Повторно-обобщающий урок.
Раздел “Древний Восток”
Эпиграф: Река времен в своем стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Цель: обобщить знания учеников, проверить усвоенность терминов, понятий, дат, развитие мыслительной деятельности, воспитание уважения к прошлому человечества, интереса к истории древнего мира.
Педагогическая инструментовка:
карточки-даты, аппликация “река ВРЕМЯ”, кораблик, названия пристаней.
“Медали”: “Спасательный круг”, “Рыбки” – 5-6 шт.
План урока:
1. Мотивационная беседа. Формулировка цели урока.
2. Обсуждение, обобщение материала темы.
3. Подведение итогов контроля.
Ход урока
Разминка-беседа
1. Название каких рек вам знакомы из истории Древнего Востока?
2. В каких странах мы путешествовали по рекам: НИЛ? ГАНГ? ТИГР? ХУАНХЭ? ИНД? Река ВРЕМЯ?
Учитель: Да, действительно такой реки мы не встречали. Но сегодня на уроке, как догадались, нам предстоит путешествие по воображаемой реке ВРЕМЯ. Девиз нашего урока – вспомнить все слова, даты, имена, связанные с историей Древнего Востока. У нас несколько “кают”, предлагают занять места: двухместные, одноместные, многоместные.
Формируются группы по желанию, добровольно, что дает возможность объединить по принципу:
слабый – сильный,
сильные – слабые,
сильный – (один).
“Пассажиры” готовы, зачитываем эпиграф, объявляем о начале путешествия.
На аппликации отмечаем “корабликами” первую пристань “Знакомство”.
Предлагаю представиться по 1 члену “каюты”. Например, встает ученица и говорит: “Я Лыхо Эльвира Александровна, ученица 5-го класса, мне 11 лет”.
Внимание! Задание: на борту нашего корабля – известные люди!
Представьте их:
Тутмос III, Хаммурапи, Тутанхамон, Ашшурбанипал, Дарий I, Цинь, Конфуций, Соломон.
(На каждую “каюту” – 2 имени).
Пристань “Цифиркино”
“Каюты” поднимают карточки-даты (по 2-3 даты на “каюту”):
– правление Хаммурапи;
– объединение Китая;
– образование государства Египет;
– завоевание Вавилона;
– царствование Давида и Соломона в Палестине;
– древнейшие города Индии;
– постройка пирамиды Хеопса;
Пристань “Почтовая”
Задание: нас попросили доставить почту. В какую страну мы доставим эти письма и как называется эта письменность?
– Письмо на бамбуке;
– письмо на бамбуковых листьях;
– письмо на глине;
– письмо из букв без гласных;
– письмо на папирусе;
– письмо знаками-рисунками.
Пристань “Таможня”
Вопрос: Чем могли древние люди оплатить таможню?
Ученики перечисляют:
– деньгами (перечислить, какие бывают деньги);
– оружием;
– продуктами (зерно, рыба, сахар, пшеница, ячмень, виноград);
– вещами (строительный лес, вооружение, стекло, хлопок);
– живым товаром (кого называли рабом?).
Вывод: Было неравенство, существовало рабство, платили налоги.
А теперь будем отдыхать, будем ловить рыбу, но рыбка не простая, а на ней написана дата – ее нужно разгадать. (3000 г. до н.э., 2600 г. до н.э., 1792-1750 гг. до н.э. и т.д.)
Подведение итогов
Лучшим “пассажирам” – медали с похвалой: “Лучший матрос”, “Умница, молодец”.
Послабее ребятам – “спасательный круг”
Айман ХАМИДУЛЛИНА,
учитель истории
Старокутлумбетьево,
Матвеевский район
Оренбургская область
Комментарии