Урок русского языка – это не заучивание правил и писание четким почерком. Урок русского языка – это размышление, анализ, самостоятельные выводы. А чтобы уметь все это, нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь. Представить урок русского языка без словаря невозможно. Тем более в нашем стремительном мире, когда каждый день появляются все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны.
Словари – хранители сокровищ русского языка. Чем раньше ребенок научится ими пользоваться, тем легче ему будет учиться, притом что знания будут шире. Задача учителя – помочь ученику сначала осознать необходимость пользования словарями, затем – овладеть этой наукой. В каждом словаре свои сокращения, свои условные знаки, обозначения. Впрочем, тут есть некоторая проблема. Словарей сейчас множество – хороших и разных. Чуть ли не каждое издательство считает своим долгом выпустить свои разъяснения к словам. Причем делают это в меру своего уровня грамотности, далеко не всегда высокого. Я за то, чтобы словарей было меньше. Но лучше! Есть, к счастью, словари, уже ставшие классическими, без которых невозможно представить историю и современность русского языка.
Пожалуй, первый и главный словарь, с которым стоит ознакомить школьника на уроке русского языка, – Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Изданный впервые в 1863-1866 годах, он никогда не устареет, потому что это не просто разъяснение слов, это занимательное чтение о русском языке и его истории. Сам В.И.Даль так говорил о своей работе: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных. Слова «живаго великорусскаго языка» указывают на объем и направление всего труда». В первом издании словаря было помещено около 200000 слов, из которых 80000 Даль собрал самостоятельно. Важно, что в словаре много примеров, в числе которых пословицы и поговорки, коренные русские изречения – их более 30 тысяч.
Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д.Н.Ушакова появился значительно позже – в 1935 году. Казалось бы, сейчас уже другой век, но книга эта по-прежнему актуальна. Словарь включает около 85000 слов. Словарь Ушакова не претендует на полный охват всех слоев лексики русского языка, однако составители словаря учитывали семантику каждого включенного слова, тщательно фиксировали устаревающие и вновь возникающие значения. Впервые в нем последовательно введены в словарь фразеологические единицы.
В 1949 году увидело свет первое издание Словаря русского языка С.И.Ожегова, включающего около 57000 слов. В нем широко представлена просторечная лексика, употребительная в литературе и в разговорной речи. Слова снабжаются грамматическими пометами и указаниями грамматических форм. Ожегов разъяснил многие новые для того времени слова, не устаревшие и по сей день, например «автоматика», «радиолокатор».
Безусловно, заслуживают внимания педагога Словарь современного русского литературного языка Академии наук СССР объемом в 17 томов, Малый толковый словарь русского языка В.В.Лопатина и Л.Е.Лопатиной, Школьный толковый словарь русского языка М.С.Лапатухина, Краткий толковый словарь русского языка, составленный рядом ученых-языковедов, под редакцией В.В.Розановой.
Елена СТАРИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №47, Омск
Комментарии