Владимир СУХОМЛИН, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова: – За пятнадцать последних лет Россию покинули около миллиона высококвалифицированных научных и инженерно-педагогических кадров. Процесс «утечки мозгов» не закончился.
Система образования сумела отбиться от реформистских атак и посягательств на приватизацию государственных вузов. Атаки на отечественное образование многие годы сдерживались благодаря стойкости Совета ректоров во главе с академиком РАН Виктором Садовничим. Но чиновничья рать отступать не собиралась. Система образования представляла собой не только лакомый кусочек. Она во многом оставалась символом прошлой эпохи, когда предоставление бесплатного общедоступного качественного образования было законом для государства. Такая система была как бы социальным укором власть имущим, которые довели уровень бюджетного образования в России до самой низкой отметки в Европе – менее 40% (для сравнения в Германии и Франции объем бюджетного образования превышает 90%). Поэтому чиновничье войско взялось за систему образования с новой силой. В ход были пущены все приемы. Это и приближение к верхам элитных фигур из сферы образования. И непрекращающиеся попытки расслоить систему образования – выделить и обласкать десятку элитарных университетов, бросив на произвол дикому рынку основную массу российских вузов, сняв с них защиту от приватизационных посягательств. Также широко эксплуатировалось желание бизнеса подменить в возможно большей мере профессиональное образование тренингом или натаскиванием на текущие практические задачи. Последнее драматизировалось как фатальное несоответствие системы образования требованиям растущего российского бизнеса, который якобы из-за этого стоит перед выбором – встать на якорь или развивать альтернативную систему профессиональной подготовки.
Венцом всему стал стремительный рывок в Болонский процесс, который выступил в качестве катка для реформирования национальной высшей школы. Рывок без оглядки, без тени сомнений, без шансов на научный анализ и полемику. Хотя ранее министерство громогласно заявляло, что будет проведено тщательное исследование Болонского процесса, поставлены эксперименты, прежде чем будут приниматься какие-либо решения. Такой рывок хорош при выполнении спецназовцами боевого задания, например, при штурме объекта, занятого террористами.
Итогом штурма образовательных бастионов стали законодательные решения, открывшие путь к практическому реформированию высшей школы, – закон, вводящий в России двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура), а также поправки в законодательство, изменяющие понятие и структуру государственного стандарта.
Почему сегодня так много говорят об образовании? Может, не так уж и важно, каким быть образованию? Нет, важно!
В 90-х годах международное сообщество разработало концепцию информационного общества, основанного на знаниях, что привело к созданию и планомерной реализации национальных стратегий построения такого общества большинством стран мира. Образование и наука провозглашены важнейшими социокультурными технологиями построения нового постиндустриального общества. Именно им отдана роль локомотива современного прогресса. Именно они стали важнейшими сферами жесткой конкурентной борьбы за мировое лидерство. Тот, кто обеспечит себе превосходство в этой сфере, обеспечит и достойное место под солнцем на международном экономическом пространстве.
Система образования – унаследованная система, к обновлению которой нужен особый подход, переворачивать ее с ног на голову нельзя. Хороша она или нет, но она прошла через жизни большинства жителей страны, десятки, если не сотни тысяч школьных учителей и вузовских преподавателей отдали этой системе свои талант, душу, творчество. Еще одно свойство, характерное для образования, состоит в том, что это сфера с последействием в несколько лет, то есть эффект от инвестирования в эту сферу и ее модернизации, как правило, отложенный. Разрушить науку и образование можно в считанные месяцы, а для того, чтобы вернуть их к плодотворной работе, нужны многие годы.
Комментарии