search
main
0

Лучше быть богатым и здоровым. Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ

Я вспоминаю фразу из учебника экономики, обращенную к руководителю любого предприятия: «Если вы не понимаете сути своего потребителя, то, значит, вы не понимаете сути своего производства».

Я помню одну из коллегий Минобразования РФ, когда на одного моего товарища чуть ли не затопали ногами, когда он сказал фразу о том, что система образования должна соответствовать требованиям экономики. Ему в ответ говорили, что образование не имеет права подчинять себя экономике, ибо оно самодостаточно. Можно спорить и дальше, что первично, а что вторично, но спор несколько надуманный, потому что первично одно – наш ученик, которому все мы желаем в жизни успеха. Если мы не сможем ему помочь разобраться в выборе своего пути, своего некоего соответствия рынку труда, то он вряд ли сумеет заработать себе на жизнь столько, чтобы считать себя успешным человеком. Лермонтов писал, что богатство – это еще не счастье, но оно ближе к нему, чем бедность. Я не о том, будет ученик богатым или не будет. А о том, что мы должны сделать все, чтобы он не был бедным, нищим и безработным, то есть не был несчастным в жизни.

У России богатые традиции профессионального образования. У нас много наработанного, но грядут изменения, и это вызывает некоторые опасения. У любой реформы образования всегда есть свои плюсы и минусы. Это неизбежно. Одно из побочных явлений реформы образования – увеличение разрыва между поколениями. Но образование не должно быть фактором расслоения по любому принципу – национальному, религиозному, имущественному. Поэтому я бы очень хотел, чтобы родительское сообщество не воспринимало идеи реформы школы и профессионального образования как «крест» на той школе и системе профобразования, которые они помнят, знают и, уверен, уважают. На самом деле мы просто идем дальше, потому что жизнь не стоит на месте. Мы идем не в сторону, не перепрыгиваем на чужое, а развиваем образование.

Для нас очень важен проект закона, предполагающего регламентацию участия объединений работодателей в разработке стандартов профессионального образования, разработке направлений подготовки, в оценке качества профобразования и так далее. Когда у нас работодатель начнет жестко и требовательно принимать выпускника НПО, СПО, ВПО, тогда эти звенья системы заинтересуются не теми учениками, которые приносят в кассу учебных заведений много денег за свое обучение, а и теми, которые в самом деле сориентированы, способны, осмысленно выбрали профессии. Пока наши работодатели не начнут жестко и требовательно принимать выпускников вузов ссузов и ПТУ, система профобразования будет более или менее равнодушно относиться к тому, какой выпускник школы к ним пришел.

В стране официально зарегистрировано около 100 объединений работодателей. Никто не говорит, что все они будут писать стандарты, потому что этим главным образом должны заниматься методисты, ученые, педагоги. Но, с другой стороны, все методисты, ученые, педагоги должны будут в своей работе учитывать интересы работодателей. Потому что, если этого не делать, выпускники профессиональных учебных заведений будут обречены на переучивание практически сразу после получения дипломов, что сегодня и происходит. Я недавно разговаривал с заместителем директора по кадрам большого КБ, и он сказал, что всех выпускников вузов, которые приходят, они тут же отправляют на шестимесячную переподготовку. То же самое происходит с выпускниками систем НПО и СПО – их переучивают, «дотягивают» на производстве. И все потому, что работодатели не имеют пока законного права влиять на разработку стандартов профобразования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте