Школы будущего – настоящие IT-кластеры, оборудованные лабораториями для изучения новейших технологий в области биологии, инженерии, энергетики, робототехники, с 3D-принтерами, мощными компьютерами и дорогущими мониторами к ним; школы будущего, где на занятиях легко обсуждают создание искусственных мышц или проблемы обустройства жизни на Луне и Марсе, причем обсуждают со знанием дела и с уклоном в конкретные практические решения, которые предлагают сами учащиеся… Мечта? Реальность.
И такие школы будущего в России уже есть. К примеру, в Белгородской области. Конечно, строго говоря, не всегда это школы в общепринятом понимании, иногда эти образовательные объекты могут называться иначе – «Точка роста», «Кванториум» – и относиться к сфере допобразования, но тем не менее задача у них единая – готовить специалистов для профессий будущего уже в школе, не дожидаясь новой технологической революции, уже сегодня дать возможность ребятам бесплатно получать навыки и знания XXI века.
Вот яркий пример. Средняя школа в селе Алексеевка Белгородской области. Село немаленькое – в нем проживают около 2000 человек. Но все же: сельская школа. Обычно, когда произносишь это словосочетание, перед глазами встает старенькое кирпичное здание, построенное еще в 60-70‑е, где кажется, что время остановилось и на дворе XX век. Алексеевская СОШ ломает такие стереотипы. Благоустроенная территория, здание после капитального ремонта выглядит очень свежо. Но самое главное – в рамках нацпроекта «Образование» здесь открыли «Точку роста», и теперь на уроках информатики, скажем, ребята занимаются 3D-моделированием, а потом печатают свои работы на 3D-принтерах, знакомятся с технологиями виртуальной реальности – погрузиться в нее можно с помощью VR-очков, а кроме того, снимают видеоролики с квадрокоптера, который запускают тут же, во дворе школы.
Или вот мобильный технопарк «Кванториум», появившийся в 2020 году на базе городского одноименного детского технопарка. Это учебная лаборатория на колесах, а попросту автобус с прицепом, который постоянно колесит по области. Педагоги «Кванториума», таким образом, могут проводить мастер-классы на базе школ в отдаленных районах, чтобы ребята, которые живут на селе и не могут посещать городской детский технопарк, тоже могли почувствовать себя сопричастными к конструированию будущего.
Стационарный детский региональный технопарк «Кванториум», конечно, имеет охват побольше – здесь обучаются более 500 детей из Белгорода и Белгородского района. Что замечательно, в «Квантуме» (так здесь называются направления обучения) «Промробоквантум», например, занимаются дети практически с самого младшего школьного возраста – с 8 лет. Они тренируются конструировать помощников человека на базе конструктора Lego. Причем их проекты направлены на решение социально значимых задач, таких как создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями с помощью автоматического подъемника или устранение нехватки парковочных мест для автомобилей с помощью автоматизированных подземных парковок. Конечно, они начинают с азов, с воплощения и моделирования тех идей, что уже существуют и используются, но, как утверждают преподаватели «Кванториума», в будущем такое проектное мышление позволит ребятам воплощать собственные самые неожиданные идеи.
Более старшие обучающиеся уже могут похвастаться призами в международных соревнованиях. Сергей Краснояружский, воспитанник «Кванториума» по направлению «Нейроквантум», рассказал журналистам о заданиях на различных международных конкурсах. Так, например, он создавал самые разные нейронные сети: решающие маркетинговые задачи, генерирующие новостные заголовки или самостоятельно пишущие сочинение на заданную тему. Говорит, получались такие тексты, что не отличишь от настоящих…
Этот репортаж я пишу без помощи нейросети, поэтому у меня больше эмоций, чем сухих цифр. Поэтому скажу так: центр образования №15 «Луч» – еще одна передовая белгородская школа, в которой мне удалось побывать, – это то, к чему надо стремиться сегодня в образовании. Большое современное здание с классами, где рабочие места организованы по принципу open space, да и все пространство школы организовано не просто для пребывания в нем обучающихся, но для непрерывного образования, даже на ступеньках лестницы математические формулы бросаются в глаза и подсознательно заучиваются.
В центре цифрового образования «IT-куб», существующего на базе ЦО №15 «Луч», ребята уже со школы попадают в мир IT-индустрии, что в будущем поможет им работать в этой сфере и быть в ней, что называется, как рыба в воде. Понятно, что заинтересованы в этом и IT-компании, есть тут, к примеру, специальная программа «Яндекс.Лицей». Именно к такому органичному взаимодействию «власть – образование – бизнес», думается, и надо стремиться, чтобы совершить экономический рывок.
Но это задача, наверное, ближайшего десятилетия. А о перспективах на ближайшие два года нам рассказал начальник Департамента цифрового развития Белгородской области Евгений Владимирович Мирошников: «Сегодня мы понимаем, что в будущем более 50% всех профессий будут связаны со сферой информационных технологий, и поэтому детям надо рассказать и показать все о цифровых технологиях… Мы рассчитываем, что благодаря федеральному финансированию мы откроем еще два таких IT-куба – один в следующем году, в Старом Осколе, и еще один в 2022 году, в Губкине».
И это хорошо, потому что такие школы действительно вселяют надежду в российское образование и в то, что будущее человечества будут конструировать и наши дети, а не только китайские и американские.
Иван КОРОТКОВ, Белгород – Москва
Комментарии