицы Семирамиды.
5. В отличие от многих стран наше государство располагается на берегу моря. Благодаря нашей наблюдательности у людей появилось стекло и пурпурная краска. Именно мы на своих судах совершали дальние путешествия и доказали, что Африка со всех сторон окружена морем. Но не все нас любят, есть те, кто нас проклинает и боится.
VI тур. «Соотнеси правильно»
Вы знаете, что истории не может существовать без людей, поэтому команды сейчас будут вспоминать исторических героев и определять, в какой стране они жили.
Конфуций
Ашоки
Дарий
Ашшурбанапал
Тутмос
Ассирия
Китай
Персия.
Конкурс болельщиков «Выбери правильный ответ»
Я буду читать вам вопрос и варианты ответа, ваша задача – найти правильный из предложенных вариантов.
1. Древнейшей столицей Египта являлся город:
а) Александрия; б) Вавилон; в) Мемфис.
2. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли:
а) наемниками; б) живыми убитыми; в) неприкасаемыми.
3. Письменность, возникшая в древней Финикии:
а) клинопись; б) иероглифы; в) буквы.
4. Личную охрану Дария Первого составляли:
а) бесстрашные; б) бессмертные; в) бесшумные.
5. Самая большая библиотека находилась:
а) в Египте; б) в Палестине; в) в Ассирии.
Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
при всем человечьем обличье
имеет он голову птичью.
Он рядом с богиней стоит львинолицей,
А рядом богиня – корова теснится.
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
…Мы видели бога по имени Тот,
а также богиню по имени Нут…
VII тур. «Разгадай кроссворд»
Я не случайно прочитала эти стихи, ведь сейчас наши команды будут отгадывать кроссворд, в котором есть и имена богов.
По горизонтали:
1. Правитель Израильского царства в Х веке (Давид).
2. Древнеегипетский злой бог пустыни (Сет).
3. Главный бог египтян (Осирис).
4. Знатные люди, царские советники, военачальники (вельможи).
5. Самые высокие горы в мире, защищающие Индию от холодного ветра (Гималаи).
6. Еврейский бог (Яхве).
7. Подневольный человек, чаще бывший пленный (раб).
По вертикали:
1. Большое и могущественное государство (держава).
Конкурс для болельщиков «Отгадай слово»
1. Буква финикийского алфавита, обозначающая верблюд (гимель).
2. Город-колония финикийцев в Северной Африке (Карфаген).
3. Сплав, состоящий из 9/10 меди, 1/10 олова (бронза).
4. Имя фараона, чья гробница была обнаружена археологом Картером в ХХ веке (Тутанхомон).
5. Богатырь – воин филистимлян, который потерпел поражение от юноши пастушка (Голиаф).
Я надеюсь, что наше жюри уже подвело итоги, и мы сможем назвать победителей нашей игры.
Светлана ЗВЕРЕВА, учитель истории, Тверская область
а) Александрия; б) ; в) Мемфис.
Комментарии