О важности наглядных пособий в современном процессе обучения говорить не приходится. Сегодня школа без карт и таблиц – что машина без колес: на одном объяснении учителя далеко не уедешь. По данным психологов, материал без наглядного сопровождения усваивается учениками лишь на 15%. Наглядные школьные пособия «Дрофы» – приятный повод для разговора: есть на что посмотреть, есть о чем рассказать. По выпуску картографической продукции издательство давно является признанным лидером. Его карты и атласы по истории и географии известны во всех регионах России. Но в последнее время произошли заметные изменения в методике преподавания многих школьных дисциплин. В связи с этим возникли и совершенно новые виды наглядных пособий. О том, какие виды наглядных пособий выпускает сегодня издательство, рассказывает его главный редактор Сиротин Владимир Иванович.
– Владимир Иванович, на недавно прошедшей ярмарке «Книги России» я отметила, что много посетителей стенда «Дрофы» интересовались как раз каталогом наглядных пособий, который лежит перед вами.
– Это неудивительно. На сегодняшний день «Дрофа» выпускает наиболее полный комплект наглядных пособий по всем предметам. Это не только карты по истории и географии, которые мы начинали издавать более 10 лет назад. Но также таблицы по математике, биологии, русскому и иностранным языкам; по новым предметам, таким как ОБЖ. Только для начальной школы нами издано наглядных пособий столько, что мы их собираемся выделять в отдельный каталог. Наш «ассортимент» наглядности сегодня составляет более 500 наименований. Кроме того, продукция «Дрофы» отличается не только разнообразием, но и качеством. Немногие школы готовы к тому, чтобы закупать наглядные пособия каждый год. Чаще бывает так, что уж если заказывают, то хотят, чтобы пособия были долговечными. Наши карты и таблицы напечатаны на хорошей бумаге, с двух сторон ламинированы. Мы можем по желанию заказчика делать односторонние или двухсторонние наглядные пособия – при этом наши, как правило, дешевле, чем аналогичная продукция других издательств.
– Как бы вы определили «политику» вашего издательства в отношении наглядных пособий: она нацелена на «осовремененное» переиздание уже имеющихся пособий или на создание новых видов продукции?
– Пожалуй, в ней в равной степени присутствует и то и другое. Сегодня учитель только выигрывает от того, что в его распоряжении имеется много разных видов наглядных пособий, так как появляется больше возможностей их эффективного использования. Например, использование одновременно нескольких наглядных пособий, информационно дополняющих друг друга. Используя их на разных этапах урока, учитель может не просто иллюстрировать свое объяснение, а учить детей самостоятельно анализировать и обобщать информацию, делать выводы и умозаключения. Сегодня очень важно, чтобы ребенок на уроке не был бы просто пассивным слушателем – такое обучение не будет эффективным. Важно вовлечь ребенка в процесс обучения, сделать для него учебу интересной. В этом деле лучшее подспорье – современные наглядные средства. Издательство «Дрофа» совместно с картографическим издательством «ДИК» выпускают настенные контурные карты, на которых ученик может не только сам подписывать маркером соответствующие географические объекты, но и моделировать возможное развитие территории. Условно говоря, на конкретном рельефе местности ученик может проектировать: где построить город, как лучше разместить промышленные предприятия, чтобы не нарушить экологию города… А для этого нужно учесть и направление ветра, и течение рек и т.д. То есть, работая с такими контурными картами, школьник получает возможность практического применения полученных знаний, в частности создавая территориальную модель района.
– Понятно, что география и история – это те предметы, где традиционно невозможно обойтись без картографических наглядных пособий. А как дело обстоит с другими школьными предметами, например с русским языком?
– Можно сказать, что вклад «Дрофы» в обучение русскому языку – это издание полного комплекта настенных таблиц по орфографии и пунктуации. Это именно то, без чего не обходится в школе ни один урок русского языка, и в то же время то, чего во многих школах не было никогда. Именно поэтому появление таких таблиц было учителями встречено с огромным энтузиазмом. Но после выхода таблиц мы поняли, по отзывам, что этого недостаточно. Во-первых, таблицы довольно громоздки. Во-вторых, не каждая школа может позволить себе их купить. Поэтому по просьбам учителей мы стали делать папки с наглядными пособиями, которые состоят из тех же таблиц, но в меньшем формате, также ламинированных с двух сторон, чтобы дольше служили. Такую папку учитель может иметь одну на класс или на каждого ученика и использовать ее как раздаточный материал. Кроме того, в папку входят и методические рекомендации по работе с таблицами, составленные известным методистом, автором учебника по русскому языку С.И. Львовой. В методических рекомендациях подробно раскрываются приемы работы с таблицами, которые основаны не только на педагогике, но и на психологии процессов памяти. В таблицах особым образом подобраны примеры, иллюстрирующие правила. Кроме того цвета в таблице и само расположение материала составлены так, чтобы максимально облегчить ребенку процесс запоминания.
– Значит, учителям русского языка повезло. Можно ли сказать, что также повезло и математикам? Какие новые наглядные пособия изданы для этой, пожалуй, одной из самых традиционных наук?
– В математике как в науке действительно мало что меняется со временем. Но вот в методике преподавания изменилось многое. В частности, сейчас учителя сталкиваются с тем, что у детей достаточно слабо развито пространственное мышление. Выясняется, что конструкторы – конструкторами, а вот классическую геометрическую фигуру, например пирамиду, дети плохо себе представляют. И учитель не может им ее предъявить, потому что каркасные и деревянные модели объемных фигур, которыми были раньше оборудованы кабинеты математики, уже истлели. Выход из этой ситуации нашли сами учителя-практики и предложили нам, а мы издали их разработки. Получились книжки с разрезными моделями объемных фигур, вышедшие в серии «Наглядная геометрия». Бумажную геометрическую фигуру любой ученик может изготовить за 15-20 минут, измерить ее и с ней же решить задачки: получаются реальные задачки с реальным масштабом. Таким образом и пространственное мышление учащихся развивается: они могут реально представить себе, как, например, построить сечение; и полученные знания дети могут применить на практике, когда самостоятельно клеят фигуру, а может быть и создавая свою собственную модель.
– Вы уже упоминали, что наглядные пособия для начальной школы можно выделить в особый каталог, поскольку в основном они занимают слишком много места. И тем не менее какие из этой серии наглядных пособий заслуживают особого внимания?
– Все наши пособия по окружающему миру, русскому языку, математике для 1-4 классов хороши тем, что учитель их может использовать, по какому бы комплекту учебников он ни работал. Весь материал в таблицах четко соответствует программе. Таблицы, которые мы выпускаем, цветные, красочные, выполнены хорошими художниками. Учитель может их использовать на любом этапе урока, а также для оформления кабинета. Недавно мы начали выпускать разрезные таблицы по математике, которые представляют собой некую основу, канву, которую ребенок может дополнить сам и потом самостоятельно составить и решить «свою» задачу. Такие таблицы можно отнести к области «хорошо забытого старого»: раньше подобные наглядные пособия были в школах, но сейчас их уже практически нигде не осталось. Также для начальной школы по русскому языку есть полный комплект таблиц с методическими рекомендациями по их использованию на уроках, аналогичный тому, что разработан в основной школе.
– Наглядные пособия издательства «Дрофа» нацелены только на процесс успешного обучения, или же можно сказать, что они решают и воспитательные задачи?
– На мой взгляд, процесс обучения неотделим от воспитания. Преподавая любой предмет, учитель непременно характеризует время и тех выдающихся ученых, писателей, исследователей, которые внесли большой вклад в мировую и отечественную культуру и науку. Издательством «Дрофа» начат выпуск новых комплектов портретов для кабинетов химии, биологии, русского языка и литературы, истории и др., куда вошли портреты многих русских деятелей науки и культуры, чьи имена ранее были незаслуженно «забыты». Все портреты выполнены замечательными художниками. Школьник, знакомясь с биографией ученого, писателя или поэта, должен видеть его на портрете в классе – только тогда все сведения, связанные с открытиями и творчеством станут для него не просто информацией, а будут связаны с образом конкретного человека, который реально прославил нашу страну своими достижениями, творениями, открытиями. Это обогащает внутренний мир ребенка, расширяет его кругозор. Что греха таить, зачастую сегодняшние ребята не всегда представляют себе, как выглядел, к примеру, Тимирязев или Тютчев, а это печально, ведь это гордость и слава нашей страны.
– Наряду с проблемами воспитания не менее актуальными остаются и вопросы безопасности жизни школьников.
– В этом направлении нашими редакциями проведена большая работа по созданию и выпуску настенных таблиц к курсу ОБЖ. Нужно сказать, что в отличие от существовавших ранее таблиц о правилах противопожарной безопасности новые имеют большую практическую направленность. Например, есть таблицы, посвященные правилам поведения при загорании телевизора, при устройстве новогодних праздников и т.д. В связи с тем, что в последнее время изменился и сам источник опасности, мы выпустили такие таблицы, где наглядно показано, как вести себя при угрозе взрыва или как действовать, попав после взрыва в завал. Думаю, эти пособия в сочетании с занятиями по ОБЖ сегодня школе необходимы не менее таблицы умножения и знания орфограмм.
– И все же, как быть тем учителям, которым такой «арсенал» наглядных пособий сегодня не по карману, а важно иметь, как вы говорите, все?
– Мы готовим и уже начали выпускать мультимедийное сопровождение к учебным курсам, куда обязательно будут включены и все наглядные пособия. Учитель может и на уроке показать такую «виртуальную» таблицу, и ребенок рассмотрит ее на компьютере дома. Это интересно, современно, это работает на развитие ребенка, готовит его к будущей профессии в век информатизации.
Комментарии