Многие люди избирают свою профессию еще в детстве, когда только они в первый раз пришли в школу. Первый день занятий. Маленькая девочка в коротеньком платьице, с большим белым бантом с любопытством разглядывала все вокруг. Знакомство с учителем, который сказал нам, первоклашкам: «Я хочу научить вас, дети, читать и считать, покажу, как пишутся буквы и цифры. Буду учить вас всему, что знаю сама…» И действительно, она учила нас всему, что знала сама, проявляя при этом удивительное терпение. Еще тогда я решила, что буду учителем. Уже тогда я стала понимать, что учитель должен быть человеком, несущим другим людям знания, радость, вдохновение. «Учитель – это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно» (К.Ушинский). И мне трудно с этим не согласиться. При виде веселых и грустных, смешных и озабоченных детских глаз радуюсь наступлению очередного школьного дня. Прихожу в класс, вижу их счастливые глаза, которые так искренне удивляются всему новому, что я забываю о всех своих невзгодах. Меня тянет к ребятам, к моим умницам и хулиганам, тихоням и задирам, вместе с ними переживаю неудачи, радуюсь их успехам.
Все больше убеждаюсь, что в школе – мире красок, звуков, света фантазии, творчества, сказки – не должно быть места принуждению. По-настоящему творчески трудиться можно лишь тогда, когда процесс труда приносит радость. Поэтому каждый день мы отправляемся в увлекательное путешествие с мечтой и творчеством в мир сказок Пушкина, где живет прекрасная Царевна Лебедь, в Солнечный город, куда спешит Незнайка с друзьями, на пиратский корабль Бармалея. Поезд знаний летит быстро, если каждый день в школе наполнен «сотнею мгновений смысла».
Часто задаю себе вопрос, чему учить? Учу любить, понимать и вдумчиво читать вечно молодую книгу природы. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, которая является естественным наглядным материалом и книгой открытий удивительного и неизведанного, где каждая травинка, каждый листочек на паутинке, изогнутая березка, пенек, напоминающий волшебное чудовище, и многое другое несут в себе определенное задание или информацию. Перед мальчиками и девочками открыт удивительный мир, в котором им предстоит многое узнать, почувствовать, понять. А сделать эти открытия помогу им я – учитель.
Есть у нашего класса тайное местечко – березовая роща. Необычайная красота и богатство этого леса покорили и очаровали нас давно. Посетив однажды такой уголок, дети стремятся туда вновь и вновь. И… открывают его заново для себя. Такие прогулки развивают не только наблюдательность, творчество, но и вызывают потребность бережного отношения ко всему живому на Земле. Каким вырастет ребенок? Станет ли он добрым, отзывчивым человеком, творческой личностью? Это во многом зависит от меня, от каждодневного труда, такта и душевной щедрости. Есть у Б.Пастернака такая строка «О детство! Ковш душевной глуби…» И от того, чем наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений. Что же важнее для педагога: умение любить детей или обладание профессиональным мастерством? Я считаю, что каждый ребенок уникален и неповторим. Поэтому и воспитание требует не только широты знаний различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил всю свою жизнь. Отдавать себя детям – значит продолжать самого себя, свое «я» в них, свое сознание, свою культуру предоставляя возможность каждому ребенку раскрыть свои таланты. Я бесконечно люблю школу, искренне отношусь к своим детям и верю, что у моей профессии большое будущее. Часто вспоминаю слова Я.А.Коменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем».
Светлана ЛЮЛЬКОВА, учитель школы №1, Благовещенск
Комментарии