«Уважаемые учителя, поднимите, пожалуйста, руку те из вас, кто был в свое время членом партии», – импозантный ведущий, похожий на капитана дальнего плавания, по-морскому приложил ладонь ко лбу и несколько секунд всматривался в зрительный зал, будто в открытый океан. «Благодарю, если на глаз, то больше половины. А теперь поднимите руку те, кто искренне верил в те далекие идеалы», – несколько поредевший, но все-таки достаточно густой лес человеческих десниц шоумена явно удовлетворил. «Ну, и, напоследок: дайте знать о себе те, кто сегодня верит в торжество демократических ценностей», – над забитым под завязку выжидательно притихшим киноконцертным залом появились три одинокие руки. «Ну, и о чем мы тогда с вами вообще собираемся говорить?» – театрально развел руками ведущий. Учителя засмеялись, сочтя шутку удачной, пермский региональный форум «Педагогический Олимп-2005» можно было считать открытым.
самого начала идея была несколько рискованная, и «лучисты» – организаторы форума, члены региональной ассоциации учителей года Пермской области «Луч» – это прекрасно понимали. Одно дело провести небольшой «домашний» слет, дать несколько открытых уроков, а в финале, если останутся силы и желание, устроить «круглый стол» для узкого круга. Но это «лучисты» уже проходили, дважды собираясь когда-то теплой педагогической компанией в Березниках и в Чайковском, поэтому теперь им захотелось подвига с размахом. А это значит – не меньше тысячи участников со всей области и из Коми-Пермяцкого автономного округа, открытые уроки учителей года аж на семи площадках, «сценический» мастер-класс приглашенной «звезды» – Евгения Славгородского, учителя года России-2004. И, наконец, самое трудноосуществимое, и поэтому принципиально важное – общественная дискуссия на тему гражданских ценностей в образовании. Сразу видно, что у руля ассоциации «Луч» стоят женщины: только им под силу превратить собственную фантазию, каприз, нереальную затею, достойную сказок «Тысячи и одной ночи», в сделанное без сбоев дело…
Несмотря на всю утопичность идеи – включить в обсуждение целый зал на шестьсот мест – дискуссия вышла на удивление организованной и познавательной. Напрасно организаторы переживали, что гости будут скромно отмалчиваться, зал утонет в гробовой тишине или в скучном, как на классическом партсобрании, единодушии. Оказалось, что у каждого, кому было что сказать – свое понимание гражданского общества и непременных гражданских ценностей. Но самое парадоксальное, что понимание это исключительно интуитивное, дать точное определение никто не смог. Историк Дмитрий Дядюков, учитель года Пермской области-2000, а по совместительству директор школы в городе Чайковский, готовясь к форуму, провел среди своих педагогов маленький социологический опрос. Его самого ответы повергли в изумление и заставили призадуматься. Самая мыслящая, тонко чувствующая и прогрессивная часть общества, а ведь наверняка практически каждый учитель хотя бы в глубине души да причисляет себя к этой прослойке, из всех телевизионных программ выбирает в основном развлекательные или криминальные передачи: «Слабое звено», «Дежурная часть», «Угадай мелодию», «Аншлаг», «Городок». Многие, правда, смотрят еще и новости, но лишь незначительная часть не пропускает серьезных аналитических программ. Вопрос о том, что же такое гражданское общество, большинство отвечающих и вовсе поставил в тупик. Кто-то и вовсе ничего не сказал, другие говорили, что это общество, где свято чтутся конституционные законы, третьи были категоричны: «это общество, которое мы никогда не построим», четвертые поняли вопрос совсем буквально: «гражданское общество – это государство, где живут граждане»…
Вывод напрашивается сам собой: о каком гражданском образовании может идти речь, если сами педагоги не до конца понимают, что это такое. Бурные дебаты разгоревшиеся в зале, это только подтвердили.
По мнению Евгения Славгородского, существует некая система общечеловеческих ценностей, и ты только тогда гражданин, когда не нужна палка, чтобы ты этой системы придерживался. Ты наследуешь эту правду от дедов и отцов, тебе хорошо с ней, а без нее невозможно. А тот, кто отходит от этих принципов, отрекается и от общества, а значит, перестает быть гражданином.
Дмитрий Дядюков считает, что современный учитель испытывает тоску по государственной и финансовой опеке, хочет быть «государевым» человеком. И никак не может нести своим питомцам гражданские ценности, потому что они – изначальный противовес официальной власти.
– Господа, мы изобретаем велосипед, – неслось из зала. – Зачем нужны мифические гражданские ценности, когда есть библейские заповеди. Давайте им следовать, и будем счастливы.
– Пока Декларация прав человека и Конвенция о правах ребенка будут пылиться на библиотечных полках, а учителя будут считать, что раз они не историки, не граждановеды, то им эту «макулатуру» и читать незачем, мы будем продолжать унижать друг друга и своих детей, – взрывалась от возмущения галерка. – И гражданское общество в России умрет, не родившись.
– Неужели недостаточно просто растить порядочных людей, умеющих слушать, слышать, отвечать за свои поступки?
– А я литератор. Без знакомства с наследием русских классиков, гражданского общества не построить…
Андрей Борисов, директор Центра гражданского образования Пермского государственного университета, попытался успокоить не на шутку разошедшихся коллег:
– То, что у каждого из вас собственное понимание вопроса, – не страшно и даже неудивительно. Потому что и в науке понятие гражданского общества более чем туманно. Политологи считают, что это – соединение частных, общественных интересов, которое позитивно противостоит государству и является непременным условием демократической системы. Гражданское общество бдительно следит за государством. Но без активистской культуры оно невозможно, когда каждый неравнодушен, когда не за людей решают, что им делать и как быть дальше, но они решают это сами. Наши хозяева, ассоциация «Луч» – яркий пример зарождающегося у нас гражданского общества. Они не стали ждать, пока кто-то соберет вас всех здесь, а решили сделать это сами, естественно, призвав на помощь власть. Это наглядный пример?
Тут, наконец, взяла слово и помянутая власть. Александр Зимин, глава областного департамента образования, был по-деловому краток:
– Я могу заплатить деньги, и уже завтра команда ученых напишет программу гражданского образования, а я спущу ее в каждую областную школу. Но вам это надо? Мне нет. Очень хочется, чтобы вы пришли к этому сами, а не на аркане очередной инструкции вас притащили.
По-настоящему счастливы учителя были на второй день «Педагогического Олимпа». Открытые уроки и мастер-классы – не это ли их родная стихия, где все ясно и понятно, где есть четкое знание и понимание, как и что должно быть, где не нужно вышагивать над пропастью неясных понятий, боясь оступиться и показаться смешным или наивным. Конкурс «Учитель года Пермской области» не похож на своих «братьев» по всей России. Тут ежегодно выбирают не одного победителя, а сразу семерых: педагога дополнительного образования и коррекционной школы, школьного психолога, преподавателя системы НПО, «лидера в образовании». По отдельной «статье» проходят учителя физкультуры. И ассоциация «Луч» каждую весну прирастает сразу на семь новых друзей и товарищей. Поэтому каждый учитель, приехавший из районов на эти своеобразные «курсы повышения квалификации», мог смотреть именно то, что ему было на самом деле интересно, благо мастера, готовые бескорыстно делиться, чем владеют, были на любой вкус, цвет и фасон.
– Громко звучит, можно было бы и попроще сказать, но нашей школе не хватает учительского общения, надо развивать горизонтальные связи, – убеждена президент «Луча» Любовь Герасимчук. – Мы встречаемся раз в два года – это очень редко, ведь ни на каких теоретических лекциях не узнаешь того, что можно почерпнуть за несколько часов простого общения с этими необыкновенными, щедрыми, талантливыми людьми.
… Зачем они так долго спорили о гражданском обществе? Ведь свое, маленькое, учительское, но самое что ни на есть настоящее, оно здесь, в Пермской области, уже есть. Да к тому же такое лучистое…
Комментарии