search
main
0

Ломать – не строить?

Из режима вандала к принципам уважения к труду

Наверное, мы, взрослые, забываем о том, что когда-то тоже были детьми: так же шкодили и нарушали некоторые правила. Забываем о том, что наши интересы были связаны с самыми важными для нас вещами – играми, развлечениями и весельем.

Школа для нас была не столько оплотом новых знаний, сколько тем местом, где мы получали опыт общения со сверстниками, старшими ребятами и, конечно, со взрослыми. Но, повзрослев, решили, возможно ошибочно, что обязаны быть только взрослыми и только учителями, забывая, что по сути воспитательного процесса обязаны оставаться в первую очередь старшими товарищами. Думаю, не стоит заниматься поиском причин, почему так происходит, а направить свое внимание и волю на детей, основной фокус – на их интерес. Мы, имея больший жизненный опыт, можем строить воспитательный процесс не с позиции старшего авторитета, а с позиции понимающего старшего товарища.

Благодаря отсутствию некоторых жестких требований к уроку технологии существует некоторая свобода в том, что основа выстраивается мной как учителем, а наполнение строится из интересов моих учеников. Стоит привести пример. На уроке технологии есть тема по изучению машин и механизмов на примере токарного станка по дереву. Части этого станка по отдельности можно увидеть и в других механизмах. А что, если разобрать списанный МФУ (старенький сломанный копировальный аппарат)? Детских эмоций в этот момент настолько много, что происходящее очень похоже на праздник. Стоит ли жалеть времени на получение такого опыта? Ведь в будущем, опираясь на него, есть возможность объяснить, что, например, разработка технологий сборки таких сложных механизмов производится людьми, работающими на заводах, объяснить некоторые сложности, которые могут возникать при работе, и тем самым воспитывать уважение к труду других людей.

Казалось бы, включили «режим вандала» и разобрали принтер, но как много можно получить взамен! Научились пользоваться ручным инструментом, нашли элементы, встречающиеся в станках, на которых работаем, и стал понятен принцип, который много где применяется. Испытали уйму положительных эмоций от того, что заглянули внутрь тайного механизма, скрытого от взора под пластиковым панцирем. Нарушили полнейший запрет разбирать технику. Придумали, как можно дать вторую жизнь разным частям.

Возможно, существуют веские причины забыть о том, что мы когда-то были детьми, забыть о тех своих детских желаниях, но я, став учителем технологии, таких причин не вижу.

Владимир КОХАН, учитель технологии, классный руководитель школы №654 имени А.Д. Фридмана

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте