Работу учителя-логопеда в общеобразовательной школе нельзя назвать простой. А уж в школе надомного обучения трудовые будни логопеда особенно горячи. Ведь наши учащиеся – это особые дети. Кто-то с рождения борется с болезнью, кто-то встретился с недугом недавно, и это стало ударом для всей семьи.
Ребята, обучающиеся на дому, часто ограничены в контактах с людьми из-за тяжелых проблем здоровья, связанных со сниженным иммунитетом и ограничением передвижения. Многие из этих детей имеют проблемы развития речи, заниженную самооценку, но при этом они остаются детьми и мечтают о признании их успехов и достижений. А уж о малышах – учащихся начальной школы разговор особый. Многие из них не ходили в детский сад, провели много времени в больнице. Дети привыкли, что родители настолько прислушиваются к их состоянию здоровья, что о развитии речи и творческих способностей уже не задумываются. Вот учителю-логопеду и приходится прикладывать много усилий для реализации поставленных задач, использовать различные нетрадиционные средства и методы. В связи с этим в нашей школе активно развивается издательское дело. Для младших школьников была создана своя собственная газета «Лучик». В начальной школе руководит этой деятельностью учитель-логопед. Начав создание газеты, мы надеялись, что любой ребенок независимо от своего речевого развития и литературных способностей получит возможность проявить себя, поделиться своими мыслями, желаниями, переживаниями, поделками, рисунками и фотографиями, обязательно получит признание со стороны других детей и взрослых. Организация издательского дела в начальной школе имеет определенные сложности, так как возраст детей, их навыки, недостаточная самостоятельность не позволяют им в полной мере осуществлять верстку, работать над содержанием номера, раскрывать содержание темы. Корректуру текста осуществляет учитель. Но если ребенку трудно составить рассказ, то уж оформить сочинения других своими рисунками и поделками можно всегда. И как приятно, когда твоя работа напечатана в самой настоящей газете, что можно ей гордиться! Конечно, самые любимые рубрики детей рассказывают о путешествиях, музеях, выставках, театрах. Родители не остаются равнодушными, помогают детям подготовить самые лучшие фотографии, вспомнить самые интересные события. Бабушки и дедушки достают семейные архивы, рассказывают внукам о своем детстве, об интересных страницах семейной хроники, показывают фотографии. Газета «Лучик» живет и активно развивается уже 4 года. У нас выросло уже не одно поколение юных корреспондентов. Перейдя в среднюю школу, дети продолжают развивать свои литературные способности, участвуя в создании газеты «Радуга». Газета рассказывает о событиях школьной жизни, отражает, как интересно и насыщенно проходят в начальной школе тематические недели. Да и взрослые, педагоги и родители, с удовольствием делятся с детьми своим творчеством. Очень радует, что в издательскую деятельность активно включились учителя надомной формы обучения, которые помогают своим ученикам создавать заметки, учат стихосложению, написанию репортажей, рассказов, сочинению сказок. Учащиеся надомной формы с нетерпением ждут выхода очередного номера газеты «Лучик», ждут появления в номере своей работы. Благодаря этому они чувствуют себя полноправными участниками школьной жизни, они знают, что ребята, обучающиеся в стенах школы, знают и помнят о них, интересуются их жизнью и успехами. А для учителей возникает замечательная возможность поделиться своим творчеством и успехами своих учеников. Самые интересные работы взрослых и детей мы объединяем в тематические брошюры. «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Падает белый снег» объединили стихотворения, сказки и рассказы наших учителей и детей. «Уж сколько раз твердили миру» как результат проектной работы 4-го класса представила опыт детей в сочинении басен. Брошюра «Моя семья» объединила рассказы детей о родных людях, о привычках, традициях, любимых семейных делах. В «Азбуке профессий» собраны рассказы ребят о профессиях мам, пап, бабушек и дедушек. Для создания этих работ многие семьи не один вечер трудились, открывая странички семейной истории, объединяя взрослых и детей общим важным делом. Эта же работа была представлена на педагогической ярмарке, проходившей в августе 2010 года в Манеже. В 2010-2011 годах в рамках проекта «Я говорю по-русски» учителя и учащиеся начальных классов всех форм обучения объединились в работе по теме «Словарь пословиц», так как устное народное творчество входит в раздел программы по литературному чтению, изучаемой в начальной школе. Дети знакомились с пословицами, учились понимать их смысл, а затем пытались передать его посредством сочинения сказки, стихотворения или рассказа о каком-либо случае из собственной жизни. Каждое сочинение было оформлено рисунком автора. Наша работа получила признание и заняла первое место в окружном конкурсе школьных печатных изданий. Мне кажется, что мы правильно выбрали девиз нашей газеты «Светить всегда! Светить везде!». Когда-то я включилась в эту работу, чтобы помочь своему сыну, имеющему с рождения проблемы в общении с другими людьми, реализовать свой творческий потенциал и установить мостик для коммуникации. Теперь я и мои коллеги помогаем другим детям. Мы искренне надеемся, что наш «Лучик» помогает развивать речь наших учащихся, несет тепло и добро в дом каждого нашего ребенка. Лилия МАРТЫНЕНКО, учитель-логопед школы надомного обучения №410
Комментарии