«Конкурс помог мне избавиться от так называемого синдрома самозванца», – признается учитель английского языка школы №5 города Майского Карина КУШХОВА. Решиться на участие во Всероссийском конкурсе для молодого педагога было непросто. И хотя стаж у нее семь лет, но в пятой школе Карина Арсеновна преподает английский язык всего третий год (считая этот учебный год). До этого работала в гимназии №4 города Нальчика. Считает, что ей просто несказанно повезло с коллективами, где у опытных коллег научилась многому, в первую очередь умению постигать и открывать новое, совершенствовать свое мастерство.
Высокая планка
– Я рано осознала, что учитель – это образ жизни, – признается Карина Арсеновна. – И к тому же интуитивно почувствовала, что главное при этом – всегда оставаться искренним человеком, то есть самой собой, чтобы не попасть в зависимость от имиджа. Не надо пытаться вылепить из себя того, кем ты не являешься на самом деле, потому что не будешь счастлив ни ты, ни те, кто рядом с тобою.
Учительство для Карины, можно сказать, стало единственной и естественной стезей в жизни. Недаром Карина так точна в выражениях, когда говорит, что путь в профессию ей проложил прадедушка. О нем, авторитетном, уважаемом учителе, хранится добрая память не только в семье. Его высокая планка требовательности к себе перешла по наследству к Жанне Мурадиновне, маме Карины. Тридцать лет своей жизни та посвятила школе, детям. Их успехи, радости и огорчения были тем ядром, вокруг которого строилась жизнь Жанны Мурадиновны.
В мамину профессию стала играть и смышленая девочка Карина. Собрав в круг младших братьев, подруг, она давала задания, оценивала их работы, журила за нерадивость. И была счастлива, что все получается, как у настоящей учительницы. Может, вот это яркое чувство радости, которое вопреки всем законам математики умножается, если им делиться с окружающими, и стало определяющим при выборе учительской стези. Большая удача – найти в юности свой путь и идти по нему, не мечтая о других дорогах.
Первые уроки в гимназии словно вернули вчерашнюю выпускницу Кабардино-Балкарского университета в детство. В радость было входить в класс, озадачивать учеников необычными заданиями, пробуждать интерес к незнакомому языку.
Энергии, сил и задора молодой учительнице не занимать. Шутит, что готова прополоть все баобабы, полететь на Луну, исследовать весь мир. Но поскольку ее место в жизни – это школа, то все она делает не в одиночку, а вместе с учениками.
Свою профессию Карина Арсеновна считает постоянным восхождением с целью покорения новых вершин. Ей ли, выросшей на Кавказе и любящей ходить в горы, не знать, что, когда в походе видишь перед собой вершину, то так хочется на нее взойти! А когда достигнешь ее, то осознаешь, что это вовсе не самая высокая точка. Так и в учительской профессии. Чем больше познаешь, тем больше хочется открывать новое, убеждена Карина Арсеновна.
Любовь к родному языку
Почему Карина выбрала именно лингвистический факультет? Признается, что интерес к изучению иностранных языков берет начало от любви к родному кабардино-черкесскому. Всегда нравилось узнавать новые слова, сравнивать их звучание с русским языком. Сейчас со своими детьми – дочерью, ученицей третьего класса, и пятилетним сыном – Карина любит вместе читать сказки, разучивать стихи на родном языке. Сожалеет, что мало аудиозаписей, сказок, мультфильмов на кабардино-черкесском языке. Вообще хотелось бы, чтобы уделялось больше внимания выпуску пособий по изучению родной речи. В школе детям преподают родной язык. Но учебники, которые создаются для школьников, никак не связаны с цифровыми ресурсами.
Мне было интересно узнать, что и дипломная работа студентки лингвистического факультета Кабардино-Балкарского университета была связана с родным языком. Особенно познавателен раздел о сопоставлении определенных зоонимов (клички диких или домашних животных) в английском, итальянском и кабардино-черкесском языках (Карина Арсеновна владеет еще и итальянским языком). Представьте, что оформленные в единую таблицу сведения дают возможность включить воображение, поразмышлять о сходствах и различиях зоонимов. Как оказалось, одни и те же названия животных в трех языках имеют различные переносные значения. К примеру, в кабардино-черкесском языке зооморфизм «бык» имеет совпадение с английским и итальянским. Метафору применяют, когда хотят сказать о человеке, что он сильный. А вот в кабардино-черкесском языке еще доминирует другое значение – «тупой». Слово «орел» в итальянском и английском можно применить к свободолюбивому, гордому, смелому человеку. А в кабардино-черкесском этим словом могут назвать скандального человека с претензиями. В ходу у народа пословица: «Задиристый орел часто остается с поломанными крыльями». Я была благодарна свой собеседнице за своеобразный лингвистический ликбез.
В ходе разговора затронули мы вопрос о раннем изучении иностранных языков.
– Не разделяю стремления родителей с малолетства учить детей какому-то иностранному языку, – отмечает Карина Арсеновна.
Поясняет, что ей нередко приходилось выслушивать пожелания продвинутых родителей, что хорошо бы начинать изучение английского языка в детском садике. На такие предложения учительница английского языка отвечает однозначным нет. Языковую картину мира ребенок должен познавать сначала на своем родном языке.
Без танцев не обойтись
Городок Майский, куда вся семья два года назад переехала из Нальчика, поразил Карину своей неспешностью. Порадовало, что здесь все в шаговой доступности. В школу можно спокойно дойти пешком. Дочь на занятия танцами, музыкой и плаванием добирается самостоятельно. Кстати, занимается Айша в музыкальной школе, где в свое время брал первые уроки вокала Дима Билан. Пятилетний сын Умар с удовольствием постигает искусство танца. Перед глазами у дочери и сына пример мамы – до переезда в Майский она оттачивала мастерство в Школе адыгского танца. Пластика проявляется в походке, во всех движениях учительницы.
Для Карины Арсеновны принцип «не упусти таланты» стал доминирующим по отношению и к собственным детям, и к ученикам. В наше время нужна немалая доля твердости характера, чтобы опираться на свой собственный выбор и личные предпочтения. У молодого педагога, судя по всему, получается легко и естественно следовать своей тропой.
Почему молодая учительница английского языка Карина Арсеновна решилась на участие во всероссийском конкурсе? Все сложилось само собой. На прежнем месте работы Карина Арсеновна довольно успешно участвовала в состязании молодых педагогов. Приобретенный опыт придал уверенности в своих силах. Потому и участие в конкурсе «Учитель года» можно считать закономерным. Порадовало, что педагоги из гимназии Нальчика и их коллеги из пятой школы города Майского были единодушны в желании помочь молодой учительнице. Уроки английского языка Карина Арсеновна проводила и в гимназии, где ее встретили с большой радостью, и в общеобразовательной школе. (Надо заметить, что в Майский семья переехала в связи с тем, что здесь было место работы главы семейства, врача по специальности.) Карина Арсеновна благодарна судьбе, что в начале педагогического пути она оказалась в замечательном коллективе гимназии под руководством мудрого директора Риммы Артаговны Нагоевой. Поддержка и помощь опытного наставника Зулии Хабижевны Гедгафовой, завуча по научно-методической работе, победителя регионального этапа и финалиста Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, ободряла и вдохновляла. И в новом коллективе Карина Арсеновна тоже чувствовала себя комфортно. Прислушивалась к советам, чутко реагировала на все замечания. Спасибо говорит она и Марии Викторовне Денисенко, завучу по научно-методической работе, и Нэлли Владимировне Ломоносовой, учителю русского языка и литературы, и другим педагогам, внесшим свой вклад в восхождение молодой учительницы на новую вершину. Карина Кушхова на Всероссийском конкурсе «Учитель года» вошла в число пятнадцати лучших педагогов. Примечательно, что сама она считает успех подарком судьбы. Как потом признавалась своим коллегам, после конкурса возвратилась домой с одним желанием – стать лучше.
В добрый путь!
Именно на заключительном этапе состязания Карина Арсеновна ясно осознала, как важно, чтобы в Кабардино-Балкарии появился клуб «Учитель года». Хочется, чтобы тот опыт, который получают все конкурсанты, приносил пользу другим педагогам. Он не должен быть растрачен.
Конкурс – это уникальная школа повышения мастерства. За короткий промежуток времени делаешь и узнаешь столько всего, что в обычном режиме займет год, а то и больше, считает Карина Арсеновна. Конечно, идея создания такого клуба возникала и раньше, во всероссийском конкурсе педагоги Кабардино-Балкарии участвуют с 1998 года. Но как-то не удавалось мечту воплотить в жизнь, видно, время не пришло. И вот настал момент, когда благодаря совместным усилиям Министерства образования и Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников клуб был создан. В конце прошедшего года в Нальчике на базе центра прошел первый семинар. Его участниками стали победители муниципальных этапов конкурса «Учитель года» разных лет. Намечена и реализуется программа развития клуба. Пожелаем его капитану Карине Арсеновне Кушховой доброго пути!
Надежда ТУМОВА, Кабардино-Балкарская Республика
Комментарии