В центре внимания участников августовской конференции в Ставрополье оказалась подготовка к внедрению новых образовательных стандартов. Выступление на форуме председателя краевой организации отраслевого профсоюза Лоры МАНАЕВОЙ имело широкий резонанс среди педагогического сообщества и социальных партнеров. Его тема: «Новое отношение к учительству и новациям в образовании – дело всего нашего общества».
Самое востребованное слово сегодня – «новое». Президентская инициатива «Наша новая школа», НСОТ, новые стандарты, новое Положение об аттестации, новый закон «Об образовании» – перечислять можно бесконечно. Жаль только, что забыли старую известную мудрость: если закон не имеет десятикратного улучшения, его не меняют. В результате человек не может воспользоваться правами, данными ему законом.Мы все, конечно, видим, что мир меняется очень быстро. И осознаем, что против духа времени и его движения идти нельзя. Чтобы соответствовать, надо постоянно развиваться. И профсоюз уже другой. Мы не существуем на старых лозунгах, формы и методы деятельности применяем с учетом идеологии социального партнерства. Жаль только, что государство у нас по-прежнему властецентрично. По-прежнему в центре власть, а не официально узаконенный договор, отсюда несоответствие заявленной идеологии и практики. Для профсоюза неизменно одно: мы работаем с людьми и для людей. И для нас в центре не власть, а человек.Сразу хочу оговориться: я не принадлежу к типу пассивных мечтателей с преобладанием скептицизма и ностальгии. Но что касается нового, на мой взгляд, к сожалению, люди несколько склонны преувеличивать новизну, да и «беспросветные успехи» в образовании не всегда радуют.Так, в основе концепции стандарта лежит общественный договор – как пишут, новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наибольшей мере реализует права человека и гражданина. Общественный договор не новый, а очень старый тип взаимоотношений, который создает взаимные обязательства сторон и порождает полноценную ответственность власти перед своим народом. Что же касается практической реализации, договор предполагает согласие сторон. Не вижу ни всеобщего обсуждения проблем, ни тем более согласия.Сегодня борьба за выживание системы образования переместилась в область законодательства. Начиная c федерального и заканчивая муниципальным уровнем.Профсоюз уже не первый год выступает в качестве экспертной организации по подготовке и внедрению федеральных государственных стандартов. Вспомним задачи стандартов в начальной школе – «воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками, компетенциями». Таков должен быть ребенок 7-10 лет. Каков должен быть учитель, обучающий учеников в XXI веке?Требования к нему все возрастают. Но при этом надо помогать учителю выполнять свои задачи: через эффективную систему повышения квалификации, более объективную оценку труда, через создание комфортных условий труда. Это необходимо для того, чтобы мы могли сказать учителю: «Уважаемая Мария Ивановна, мы создали вам все условия, вы не перегружены, у вас есть выход в Интернет, у вас достойная заработная плата. И если в итоге качество вашей работы не повышается, у нас есть право сказать: вам не место в школе». Это в идеале.На деле объективные сложности с демографической ситуацией, а зачастую и непродуманная политика в сфере образования приводят к появлению значительного числа «лишних» людей, которых рынок труда выталкивает за пределы занятости. Но уже завтра мы столкнемся с острым дефицитом педагогических кадров. Тем более что у нас в крае немалый процент стареющих работников, которым просто не по силам быть современными. А где молодежь?Профсоюз свою задачу видит в необходимости способствовать тому, чтобы проблемы, связанные со сменой поколений работников, превратились в новые возможности для повышения качества и уровня использования человеческого потенциала. Отрадно, что президент глобальной целью обозначил формирование нового «российского человека». В частности – создание гражданского общества. В этом наши намерения с президентом совпадают. Сумеем ли мы построить в своей стране общество, которое соответствовало бы эпохе?Профсоюз продолжает отстаивать точку зрения, что первичен человек и его нужды, что политика государства должна носить гуманитарный характер. Инновационное общество невозможно развивать, ничего не вкладывая в само общество. Ведь человеческий капитал не только средство модернизации экономики, образования. Человек должен рассматриваться как объект модернизации.Сегодня особенно важно чрезвычайно аккуратное и внимательное обращение с человеческими ресурсами. Начиная с руководителей образовательного учреждения и заканчивая обслуживающим персоналом. Ведь зачастую необходимо менять самое сложное – ментальность, шаблонность мышления.Для введения стандарта начального общего образования на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях необходимо проводить мероприятия по созданию соответствующего нормативного, организационного, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения. В различных территориях создаются координационные органы, призванные обеспечить такое сопровождение.Профсоюз первоочередными мерами считает:- организацию доступного и бесплатного повышения квалификации учителей начальных классов;- массовое обучение руководителей образовательных учреждений, методического корпуса;- соблюдение условий принятия решений о переходе на ФГОС НОО;- обеспеченность учителей начальных классов необходимыми учебниками и учебными пособиями.Необходим эффективный контроль:- за гласностью и прозрачностью выполнения всех мероприятий по вышеназванным направлениям;- за обеспечением режима труда и отдыха педагогических работников, полной и своевременной оплатой внеурочной деятельности.Что же касается проекта ФГОС основного общего образования, Центральным советом профсоюза было высказано общее экспертное мнение о том, что представленный проект следует рекомендовать к доработке, поскольку в нем:- не содержится всей совокупности документов, предусмотренных стандартом;- заложены заведомо невыполнимые санитарно-гигиенические нормы обеспечения образовательного процесса, бытовых условий;- не учитываются предстоящие изменения правового положения образовательных учреждений.Профсоюз акцентирует внимание на необходимости доработки таких разделов, как требования к кадровым условиям, финансовым условиям, определения порядка и методики формирования государственного задания.Думаю, что обсуждение проекта совместно с представителями власти, различными научными, общественными организациями с учетом особенностей развития краевой системы общего образования продолжится.Особое внимание профсоюз уделял работе с законом №83-ФЗ. Успешность его реализации связана с тем, насколько грамотно и детально будут прописаны краевые и муниципальные нормативные акты. Тезисно обозначу несколько возможных «зон риска».Еще в 2006 году был принят закон «Об автономных учреждениях». Но за эти годы единицы перешли в АУ. Значит, у учреждений не было явных стимулов к переходу. И перешли наиболее сильные, с большими возможностями по привлечению внебюджетных средств. 83-ФЗ предполагает обязательный характер перевода. Увеличились ли возможности? Вопрос.Масса документов должна быть разработана и утверждена.Формирование перечня услуг. Перечень услуг – основа для финансирования. Если услуги нет в перечне, невозможно ее профинансировать, следовательно, как дополнительная она попадает в платные.Определение типа учреждения.Казенное или бюджетное учреждение – выбирает учредитель. Для того чтобы стать автономным учреждением, необходимо обращение трудового коллектива к учредителю, который и принимает решение. Гласность, коллегиальность, разъяснительная работа снимут напряжение в коллективах.Формирование госзаданий и требований к качеству госуслуг приведет к росту расходных обязательств краевого и муниципальных уровней. Необходима оценка дополнительного финансирования. В противном случае отсутствие финансово-экономического обоснования введения новых стандартов создает иллюзию простоты их реализации, а из-за нерешенности вопросов об источниках дополнительного финансирования услуг новые механизмы могут не заработать в полную силу.Особая тема – расчетно-нормативные затраты. «Формульные» или «индивидуальные» нормативы?Неравенство в расходах бюджетных учреждений – серьезная проблема в определении стоимости услуг.Существует проблема субъективизма в распределении средств и контроля за полнотой выполнения задания.При переходе на формирование задания никто не мешает учредителю за одну и ту же услугу разным учреждениям назначить «индивидуальную» цену. Есть опасение, что дифференциация школ по доходам усилится.Самой большой «головной болью» директора будет тот факт, что число детей в школе непостоянно. Если будет обучено меньше детей, чем то количество, на которое сформировано задание, и перечислены бюджетные средства, то в конце года их нужно вернуть вне зависимости от того, есть ли средства на счете. Решения проблемы нет.Следующая тема – новый порядок аттестации педагогических работников.Профсоюз настоял на исключении:- предложений о присвоении педагогам в межаттестационный период статусных званий;- положения об аннулировании квалификационных категорий в случае ненадлежащего исполнения педагогическим работником или руководителем должностных обязанностей;- требования о направлении документов, подтверждающих повышение квалификации в межаттестационный период.В настоящий момент Минобрнауки России и профсоюзом совместно подготовлены разъяснения по применению принятого порядка аттестации. Хотелось бы обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 6 этого документа в состав аттестационной комиссии должны включаться представители выборного органа первичной профсоюзной организации.Возможность определения форм проведения аттестации краевыми органами исполнительной власти предоставляет нам право в отраслевых соглашениях устанавливать льготные процедуры. Надеюсь, совместно с нашим Институтом повышения квалификации мы продумаем возможности поддержать лучших педагогических работников края.Стоит обратить внимание на то, что в соглашениях, коллективных договорах в целях создания заинтересованности учителей в выполнении педагогической работы по различным должностям для них могут быть установлены условия оплаты труда с учетом имеющейся квалификационной категории.Я очень надеюсь, что на краевом и муниципальном уровнях будет организована активная совместная работа по проведению аттестации. У нас общая задача по совершенствованию качества кадрового корпуса, включая вопросы подготовки, повышения квалификации, обеспечения современных условий труда и отдыха работникам системы образования. Мы неоднократно предлагали сформировать краевую программу «Педагогические кадры Ставрополья». Думаю, сегодня нашим авторитетным собранием можно такое решение утвердить.Подводя итог, можно сделать вывод: перед нами огромный по объему нормотворческий процесс. Главное, чтобы это не был сизифов труд. Не хотелось бы, чтобы все нововведения были напрямую связаны с растущим числом неврозов, как у учеников, так и у работников.Для справки: мы провели мониторинг социальной напряженности в коллективах края. В четырех муниципальных образованиях из 32 педагоги готовы объединиться и в переговорном режиме заявить о проблемах педагогических сообществ. В трех муниципалитетах настаивают на коллективных протестных действиях. Стоит задуматься.Мы имеем новую систему оплаты труда. Во время недавнего визита в наш край высокой комиссии из столицы я вспомнила один исторический факт: лучшей формой предотвращения бунтов была передельная община, когда вся энергия направлялась внутрь. По-моему, НСОТ – это передельная община внутри школы, передельная энергия – не творческая. Но еще хуже, это передельная ментальность. Справиться с ней будет очень сложно.Профсоюзные лидеры всегда находятся в двойственной ситуации: они не хотят подвести руководителя (как члена профсоюза), хотят защитить работников. Вызывает недоумение, что некоторые руководители не являются членами профсоюза. Не в моих правилах читать нравоучения, но ведь так очевидно, что мы делаем одно и то же дело, именно профсоюз выступает школой достойной жизни, школой развития общественного потенциала.Реализация стратегических планов, о которых мы говорим сегодня, невозможна без полноценных перемен всего общества. Пока вопрос о правах человека не будет стоять впереди проблемы экономической модернизации, пока законы не станут работать на человека, а не за счет человека, пока не будет законного равноправного диалога, результат будет минимальный. Довести все это до сознания власти, родительской, ученической общественности, социума – это наша задача, потребность, обязанность.
Комментарии