Методики коллективных занятий предполагают, что партнер, выступающий в роли учителя, должен выслушать ответ партнера-ученика, оценить его и помочь разобраться в допущенных ошибках. Мы обратили внимание на то, что работа в парах носит формальный характер. Формализм проявляется в том, что:
партнеры, осуществляя взаимопроверку по усвоению изученного, не замечают ошибок в ответах друг друга;
партнеры не умеют объяснять друг другу, в чем состоит ошибка, даже когда замечают ее;
ребята не умеют рассуждать, доказывать свое мнение.
Мы пришли к выводу, что у школьников необходимо формировать специальные умения:
видеть и исправлять ошибку в формулировке правила;
правильно подбирать примеры к правилу;
объяснять ошибку в ответе партнера.
Развитие данных умений способствует более прочному усвоению знаний и ликвидации пробелов. Формируются перечисленные умения с помощью методики тренажа в парах постоянного и сменного состава. Используются специальные карточки. Структура карточек такова:
задание в формулировке правила: исправь ошибку; подбери примеры, соответствующие правилу; исправь и объясни ошибку в ответе;
текст, над которым предстоит работать;
проверочная карточка-ключ, в которой дается правильный ответ и указывается номер параграфа, где содержится справочный материал.
Образцы карточек:
К-5
Найди ошибку в ответе. Докажи, почему нельзя так сказать.
В словах здесь, здание, здоровье пишется приставка з, так как она изменяется на письме и стоит перед звонким согласным д.
К-5. Карточка-ключ
Подумай над содержанием проверочной карточки и подготовься к работе с партнером.
Во-первых, в словах здесь, здание, здоровье буква з не приставка, а часть корня. Докажем это, подбирая однокоренные слова:
здесь – здешние, здание – зданьице, здоровье – здоровый.
Во-вторых, приставка с пишется независимо от произношения. Например: сбежать.
(Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. – §53, с. 64).
Для тренажных карточек отбираются наиболее типичные ошибки учащихся. Карточки сгруппированы по разделам программы.
Татьяна ИВАНОВА, учитель русского языка и литературы
. Карточка-ключ
Комментарии