search
main
0

Лучшая форма, придуманная человечеством. Тема «Дух демократии». 10-й класс

Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель их в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку. Ценность состоит и в том, чтобы обобщить знания самих учителей, которые обычно ограничены рамками своего предмета. Проведение интегрированного урока английский язык – обществознание по теме «Дух демократии» стало возможно только благодаря желанию учителя английского языка и учителя истории. Подготовка состояла в выборе темы урока, в совместном планировании с точки зрения методов и форм, содержания, конкретного участия каждого учителя в его проведении. Выбранная тема соответствовала материалу учебника по английскому языку, по которому занимаются школьники (учебник «Счастливый английский» для 10-го класса, автор В.Кузовлев), и учебника обществознания для 10-го класса (А.Кравченко). Это занятие способствовало переносу разобщенных знаний и умений из разных дисциплин в единое целое. Считаем, что творческое содружество преподавателей разных дисциплин может принести огромную пользу.

….. Что демократичнее: смешанная республика или парламентская монархия. Демократичный, наследственный. Демократия не самая лучшая форма правления… Толерантность. Разные формы управления государством. Общественный, законный. От демократии до тирании – один шаг. Монархия. Суть демократии. Парламентский, конституционный. В споре рождается истина. Демократия.

Цели: совершенствовать умение выступать публично, отстаивать свою точку зрения, аргументировать собственное мнение, анализировать полярные позиции, а также навыки монологической и диалогической речи на английском языке. Провести закрепление лексики по теме «Политическая система Великобритании».

Развивать умение сравнительного анализа и обобщения, вести диалог и использовать межпредметные связи.

Способствовать воспитанию гражданской культуры, толерантности и активной гражданской позиции.

Задачи: развивать навыки работы в группах, творческое и критическое мышление у подростков, лидерские качества и ораторские способности.

Оборудование: стенды «Монархия», «Республика», «Дух демократии», «Признаки демократического государства»;

видео: «Коронация Елизаветы II», выступление Президента РФ В.В. Путина на пресс-конференции 2007 г. (ответы на вопросы журналистов);

раздаточный материал. Новая форма обобщения материала.

Синквейн (с франц. «5 строк»)

1. Тема обсуждения дебатов.

2. 2 прилагательных.

3. 3 глагола.

4. Смысловая фраза.

5. 1 слово, вывод, реакция, связанная с темой.

4) Конституция РФ.

5) Таблички на столах (на русском и английском языках).

Спикер, Секретарь, Ораторы, Пресса.

На доске цитата: «Демократия не самая лучшая форма правления, но человечество пока лучшего не придумало».

Ниже написана памятка участника дебатов.

Внимательно слушай и постарайся услышать голос своего оппонента.

Помни, что ты активный участник дебатов.

Если твоя точка зрения не совпадает с точкой зрения оппонента, выслушай ее до конца, не перебивая.

Критикуй, но не оскорбляй своего оппонента.

Спорь честно и искренне.

Уважай мнение своего оппонента.

Ход урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он не только интегрированный, но и проходить он будет в форме Оксфордских дебатов. Основной вопрос дискуссии: какая форма правления является наиболее демократичной: парламентская монархия или смешанная республика.

К нам приехала делегация из Великобритании. Поприветствуем наших гостей (ученики, изучающие английский язык, четыре оратора и переводчик).

Я, спикер, напомню вам регламент наших дебатов.

Спикер дебатов учитель обществознания Зинаида Мурина, спикер не принимает участия в дебатах и не принадлежит к какой-либо из выступающих сторон.

Спикеру ассистирует секретарь, который информирует ораторов о времени, оставшемся до конца выступления, и ведет протокол. Секретарем является учитель английского языка Гузель Замышляева.

Перед началом дебатов участники занимают определенные места согласно плану. Свои места занимает: публика на стороне докладчиков, публика на стороне оппозиции и публика нейтральная – «болото».

Ораторы во время дебатов стоят не за трибуной, а рядом с ней: докладчики с правой стороны спикера, оппозиция – с левой. Секретарь показывает карточки со временем, оставшимся до конца выступления.

Участники дебатов обращаются друг к другу: «господин» и «госпожа».

Участники дебатов имеют право задавать вопросы и оглашать информацию. Для этого они поднимаются с места, положив левую руку на голову, а правую – подняв вверх, и произносят слова: «Вопрос» или «Информация».

Ход дебатов

Ораторы – представители РФ

I оратор. Господин М.Колесник

По регламенту – 8 минут.

«Республика» («общее дело») – это такая форма правления, при которой органы власти формируются выборным путем.

В РФ действует важный принцип демократии – выборность органов государственной власти и главы государства на определенный срок. А также источником власти является народ. Это закреплено в Конституции РФ (ст. 3 часть 1).

Существуют общественные организации, которые осуществляют контроль над политикой, проводимой государством: Общественная палата, общество «Мемориал», правозащитные организации – «Фонд защиты гласности» и др.

В РФ действует механизм разделения властей на исполнительную, законодательную, судебную.

Гражданам РФ предоставляется свобода экономической деятельности (ст. 8 часть 1). Действует принцип гласности и открытости для общественных процессов, происходящих в общественно-политической жизни государства.

Ораторы – представители Великобритании

I оратор. Госпожа Л.Вагапова (говорит на английском)

Конституционная монархия – форма правления, основанная на конституционной системе, которая признает выбранного или наследного монарха в качестве главы государства.

Великобритания является парламентским демократическим государством во главе с конституционным монархом Елизаветой II. Британская конституция не отражена в едином документе, а состоит из комбинации законов и конвенций. Королева является важным символом национального единства. Ее абсолютная власть на сегодняшний день сильно ограничена парламентом. Он является высшей законодательной властью в Британии, а премьер-министр – реальным главой государства. Парламент состоит из Палаты общин и Палаты лордов. Процедура заседаний обеих палат транслируется по телевидению и радио. Главные выборы членов парламента проводятся один раз в пять лет. Правительство формируется партией, которая составляет большинство в Палате общин. Именно она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Премьер-министр назначает примерно сто министров, из которых двадцать составляют «Кабинет» – группу, принимающую основные политические решения. Вторая по численности партия формирует официальную оппозицию со своим лидером.

II оратор. Господин Грачев

По регламенту – 6 минут

В Конституции РФ закреплены права и свободы человека и гражданина – как отдельной личности, так и социальных образованиий, в которых проявляется эта личность (ст. 2). В Конституции закреплены права человека на частную собственность, заработанную физическим или умственным трудом, которая защищается государством наравне с государственной, муниципальной и другой собственностью (ст. 8 часть 2).

В России все граждане имеют равные права перед законом без различия пола, расы, языка, религии, политических убеждений, социального положения (ст. 6 часть 2).

В России существуют общественные организации, например общество «Мемориал», созданное на базе широкого общественного движения в 1988 г. Первым его представителем был академик Сахаров. Основные цели: борьба против тоталитаризма, восстановление исторической правды, сохранение и увековечение памяти жертв репрессий.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Россия – демократическое государство.

II оратор. Госпожа Верескун (говорит на английском)

По регламенту – 6 минут.

Британия является конституционной монархией и парламентарным демократическим государством. В Британии существует действующий механизм разделения властей, при наличии эффективной системы сдержек и противовесов. Наличие развитого гражданского общества и эффективной судебной системы. Существует равенство граждан перед законом, а также всеобщее и равное избирательное право. У граждан есть возможность участвовать в политической жизни государства как путем прямого волеизъявления, так и через участие в выборах. Законодательством гарантированы политические права и свободы граждан. Существует действенный общественный контроль над политикой, осуществляемой государством через общественные организации: «Фабианское общество», «Роза ветров», «Окружающая среда» и др. Гражданам Великобритании предоставляется свобода экономической деятельности, в том числе свобода предпринимательства. Существует гласность и открытость для общества процессов, происходящих в общественно-политической жизни государства. Великобритания является настоящим демократическим государством.

III оратор. Госпожа Безрокова

В Великобритании нет официальной конституции. Существуют акты и конституционные обычаи, которые иногда регулируют обрядовые вопросы заседания парламента.

Официально парламентом Великобритании считаются королева, Палата лордов и Палата общин. Фактически власть сосредоточена в руках кабинета министров, являющегося орудием монополистического капитала.

Высшим органом королевского управления формально считается Тайный совет, состоящий из министров и других членов, назначенных королевой. Выборной является лишь нижняя палата. Палата лордов состоит из наследственных пэров.

Активное избирательное право в Великобритании имеют лица обоего пола, достигшие 21 года и проживающие в избирательном округе к моменту регистрации избирателей. Население колоний в выборах Палаты общин не участвует. Пассивное избирательное право осуществляется, как правило, лишь представителями имущих классов. От лица, выставляющего свою кандидатуру, требуется залог в размере 150 фунтов стерлингов, который не возвращается, если кандидат не соберет на выборах 1/8 поданных в округе голосов.

Трудящиеся лишены возможности пользоваться политическими правами и свободами, декларируемыми законом. Многие общественные партии не могут иметь печатных органов.

Тайна голосования грубо нарушается нумерацией бюллетеней и выдачей их избирателям с отметкой номера бюллетеня против фамилии последних.

В Великобритании происходит фашизация государственного аппарата. Мощным орудием монополистического капитала является стабильная высшая бюрократия, так называемый административный класс, оказывающий решающее влияние на работу департамента.

Судебная система построена по принципу назначения сверху. Состав судов крайне реакционен – судьи проводят политику господствующего класса.

III оратор. Госпожа Ильина

Я считаю, что у Президента РФ гораздо больше полномочий, чем у королевы Великобритании. Монарх является лишь неким символом единства нации и преемственности государственной власти. Тогда как Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (несомненно, в таких случаях он влияет на исход заседаний, т.к. Председателя Правительства он назначает сам по соглашению с Государственной Думой). Кроме того, наряду с парламентом Президенту РФ принадлежит право законодательной инициативы. То есть президент как-нибудь да касается исполнительной и законодательной ветвей власти. А также и судебной власти, т.к. представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, а также назначает судей других федеральных судов. Таким образом, нарушается важный элемент демократии – разделение властей.

Еще Президент РФ имеет огромное количество полномочий:

– представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ;

– по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от нее заместителей председателя Правительства РФ, федеральных министров;

– формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

– назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил РФ;

– вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с сообщением об этом парламенту;

– назначает выборы Государственной Думы и может распустить ее в установленном законом порядке;

– назначает референдум;

– подписывает и обнародует федеральные законы.

И практически президента сложно свергнуть с поста. Это можно проследить по статье 93 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения».

Но президент сам представляет кандидатуры судей Верховного суда РФ и может распустить Госдуму. И если Совет Федерации не поддержит предложение Госдумы снять президента с поста, то, вероятно, так и произойдет. Поэтому депутаты Госдумы сильно рискуют, предлагая отстранить президента.

IV оратор. Госпожа Кузьмина

Для начала обратимся к Конституции РФ, а именно к главе I, статье 1, части 1 (см. Конституцию).

В настоящее время Россия – это смешанная республика. Республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избранными населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания «respublium», которое обозначает «общее дело».

Признаки республики:

Источником власти признается народ.

Коллективное правление.

Все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом (принцип выборности).

Органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свои полномочия.

Высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий.

Должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия.

Демократия происходит от двух греческих слов «демос» – «народ» и «кратос» – «сила», «правление». В современной политической науке под демократией понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Одна из демократических черт современной России – это многопартийность.

В Конституции РФ признаются политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических партий, но у многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невеликая численность.

Многопартийностью называют такую партийную систему, когда в стране существуют и легально действуют более 2 политических партий.

Многопартийность способствует поиску соглашения с представителями различных политических партий и выработке стратегии и тактики в различных сферах общества. Спектр политических партий и движений современной России многообразен. Наиболее значительные партии: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ», «ЛДПР» и т.д.

В отличие от Англии в России есть конституция. Конституция РФ – основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу. Это означает, что все иные законы и правовые акты, принимаемые в нашем государстве, основаны на конституции.

Роль Конституции нашей страны:

закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

упорядочить государственную власть;

утвердить правосудие;

регулировать образование законодательных и исполнительных органов власти;

установить избирательную систему.

Конституция включает совокупность правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя РФ; права, свободы и обязанности личности и т.д. Конституция закрепляет принцип взаимной ответственности государства и личности. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их соблюдение – главная обязанность государства.

IV оратор. Господин Пчельников (говорит на английском)

Казалось бы, монархия – это такое государство, где власть главы государства передается по наследству, а значит, и интересы граждан просто не рассматриваются, тогда как при республиканской форме правления граждане выбирают своего представителя в зависимости от своих нужд и убеждений. Однако в Англии монарх является лишь неким символом единства нации и преемственности государственной власти, сохранившимся с прошлых времен. И ни в коем случае нельзя считать, что нарушается демократический признак того, что источником власти является народ, ведь существует и представительная власть – Палата общин (вместе с Палатой лордов составляет парламент). Монарх может посещать парламент только по специальному приглашению, даже его ежегодная речь при открытии работы парламента составляется только под руководством премьер-министра, и ни одного слова не может быть изменено.

Процедуры заседаний обеих палат транслируются по телевидению и радио.

В Британии существует действующий механизм разделения властей, при наличии эффективной системы сдержек и противовесов. Наличие развитого гражданского общества и эффективной судебной системы. Существует равенство граждан перед законом, а также всеобщее и равное избирательное право. У граждан есть возможность участвовать в политической жизни государства, как путем прямого волеизъявления, так и через участие в выборах. Законодательством гарантированы политические права и свободы граждан. Существует действенный общественный контроль над политикой, осуществляемой государством через общественные организации. Гражданам Великобритании предоставляется свобода экономической деятельности, в том числе свобода предпринимательства. Существуют гласность и открытость для общества процессов, происходящих в общественно-политической жизни государства. Великобритания является настоящим демократическим государством.

После выступления первых ораторов идет просмотр видеоматериалов, представленных сторонами: «Коронация Елизаветы II», выступление Президента РФ Путина В.В. на пресс конференции 2007 г. (ответы на вопросы журналистов).

Во время дебатов с публикой со стороны докладчиков Великобритании были заданы следующие вопросы:

1. Полезен ли для развития страны столь большой объем полномочий Президента РФ?

2. Чем объясняются недостатки текста Конституции РФ?

3. Во имя чего нужна была конституционная реформа в России?

Была также оглашена информация:

В ноябре 1999 г. лейбористы завершили первую ступень реформы палаты лордов, когда все, кроме 92 из 750 наследных пэров, потеряли свое право заседать и голосовать в палате. Мы считаем это проявлением демократии.

Публикой со стороны докладчиков России были заданы следующие вопросы:

1. При монархии, когда власть передается по наследству, есть ли гарантия того, что наследный монарх будет дееспособным?

2. Почему в Великобритании нет единой конституции?

3. Каким образом формируется правительство и чем это можно объяснить?

После завершения дебатов «болото», которое состояло из учеников 7-8-х классов голосовало «ногами», принимая ту или иную сторону. Голоса разделились приблизительно поровну.

Обобщение прошло в форме синквейна. Вот некоторые примеры ответов учащихся:

1. Тема обсуждения дебатов. Что демократичнее: смешанная республика или парламентская монархия.

2. 2 прилагательных. Демократичный, наследственный.

3. 2 глагола. Оспаривать, доказывать.

4. Смысловая фраза. Демократия не самая лучшая форма правления…

5. 1 слово, вывод, реакция, связанная с темой. Толерантность.

1. Тема обсуждения дебатов. Разные формы управления государством.

2. 2 прилагательных. Общественный, законный.

3. 2 глагола. Услышать, понять.

4. Смысловая фраза. От демократии до тирании – один шаг.

5. 1 слово, вывод, реакция, связанная с темой. Монархия.

1. Тема обсуждения дебатов. Суть демократии.

2. 2 прилагательных. Парламентский, конституционный.

3. 2 глагола. Властвовать, управлять.

4. Смысловая фраза. В споре рождается истина.

5. 1 слово, вывод, реакция, связанная с темой. Демократия.

Анализ урока

Форма: современный интегрированный урок.

Вид: учебно-практическое занятие Оксфордские дебаты.

Тип: закрепление, обобщение знаний с получением новых знаний.

Способ учебной деятельности: вербальный, визуальный, практический.

Методы обучения:

1) метод устного обучения;

2) метод наглядного обучения;

3) метод обучения по тексту (Конституция РФ);

4) практический метод;

5) интегрированный метод.

Логические приемы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Точки соприкосновения в интегрированном уроке: выступление ораторов на тему «Формы правления. Монархия. Республика» на английском языке.

Мы постарались использовать такие приемы, как мозговая атака, работа в группах, смысловые и ролевые игры, коммуникативные игры.

Зинаида МУРИНА, учитель обществознания; Гузель ЗАМЫШЛЯЕВА, учитель английского языка, Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте