search
main
0

“Ломка” на лекции. Скоро будет на уроке? Треть воронежской молодежи “дегустирует” наркоту, а власти кивают на бездействие милиции и школы

Шокирующие данные обнародовал Воронежский областной наркодиспансер. По итогам анонимного анкетирования студентов нескольких государственных вузов на предмет наркозависимости выяснилось, что в некоторых высших учебных заведениях более трети учащихся имеют опыт потребления наркотиков. В среднем же примерно 10 из 40 тысяч студентов или просто пробовали, или продолжают употреблять наркотики. Идея провести анкетирование возникла у медиков студенческой поликлиники. Как рассказал в интервью воронежской газете “Мое!” главврач Виктор Муратов, слишком оживленно вели себя студенты во время профилактических лекций об опасности наркомании.

Ребята со знанием дела ухмылялись, давая понять: “Не учи ученого!” По вопросам, которые они задавали лекторам, чувствовалось, что у многих есть определенный практический опыт…
Дальше – больше. При осмотрах в студенческой поликлинике у некоторых молодых людей обнаружились на руках следы от инъекций. Зрачки у ребят не реагировали на свет, оставаясь величиной со спичечную головку и при ярком освещении, и при очень тусклом. Последним подтверждением подозрений медиков стала настоящая ломка у двух студентов прямо в аудитории во время лекции. Причем ребята учились на первом курсе, то есть пристрастились к кайфу уже в школе. Известно, чтобы получить реальную картину, количество явных наркоманов можно смело увеличивать в 10 раз. Так что же творится на самом деле?
В общем, на совете ректоров воронежских вузов было решено провести среди студентов анонимное анкетирование. Для того чтобы определить реальный масштаб наркоугрозы. К анкетированию приступили в апреле, причем подавляющее большинство респондентов – первокурсники, которых попросили отвечать на вопросы анкеты предельно честно. Того, что в итоге получилось, не предполагал никто.
В графе “имеют опыт потребления наркотиков” свое “да” поставили 38,5 % студентов строительной академии, 35,7 % – лесотехнической академии, 25,3% – медицинской. Как ни странно, но самый крупный по числу учащихся вуз области – Воронежский госуниверситет – в этом нерадостном списке на предпоследнем месте. Лишь 16,1 % “вэгэушников” имеют опыт потребления наркотиков. Возможно, это объясняется тем, что при сверхпопулярности вуза через конкурсный отбор проходят только самые-самые (или умные, или богатые), те, кто либо осознанно отказывается от наркоты, либо уже научился хитрить и не считает нужным давать правдивые ответы. Наименьший процент “попробовавших” у педагогического университета – 14,9. И это, согласитесь, радует, хотя, естественно, относительно.
Если наркотики в школе будет пробовать каждый шестой учитель, до добра это не доведет.
Зато у педуниверситета третья (после лестеха и строителей) позиция в графе “имеют друзей и знакомых наркоманов”. Положительно ответили 40,2 % будущих учителей. На вопрос анкеты, продолжаете ли вы периодически употреблять наркотики, “да” говорят 17,5 % студентов-лестеховцев, более восьми процентов строителей и будущих кинозвезд (Воронежская академия искусств). По 4-5 процентов наркоманов среди опрошенных в технологической академии, техническом университете и среди будущих врачей. В ВГУ – 3,4 %, а в педагогическом – 1,6 %.
Картина получилась удручающая. Медики говорят, что в Воронежской области с 1996 по 2000 год число наркоманов увеличилось в четыре раза, и сейчас на наркоучете состоят 5000 человек.
Так совпало, что одновременно с обнародованием результатов анкетирования областной комитет по образованию проводил расширенную коллегию по проблеме предупреждения и профилактики употребления наркотиков школьниками. Присутствовали все, от кого в той или иной степени зависит решение этого вопроса, – от заместителя председателя областного правительства до начальника отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков областного УВД. В школах тоже проводилось свое анкетирование, опрашивали 14-летних подростков. Результат – две трети, 66,6 %, детей пробовали наркотики. Причем и это уже перестало быть новостью, в элитных школах таких ребят в 2-2,5 раза больше, чем в обычных городских, а тем более в сельских школах. От любопытства до беды – один шаг, спасает лишь то, что в Воронежской области обычно начинают с конопли или опиатов, которые после первого употребления не вызывают столь сильного привыкания, как, например, героин. Значит, есть шанс спасти, и есть взрослые, которые прикладывают к этому максимум усилий.
В Лисках, довольно крупном районном городе Воронежской области, учителя разработали целую программу борьбы с наркотой. Во-первых, как рассказала Нина Негашева, начальник отдела образования, привлекли к решению проблемы всех, начиная от местных СМИ и заканчивая родителями. Для последних специально распечатали памятки: портрет наркомана – что меняется во внешнем облике человека, когда он употребляет наркотики, каковы явные признаки. Листовки со столь полезной информацией учителя вклеили в дневники каждому из учеников 5-7-х классов. (Представляете реакцию родителей?) Но этим не ограничились, памятуя о папах и мамах, которые в дневники к своим детям не заглядывают. Отработали механизм выявления и учета подростков из группы риска. Ввели в школах жесткий пропускной режим. Провели среди учеников мониторинг распространения наркотиков в школах. В отделе образования ввели ставку методиста-психолога и приняли на нее толкового человека. Организовали телефон доверия. Причем действовали не по принципу “сделал – отчитался – забыл”, а постоянно анализировали результаты работы. Именно в ходе такого анализа выяснилось, что школьники не любят рассказывать о своих проблемах по телефону. Звонят лишь единицы. Что делать? Придумали “почту доверия”, и это помогло. Мальчишки писали даже о том, где и когда укололся, с кем нюхал и курил и т.д. Как правило, не подписывались, и уже от педагога зависело, как найти такого ребенка среди своих подопечных, завоевать его доверие и как ему помочь.
Все это только часть работы, инициаторами которой стали лискинские учителя. У них, как и у их коллег из других городов России, маленькая, не соизмеримая с затратами труда зарплата. Они тоже могли бы сказать: “Не наше дело, пусть милиция с наркотиками борется”. Не сказали. Истинный учитель всегда первым становится на защиту ученика. Что, однако, совсем не означает пассивности ОВД. Анатолий Быков, начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков криминальной милиции областного УВД, сказал, что в нынешнем году уже выявлено 363 сбытчика, и это в три раза больше, чем в прошлом. Жаль, показатели наркозависимости от этого не уменьшаются. Почему?
Одна из причин – элементарная нехватка сотрудников милиции, умеющих работать с наркодельцами. Нужны люди, их надо специально учить. В Воронежской области с наркотиками сегодня профессионально борются 40 милиционеров. Для сравнения: в Самаре – 280, а в небольшом Липецке, гораздо меньшем, чем Воронеж, – около 100. В этих областях власти нашли возможность выделить средства из областных бюджетов, в Воронеже не считают нужным это делать.
Дальше – больше. Есть Закон о наркотических средствах и психотропных веществах, который запрещает употребление наркотиков на территории России. А механизма запрещения нет! В ряде областей такой механизм проработан на местном уровне и закреплен в областных законах. Но не в Воронежской. Зато на каждом совещании из президиума поднимается высокопоставленный, по областным меркам, чиновник и гневно вопрошает, куда смотрит школа и почему бездействует милиция?! Позиция очень удобная, только пользы от нее – разве что одним наркодельцам.
Как известно, наша газета практически из номера в номер проводит акцию “УГ” против наркотиков”. Мы обещаем побывать в одной из областей, где не только на словах, но и на деле власти рука об руку с учителями и милицией пытаются дать бой наркотикам.
Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте