search
main
0

Лонгрид немоден?

Ищем смыслы и стремимся обсуждать мотивы, а главное - обретаем собственное мнение

Для людей постарше странно слышать и читать словосочетание «осмысленное чтение», ведь как можно иначе? Каждая прочитанная новость, статья или книга проходит через наш мозг и остается там в том виде, в котором мы можем ее осмыслять или хотим понимать.

Многое меняется, правила игры становятся другими. За более чем два десятилетия увеличился поток информации, и наш мозг встал в защиту. Обрабатывать информацию в таком количестве стало не только невозможно, но и бессмысленно. Тренды изменили поле восприятия, теперь информация уясняется иначе.

Посудите сами, в начале 2000‑х с утра брали газету и читали первую страницу, в 2010‑е – заголовки новостей в поисковиках, в 2020‑е начинали с видео. Мы уже не воспринимаем новости через собственное прочтение, нам удобнее и быстрее получить их от людей, которые прочитали огромное количество источников, выжали оттуда самое главное и выдали нам. Лонгрид уже немоден, а главное – не приносит тех результатов, что были еще 10 лет назад. Мы в общей своей массе разучились неосознанно понимать и осознавать информацию извне.

Чтобы исправить эту тенденцию, в школах Москвы стартовала программа с емким и теперь уже правильным названием – «Осмысленное чтение». Цель этой программы – сформировать критическое мышление и повысить читательскую грамотность подрастающего поколения.

Разработал ее Городской методический центр. В эту программу входят не только актуальные тексты, рассказывающие о современных нам событиях, но и алгоритмы, различные методики, приемы, технологии и способы восприятия текста.

В осмысленном чтении нет правильного ответа, и это важно. Каждый ребенок может воспринимать текст так, как считает нужным. Результатом и оценкой здесь будут смысл того, что ты узнал, умение и способ находить важное в тексте.

Данную программу в школе №1315 педагоги взялись реализовывать с большим энтузиазмом. Учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, а также классные руководители три раза в неделю проводят занятия по осмысленному чтению на стыке уроков и «читающих» перемен. Ведь смена деятельности – это тоже отдых. Ученики с большим интересом читают и обсуждают предложенные разработчиками тексты публицистического характера на актуальные темы, потому что они затрагивают такие проблемы, как экология, информатизация пространства, здоровый образ жизни и множество других.

– «Шесть шляп» – это весело, – реагирует на примерку разного способа мышления ученица 5‑го класса.

– Теперь я могу быть спокоен, если увижу бобров или их плотины на речке, – оценивает роль методического подхода ученик 6‑го класса.

Учителя применяют методики осмысленного чтения и на уроках обществознания, и для подготовки к экзаменам по русскому языку в старших классах, связанных с работой с текстами, потому что они универсальны.

Благодаря этой программе дети стали лучше понимать школьные задания, грамотно и аргументированно вести дискуссии на различные темы, находить новые смыслы в литературных произведениях и, конечно, чувствовать себя увереннее в обсуждении тех или иных тем.

Антон ГЕНИН, учитель русского языка и литературы школы №1315

 

Комментарии

Сергей ДЕМКОВ, учитель русского языка и литературы, куратор проекта «Осмысленное чтение» школы №648 имени Героя Российской Федерации А.Г.Карлова:

– Важно пояснить разницу между смысловым (осознанным) и осмысленным чтением. Говоря о смысловом чтении, обычно подразумевают начальную школу. Эта методика учит детей понимать и запоминать то, что они читают, определять идейное содержание произведения, а не просто механически воспроизводить текст. Понятие «осмысленное чтение» сложнее и шире. По словам директора Городского методического центра Андрея Сергеевича Зинина, «осмысленное чтение – это то, что помогает сформировать критическое мышление (когда мы читаем и задаемся определенными вопросами, проверяем на достоверность, анализируем, смотрим, факт или мнение)».

Школьники живут со взрослыми людьми в едином информационном пространстве, читают те же новости в Интернете, интересуются теми же проблемами. Им необходимо ориентироваться в огромном количестве ежедневно перерабатываемой информации, среди которой много откровенного мусора и фейков. Программа «Осмысленное чтение» учит детей современным методикам работы с текстом (например, ромашка Блума, техники «Инсерт», «Шесть шляп мышления»). В рамках внеурочной деятельности дети внимательно читают профессионально подобранные тексты, отвечают на вопросы, анализируют факты на различных уровнях (от простого до сложного) и в результате становятся грамотными в информационном плане.

Важно подчеркнуть, что в конце таких занятий выводы делает не учитель, а сами ученики. Суть в том, чтобы научить ребят иметь собственное мнение и не вестись на манипуляции и провокации.
Острая тематика текстов объясняется тем, что это реалии сегодняшней жизни, в которых мы находимся и от которых невозможно отстраниться. Согласитесь, будет гораздо лучше, если в этих непростых вопросах школьникам будут помогать разбираться опытные и образованные взрослые, желающие детям добра, – наши учителя, а не сомнительные блогеры и авторы каналов в социальных сетях, которые используют подростковую аудиторию для наращивания собственных популярности и капитала.

Мы с коллегами успешно провели несколько занятий с учениками по материалам официального Телеграм-канала ГМЦ (https://t.me/mosreading/177). Ребята из разных параллелей и классов относятся к проблемам, поднимаемым в текстах для анализа, по-разному: задают много вопросов, дискутируют с учителями и друг с другом, критикуют, шутят. При этом наметилась общая тенденция – неравнодушное отношение к проекту и рост заинтересованности среди учеников. Программа «Осмысленное чтение» еще больше сблизила учеников и учителей. Примечательно, что обучающиеся сами задают учителям вопросы, просят прокомментировать ту или иную ситуацию. Сейчас очень важно поддержать инициативу неравнодушных ребят, уделить им внимание, чтобы отношения всегда оставались доверительными.

Мне часто задают вопросы по ведению занятий, и это говорит о том, что проект заинтересовал многих и активно развивается в школе.

Спасибо за методическую поддержку со стороны ГМЦ и возможность обратной связи. Мы ощущаем себя частью большой и сильной команды, борющейся за дело по защите наших детей от вредоносной информации.

Наталья Шульгина,  учитель русского языка школы №1223:

– В течение последних двадцати лет в школе произошли значительные изменения. Уже нет ни бумажного журнала, ни дневника, ни печатных пособий, ни меловой доски, на смену им пришли компьютерные технологии. Благодаря развитию науки и техники сегодня существует гораздо больше возможностей для образовательного процесса, однако в современных реалиях возрастают и требования к его участникам.

В настоящее время поиск информации не составляет труда, любые сведения находятся в кликовой доступности от нас. Но наряду с этим появилась и проблема информационного загрязнения: большая часть информации, которую мы так или иначе потребляем в течение дня, поверхностная, ненужная или ложная. В связи с этим задача современного преподавателя не столько наделить учеников знаниями, сколько научить самостоятельно добывать их из надежных источников, отличая объективные данные от недостоверных. Поскольку ценность представляет не сам процесс восприятия информации, а качество ее усвоения, именно осмысленное чтение является сегодня истинным показателем грамотности, а потому важно наравне с базовыми умениями развивать критическое мышление – навык, необходимый во всех сферах современной жизни.

Разумеется, для того чтобы научить критическому мышлению, преподаватель сам должен осознанно подходить к потреблению информации, сравнивая разный контент и анализируя уровень его достоверности, чтобы подбирать наиболее адекватный материал для занятий. Для этой цели необходимо приобретение технических навыков, таких как работа с онлайн-ресурсами и приложениями, а также постоянное обогащение теоретическими знаниями, как специализированными (в рамках своего предмета), так и общекультурными.

В современных реалиях важную роль играют гибкость мышления, способность пересматривать свои суждения и установки, отдавая приоритет актуальным данным. Преподаватель, чьей целью является не навязать «правильное» мнение, а научить формировать свое, вызывает уважение у молодого поколения и имеет больше шансов заинтересовать учеников в предмете.

Умение ориентироваться в информационном пространстве и адаптироваться к быстро меняющимся условиям – одно из качеств, присущих молодым специалистам, которые проводят в Интернете большую часть своей жизни. Они легко находят общий язык с учениками и со знанием дела используют современные образовательные технологии, им свойственен креативный подход к работе. Для наибольшей результативности образовательного процесса необходимо организовывать взаимодействие поколений преподавателей. Давно знакомое всем наставничество в современных реалиях приобретает новую форму, из одностороннего процесса превращаясь в полноценный обмен опытом и навыками. Если раньше преподаватель со стажем руководил этим процессом, то сегодня ему самому есть чему научиться у молодого коллеги. Задача современной школы – сохранить самые эффективные традиционные методы и, обогатив их с помощью новых способов поиска и передачи информации, двигаться в будущее, навстречу переменам.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте