search
main
0

Лучше предупредить

Хорошо, когда образовательная среда насыщенная и разнообразная, но также важна ее психологическая безопасность. От того, насколько комфортно находиться в школе или в детском саду и педагогу, и ребенку, зависит качество учебного процесса. Однако проблемы, связанные с деструктивными явлениями, есть, и одна из них – буллинг.

Например, результаты недавних исследований показали, что с травлей сталкиваются от 38% до 52% российских школьников, из них с психологической агрессией – 32%, с физической – 26,6%. Агрессорами являются ровесники (53%), старшие ученики (21%) и учителя (26%). Чаще всего буллингу подвергаются ученики основной школы (61%).

Любопытную картину продемонстрировало исследование, проведенное Казанским федеральным университетом в 2019 году. Оказалось, что дети по десятибалльной шкале оценивают уровень травли и агрессии в школах на 7-8 баллов, тогда как их учителя – на 3-4 балла. И, к слову, учителя располагаются последними в списке тех, кому дети рассказали бы о травле (8%). В первую очередь своей бедой школьники готовы поделиться с родителями (47%), а 20% из ребят, подвергшихся буллингу, вообще не хотят ничего никому рассказывать.

Школьники, принимавшие участие в опросе, называют основными причинами травли внешний вид (43,8%) и принадлежность к национальности (33,8%). В то же время не только дети сталкиваются с организованным унижением. Например, порядка 70% учителей признались, что были объектом травли (данные за 2018 год). Из них большая часть – со стороны учащихся. Однако педагогам доставалось и от родителей, и от администрации. Особенно это касается молодых специалистов.

У буллинга есть своя структура: его постоянные действующие лица – буллер (агрессор) и жертва. Но часто бывает так, что буллерами становятся дети, которые не хотели сделать ничего плохого. Однако их импульсивное поведение привлекло внимание и создало «группу поддержки».

Кибербуллинг, который в последние годы набирает обороты, в чем-то даже страшнее обычного. Буллера не всегда можно вычислить, поскольку он умеет сохранять анонимность. Кроме того, относительно жертвы лавиной распространяются фейки, и, что самое болезненное и неприятное, с этой информацией, зачастую лживой и оскорбительной, знакомится большое количество людей.

С проявлениями буллинга нужно работать комплексно, включая взаимодействие как с жертвой, так и с буллером, при этом подключая родителей, классного руководителя, класс. Ведь буллинг и его последствия, и это подтверждают психологи, наносят психологическую травму всем без исключения.

Поэтому необходима профилактическая работа, которая в том числе позволяет измерять уровень школьной тревожности, выявлять детей с эмоциональной неустойчивостью, враждебностью, заниженной само­оцен­кой и вовремя оказывать помощь. Всегда легче предупредить, нежели потом бороться с последствиями.

Маргарита ВИТАЛЬЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте