Отклик на интернет-публикацию Вадима Мелешко «Педагог, подросток и… протест», ug.ru/insight/648.
Чаще всего школьники идут на политические митинги из чувства любопытства. Их не пугают, а привлекают возможные проблемы, которые могут там возникнуть. К счастью, в большинстве случаев они остаются только зрителями стычек, но, как мы узнаем из СМИ, иногда все же активно включаются в драку и оказываются в полицейском участке. Как же предотвратить участие школьников в политических митингах, не нарушая при этом базовых прав человека? Как и в любой сложной ситуации, лучшее решение – это честное решение: детям нельзя лгать, иначе реакция может быть обратной.Конечно, самая большая роль в этом случае отводится классному руководителю, и, к сожалению, классный руководитель чаще всего остается один на один с проблемой. Он знает, что кто-то из его учеников разделяет радикальные взгляды организующих митинг, что они уже были на митингах, и понимает, что самое страшное – они могут убедить и других пойти с ними. Ведь, когда на митинг идет большая группа товарищей по учебе, резко возрастает возможность конфликтов и с полицией, и с участниками других групп.Классного руководителя нельзя оставлять один на один с данной проблемой. Он не сможет ее решить только своими силами, а если и решит, то чаще всего слишком большой ценой, например потерей уважения со стороны учащихся. Если в городе намечается митинг против существующей власти, школе отводится очень большая роль в объяснении этого явления. Во-первых, учителям нужно стараться не высказывать своего личного мнения по поводу самого мероприятия, это должно быть главным, поскольку в данном случае школа выступает как проводник государственной политики, когда одинаково опасны и критика оппозиционеров, и их поддержка.Разрешить ситуацию может только быстрая реакция органов управления образованием. Они должны работать вместе с представителями власти и обязательно со специалистами – исследователями в той области, на тему которой будет проходить митинг. К сожалению, практика привлечения специалистов из университетов в России совершенно не развита, и этим во многом объясняется тормоз реформ, совершенно необходимых во всех областях жизни. В данном случае, если дело касается участия несовершеннолетних в митингах, основная информация должна исходить от лучших ученых из областных и, желательно, ведущих университетов страны. Как только правдивая информация дойдет до учеников, митинги перестанут быть интересной загадкой, многие лозунги будут «расшифрованы», понятны изначальные мотивы их организаторов.Примером такой подготовки к митингам может стать объяснение либерализма как политической теории и истории развития либерализма в мире. Самые неуправляемые митинги в России в последние годы, как мы знаем, были организованы людьми, которые называют себя «российскими либералами».Старшеклассникам будет интересно узнать историю западного либерализма. Конечно, всегда надо начинать с определения явления, данного разными источниками. Эти определения сразу покажут, являются ли эти «российские либералы» теми, за кого они себя выдают. Все определения либерализма отмечают его основной постулат: главным объектом политики должны быть защита и увеличение свободы каждого отдельного человека.Напомню, что либерализм как политическое движение появился в начале ХIХ века и твердо набирал силу в политических партиях, профсоюзах, государственных и негосударственных организациях, а затем в парламентах и правительствах в западных странах. Сейчас это ведущая идеология, которая более всего определяет внутреннюю, а также и внешнюю политику большинства западных государств. Быть либералом необходимо, чтобы сделать быструю карьеру в политике и государственной администрации, поэтому многие открыто об этом заявляют. Но это не более чем банальное использование общественных движений в личных целях. На самом деле либеральные ценности – очень гуманные ценности, поэтому большинство населения, особенно молодежь, искренне верит в них и готово отстаивать их во всех областях жизни. И большие, и маленькие конфликты часто возникают, когда молодые люди видят, как государство или бизнес обманывает простых людей: все в обществе говорят о защите человека, а в реальности нарушают их самые главные права.В целом школьники должны понимать, что либерализм – это политическое проявление гуманизма. К сожалению, российская школа по-прежнему не ориентирована на реальную жизнь. Уроки истории с невероятным количеством дат для запоминания, так же как и чтение непонятных молодежи литературных произведений, занимают то время, которое должно быть отведено для понимания современного мира, постоянных изменений в обществе, политической ситуации. Результатом этого и является совершенное непонимание термина «либерализм» и восприятие либералов как врагов России.Но очень важно то, что я имею в виду именно либералов в политике, а не тех, кто себя причисляет к таковым. Среди оппозиционеров уже давно стал модным именно этот термин, потому что он позволяет выглядеть хорошими перед западными политиками, которые не будут разбираться, призывают или нет так называемые либералы к революции, как делает Алексей Навальный и его группа поддержки. А ведь уже в ХХ веке неолиберализм никогда не призывал к революции. Их представители заняты позицией каждого отдельного человека в обществе и защитой его интересов в первую очередь от давления государственных структур.Заняты ли этим российские «либералы»? Нет, они заняты всем чем угодно, но только не этим. Как уже неоднократно отмечалось даже в оппозиционной прессе, команда Навального призывает сменить «плохую» власть на «хорошую», то есть фактически хочет сама занять правящую позицию в России. Алексей Навальный – очень смелый человек, его нельзя не уважать хотя бы за это, но он сейчас в России играет худшую роль, чем играл герой романа Максима Горького «Мать» Павел Власов и его реальный прототип – сормовский слесарь Петр Заломов, а также подобные им герои-идеалисты. По крайней мере, они учились «делать революцию». Что же касается скандальных представителей сегодняшних «революционеров», то они являются абсолютными продуктами советского воспитания, которые после окончания учебного заведения не продолжают учиться, а самоуверенно учат других. Это и стало причиной того, что оппозиционеры просто забрали себе термин «либерализм», не желая даже понять его суть. Хуже того, практически не желая даже понять его определения, не говоря уже о глубоком изучении главной политической теории современности, от которой они взяли имя.
Как проблема участия несовершеннолетних в политических митингах, так и многие другие не могут и не должны решаться запретами, запугиванием или наказанием. Решать их необходимо только с помощью ученых – специалистов в той области, которая изучает данное явление.
Ирина ШИЛОВА, доктор наук, Альберта, Канада
Комментарии