search
main
0

Ложка бочки

Все, что сделано, можно улучшать до бесконечности

События столь масштабного уровня, как Московский международный салон образования-2019, можно смаковать в течение всего года, до следующего апреля. Тем более что в рамках этого грандиозного мероприятия состоялось огромное количество очень интересных встреч, пресс-конференций, мастер-классов и так далее. Но, как гласит народная мудрость, чем больше где-либо чего-либо происходит, тем выше вероятность, что все это вызовет не только положительные отклики, но и навлечет на себя критику, которая в итоге окажется вполне справедливой.

Сначала о хорошем
Тема ММСО-2019 – «Новая субъектность образования. Точка перехода». По утверждению организаторов, это стало логическим продолжением тем предыдущих лет – «Новая экосистема образования» (2017‑2018) и «Новая архитектура образования» (2015‑2016). Иными словами, если раньше речь больше шла о насыщении системы современными средствами ИКТ, техникой, литературой и программами, то теперь акцент сместился в сторону более грамотного использования этого потенциала в контексте выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, личностно ориентированной педагогики и так далее. Ставка сделана на развитие горизонтальных связей, обеспечение диалога между участниками образовательной экосистемы.
И этот принцип был распространен на все 11 площадок салона: «Дошкольное образование», «Общее образование», «Дополнительное образование», «Среднее профобразование», «Высшее образование», «Государственная политика», «Инклюзивное образование», «Профориентация», а также «Съезд интеграторов», «Подростковый форум «Розовый слон» и «Студенческий форум «Моя позиция». Две последние площадки особенно интересны, поскольку никогда раньше ничего подобного здесь не проводилось, а программу формировали сами школьники и студенты. По задумке организаторов, «только когда учащиеся станут полноценным субъектом образования, субъектность приобретут все участники экосистемы – родители, преподаватели, работодатели, бизнес и т. д., а государство перестанет быть единственным полноценным субъектом в системе».

Что, в общем, вполне справедливо. Как и то, что ММСО стал пространством для диалога с властью всех уровней. Именно поэтому на площадках салона можно было встретить не только рядовых педагогов и родителей с детьми, но и чиновников самого разного ранга. Достаточно сказать, что в церемонии открытия участвовали Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков, министр просвещения РФ Ольга Васильева и так далее. При этом они не только обратились к собравшимся с приветственным словом, но и приняли активное участие в работе салона.

И снова о хорошем
Несмотря на свою глобальность, ММСО всего лишь часть (хотя и самая значительная) еще более глобальной системы мероприятий, объединенных под названием «Неделя образования». Поскольку салон более интересен именно профессионалам, «простых смертных» имеет смысл охватить другими мероприятиями, используя для этих целей музеи, выставочные залы, парки, библиотечные комплексы и т. д. Такой подход позволяет значительно расширить палитру форматов мероприятий, которые ограничены программной политикой ММСО. Причем активности проходили не только на территории ВДНХ и даже не только в Москве, но и более чем в 10 городах России.
Так, параллельно с салоном прошел съезд руководителей частных образовательных организаций РФ, XX Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, симпозиум «Экономика, социология, политика образования», XXVI Всероссийские юношеские чтенияимени В.И.Вернадского, 6‑я Всероссийская конференция «Дошкольное образование: лучшие программы, практики и технологии: технологии, программы и инструменты развития дошкольников» и много-много других мероприятий. Как говорится, выбирай – не хочу.

И опять о хорошем
О любом из нескольких сотен экспонентов можно написать отдельную статью, благо что большинство из них участвуют в ММСО не первый год и каждый раз привозят сюда что-то новое, интересное, полезное. Так, национальный образовательный интегратор ГК «Просвещение» совместно с киностудией «Союзмультфильм» запустили авторскую программу для дошколят, в которой образовательный контент детям будут объяснять герои мультфильма «Простоквашино». Компания Polymedia продемонстрировала первое в России VR-решение, разработанное специально для образовательных учреждений для обучения в смешанных реальностях, – ClassVR. Известная в стране и мире компания LEGO Education представила оригинальную разработку SPIKE™ Prime, которая призвана помочь российским школьникам развить чувство уверенности в своих знаниях и навыках благодаря использованию современных практико-ориентированных образовательных методик. На стенде Рособрнадзора каждый участник мог попробовать сдать пробный экзамен по самым массовым предметам ЕГЭ – русскому языку, базовому и профильному уровню математики, обществознанию, физике, химии, биологии и даже письменной части китайского языка, который впервые в этом году сдают 289 выпускников в рамках ЕГЭ-2019. Глава благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» рассказал об уникальной программе по развитию личностного потенциала детей, призванной выстроить совершенно новые, отличные от традиционных, подходы к образованию и формированию эмоционального интеллекта. Корпорация «Российский учебник» представила новую линию учебников по физкультуре, которые вобрали в себя все аспекты современного футбола.

И так далее. Понимаю, тем, кого здесь не упомянули, сейчас наверняка обидно, однако что поделать, формат статьи не позволяет воздать по заслугам абсолютно всем.

А вот теперь о плохом…
Как говорится, все, что бы вы ни сделали, можно было бы сделать гораздо лучше. Вот только не всегда понятно, как именно. Например, уже в процессе проведения мероприятий салона в речах посетителей и записях пользователей социальных сетей проявлялись вполне определенные недовольство, неудовлетворенность: «Как это так, почему мы хотим войти в павильон, а нас не пускают, приходится стоять в очереди?!», «Почему нас не оказалось в списках, хотя мы аккредитовались?», «Для чего, спрашивается, сюда приезжали столь высокие чины, если рядовой педагог так и не смог задать им ни одного вопроса?! И зачем, скажите, в XXI веке мы до сих пор практикуем до боли надоевший формат общения, когда есть зал, призванный сидеть и слушать, есть президиум, призванный сидеть и констатировать, и есть докладчики, для которых главное – отбарабанить свое и уложиться в отведенные минуты?»

Конечно, всем не угодишь. Тем не менее аргументация критикующих вполне понятна: если на дискуссию по очень серьезной теме отведено всего 60 минут, из которых 50 – это доклады, какими бы интересными они ни были, имеет смысл больше уделить внимания обратной связи, услышать мнение людей из зала, простых граждан. И особенно печально, когда драгоценное время круглого стола тратится на произнесение общих фраз (одна крайность) или, наоборот, надрывно-эмоциональных «наболелок» (другая крайность), в то время как в сухом остатке по идее должен остаться какой-то трезвый конструктив, а не гормональное потрясение. Отсюда понятно, что люди нередко выходили из зала с двойственным чувством: вроде бы им сейчас говорили умные вещи, а что делать и как быть, не понятно.

Обратная сторона есть и у Недели образования. Формально вроде бы это замечательно, когда все 7 дней идет мощное погружение в тему, причем погружаются не только учителя, но и бизнесмены, политики, артисты, ученые, дети, взрослые и т. п. Однако идея провести все и сразу имеет существенный изъян: невозможно одновременно быть в нескольких местах, приходится выбирать, а значит, жертвовать одним ради другого. К примеру, упомянутый съезд руководителей частных образовательных организаций РФ проходил в одно и то же время с ММСО, и это мероприятие само по себе очень интересное, однако ты либо тут, либо там. Хотя, если бы разнести их во времени, можно было бы успеть побывать везде.

Но в итоге еще раз о хорошем
Так или иначе, а все равно отрадно, что ММСО живет и развивается, каждый год происходит что-то новое, организаторы пробуют разные подходы, форматы, концепции. Разумеется, ни один, даже самый гениальный, ум не в состоянии единолично выстроить всю эту систему в идеальном и законченном варианте, но тем более важно услышать мнения тех, для кого она и создается. И тут главное, с одной стороны, быть способным высказать конструктивное предложение по улучшению работы салона, а с другой – иметь желание все это услышать и принять к сведению. Впрочем, это касается не только салона, но и всего, что делается в образовании. И уже тот факт, что те или иные вопросы выносят на всенародное обсуждение, а не принимают втихаря, кулуарно, очень даже обнадеживает.

Что же касается «сухого остатка»… Судя по проведенным в ходе ММСО опросам, одни его участники и гости действительно ждут от салона каких-либо судьбоносных решений, призванных разом избавить нас от тех или иных проблем, или, по крайней мере, простых и понятных ответов на самые злободневные вопросы. Но для изрядной части людей главный смысл салона заключается вовсе не в этом. Для них самое важное не столько интеллектуальная, сколько именно эмоциональная подпитка, зарядка позитивной энергией в ходе встреч, знакомств, созерцания красивых лиц и выслушивания умных речей. И вообще нередко только здесь, на месте, можно понять, что проблема, которую ты считал очень серьезной, ею не является, а настоящая проблема совсем в другом, и уже тот факт, что ты это понял, дорогого стоит.

    ММСО-2019 в цифрах
  • Салон – это 400 экспонентов, 1200 экспертов и профессионалов в сфере образования.
  • За период с 10 по 13 апреля прошло 600 мероприятий деловой программы и 12 спецпроектов, салон посетили 53400 человек и 40 иностранных делегаций из 50 стран мира.
  • Более 10000 человек приехали сюда из регионов, порядка 15000 смотрели онлайн-трансляцию мероприятий.
  • Более 5000 скачали и активно использовали специальное мобильное приложение, более 6000 составили индивидуальные маршруты по деловой программе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте