Психологические ситуации, нередко возникающие в педагогических коллективах в начале учебного года, когда приходят новые сотрудники, комментирует кандидат психологических наук Олеся ВИХРИСТЮК, глава Центра экстренной психологической помощи при Московском городском психолого-педагогическом университете. Олеся Валентиновна – участник многих российских и международных научно-практических конференций и круглых столов.
Лучший способ защиты…Елена Евсеева окончила педагогический университет с отличием. Устроилась в школу учителем истории. Ей понравились дети, учителя, директор, да и сама школа славилась в округе. В Департаменте образования ей сказали: «Вам повезло, что попали именно сюда». Но вот прошло недели две нового учебного года, и ее представили новому завучу, которая только что перешла сюда из другой школы, в которой как раз Елена проходила практику на втором курсе. Это была Ирина Васильевна, учительница истории, с которой у нее не сложились отношения. Дело в том, что у них там, в другой школе, Ирине Васильевне не понравился способ общения студентки с детьми. Они вели себя слишком вольно, разболтанно, а она смиренно слушала их реплики. Тогда Ирина Васильевна сказала убийственную для нее фразу: «Из вас не получится педагога, выбирайте, пока не поздно, другую профессию». И вот волею судьбы Елена оказалась в той же самой школе, куда Ирина Васильевна перешла завучем.С ней мы не поладим, решила Елена. Тревоги оправдались. Новый завуч, убежденная в том, что Елена неспособна работать с детьми, тут же начала к ней придираться по любому поводу. Елена плакала, не знала, что ей теперь делать.Возможно ли наладить отношения между ними? Какую линию поведения избрать молодому педагогу? Как переубедить завуча, как доказать ей свою способность стать учителем?Ситуация, когда молодой педагог во время прохождения практики чувствует себя неуверенно, скованно в присутствии детей, не является из ряда вон выходящей, а, наоборот, вполне обычна. Ничего страшного нет в том, что Елена во время производственной практики не показала себя как суперспециалист, профессионал, умеющий моментально заинтересовать аудиторию. Тем более практику Елена проходила на втором курсе, а за три года дальнейшего обучения она вполне могла вырасти как личность, приобрести не только профессиональные знания, но и набраться личного, жизненного опыта.Сейчас у Елены начался трудный этап адаптации не только в профессии, но и в новом коллективе. Безусловно, надо быть готовым к тому, что не все пойдет гладко. Если Елена твердо решила для себя, что ее призвание быть педагогом, то ей легче будет отстаивать себя в профессии, находить возможности взаимодействия с коллегами по работе. Мне кажется, что Елене, как молодому, начинающему специалисту, надо не переубеждать завуча, а, наоборот, заручиться поддержкой Ирины Васильевны, объяснив ей, как важна для Елены ее профессиональная деятельность, что она готова учиться, работать над собой и что она хочет стать таким же профессионалом своего дела, как ее старшие коллеги. Исходя из ситуации мы видим, что Ирина Васильевна придирается по любому поводу к молодому педагогу. Но что стоит за этими придирками? Ее желание вынудить Елену уйти из школы? Из профессии? Или желание иметь в коллективе опытных, грамотных педагогов? Не тратить время на обучение новичков? На все эти вопросы можно попытаться найти ответы, только поговорив честно с Ириной Васильевной. И сделать это Елене придется… Как и когда выбрать время для разговора, решать тоже Елене. Каков будет итог этого разговора, мы можем только предполагать. Вполне возможно, что коллеги заключат договор, например сроком на год, где оговорят, что в этот период Елена постарается стать хорошим педагогом, а Ирина Васильевна либо ей не мешает, либо даже помогает. А если по итогам года достигнуть успехов у Елены не получится, то она будет думать о смене места работы.Часто в конфликтных ситуациях стороны действуют в рамках некоторых клише: одна сторона нападает, другая защищается либо занимается самобичеванием. А что, если сломать эти стереотипы и в ответ на придирки улыбнуться, согласиться с ними, попросить помощи в их устранении? Или при удобном случае неожиданно поддержать нападающую сторону в каком-либо вопросе? (В нашем случае Елена могла бы, например, поддержать Ирину Васильевну на педсовете в каких бы то ни было вопросах, выразить готовность ей помогать, взять на себя ответственное задание.)На вас жалоба!Евгению Павловну в Теплом Стане хорошо знают как одну из лучших учительниц русского языка и литературы. Ее ученики в большинстве своем писали грамотно, знали множество стихов, участвовали в спектаклях, которые она ставила. И вот ее пригласили в школу, где директором была ее давняя знакомая. Ученики и родители приняли Евгению Павловну с восторгом. Но не все. Одной маме не понравилось, что учительница слишком часто делает ее сыну замечания и ставит только двойки и тройки. Тогда Евгения Павловна предложила родительнице посидеть у нее на уроках, чтобы самой убедиться, что мальчик учится плохо, литературы не знает и на вопросы не может ответить. Она побывала. Но мнение ее не изменилось, напротив, она еще больше стала обвинять Евгению Павловну в том, что та предвзято относится к ее сыну. «Педагог вы плохой, не можете заинтересовать ребенка». А потом написала жалобу на учителя в окружной и городской департаменты. После этого и с директором у Евгении Павловны стали портиться отношения…Как Евгении Павловне отстоять свой авторитет? Как отвечать на подобные обвинения: доказывать свою правоту или снизить требования к нерадивому ученику?Проблема, возникшая в классе Евгении Павловны, довольно распространенная. Чтобы помочь учителю правильно выстроить отношения с мамой своего ученика, нужно обладать дополнительными сведениями о личностных особенностях ребенка, его мамы, учителя, знать семейную обстановку ученика, его успеваемость по другим предметам и т. д. По опыту могу сказать, что очень многие конфликтные ситуации, возникающие в образовательном учреждении, если их вовремя и грамотно не разрешать, впоследствии приводят к настоящей войне между противоборствующими сторонами. В конфликт втягивается все больше и больше участников (органы управления образованием, администрация образовательного учреждения, родители учеников, сами ученики, другие педагоги, иногда органы внутренних дел, представители СМИ и др.). Зачастую, работая с последствиями конфликтов, вышедших за рамки образовательного учреждения, уже бывает сложно понять, с чего же все-таки начался конфликт, а главное – кому он был нужен, ведь в любом случае пострадавшая сторона – это прежде всего дети, ставшие невольными участниками (заложниками) конфликта, амбиций взрослых людей.В возникшей ситуации Евгения Павловна предприняла попытку отстоять свою точку зрения, пригласив маму на урок в класс. Целью этого приглашения со стороны учителя было показать, что ученик не справляется с программой, плохо отвечает, неспособен к предмету. В таких ситуациях, оказавшись перед лицом факта, что их ребенок действительно плохо знает предмет, родители либо начинают обвинять ребенка в неспособности к обучению, плохой подготовке к урокам и т. д., либо пытаются защитить ребенка от несправедливых, как им кажется, нападок со стороны учителя. Зачастую родитель неосознанно принимает претензии к ребенку как претензии к самому себе, всплывают старые обиды, где не смог отстоять свою точку зрения. И родитель начинает защищать своего ребенка, как когда-то не смог защитить себя. Заметьте, что сам ребенок, его проблемы являются лишь поводом для выяснения отношений. Евгении Павловне необходимо отстоять свой авторитет, а маме надо доказать некомпетентность учителя. То, почему у мальчика плохая успеваемость по предмету, почему нет заинтересованности в литературе, уже, к сожалению, мало интересует конфликтующие стороны…Подходов к решению подобных конфликтов обычно можно выделить два. Первый – административный. Для этого Евгении Павловне необходимо обратиться к администрации образовательного учреждения с просьбой разобраться в конфликтной ситуации, так как она со своей стороны постаралась сделать все для того, чтобы урегулировать конфликт, но это не принесло видимых успехов: конфликт разрастается, и необходимо подключить административные рычаги воздействия, вплоть до перевода ребенка в другой класс.Второй подход к решению конфликта – долгий и довольно сложный, но наиболее комфортный прежде всего для ребенка. Условно назовем его – психологический. Этот подход требует усилий со стороны каждого участника ситуации, а также их доброй воли к преодолению конфликта. Я бы посоветовала Евгении Павловне обратиться к школьному психологу (либо в Центр психолого-медико-социального сопровождения, курирующий школу) и попросить психолога подключиться к решению данной проблемы. Задачами психолога станет взаимодействие с основными активными сторонами конфликтной ситуации, формирование доверительных отношений, разъяснение психологической составляющей сложившейся ситуации, разделение границ ответственности, заключение договоренностей о возможных формах и глубине психологической помощи.В заключение я хочу напомнить сторонам конфликта, что любая конфликтная ситуация несет в себе и конструктивные моменты для участников, а именно новый опыт, новое видение ситуации, и наконец, в каждом конфликте потенциально заложены выходы из этой ситуации. Главное – не забывать о том, что на поведение взрослых смотрят дети и в дальнейшем та или иная модель поведения будет скопирована для решения уже детских проблем.Один среди женщинМаксим, окончив физкультурный факультет педагогического университета, стал педагогом. И вот он учитель физкультуры в школе. Перед первым уроком волновался: как его примут? В коллективе молодежи нет, одни женщины. В первые дни Максим чувствовал себя особенно смущенно и скованно. В десятом классе ребята встретили его весело. Все, что он говорил, почему-то вызывало смех. И в учительской чувствовал себя неловко, учителя ему улыбались как-то иронично. Дома Максим жаловался, что его никто не воспринимает всерьез, и спрашивал: «Может, уйти из школы?»Может ли молодой человек адаптироваться в возрастном коллективе, да еще в женском, если он чувствует некоторую отчужденность и отторжение?Адаптация молодого специалиста в любом коллективе почти всегда связана с различными трудностями. Процесс адаптации зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. В данном случае я бы посоветовала Максиму обратить внимание на следующие моменты.Во-первых, Максиму, как молодому специалисту, пока не хватает опыта взаимодействия с учащимися; ему необходимо нарабатывать авторитет, завоевывать уважение со стороны ребят и постепенно вырабатывать свой педагогический почерк, другими словами, молодому педагогу еще предстоит научиться учить. Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Однако молодому специалисту было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшее поколение преподавателей стремилось передать ему свой опыт. Максим может показать свою заинтересованность в получении подобного опыта. Для этого он может обратиться к своим коллегам-учителям, специалисту методического объединения, классным руководителям проблемных ребят. Наверняка специалисты, к которым обратится Максим, подскажут ему, как наладить ту самую пресловутую дисциплину в классе, которая является камнем преткновения для всех молодых преподавателей, что поможет молодому педагогу почувствовать уверенность во время проведения уроков.Во-вторых, молодой человек пришел в уже сложившийся годами коллектив, кроме того, сказываются гендерные и возрастные различия. Как мне кажется, ситуация, в которой оказался молодой педагог, вполне прогнозируема и далеко не катастрофична. Максим хоть и молодой специалист, но вряд ли кто-то из педагогов почувствовал конкуренцию с его стороны, ведь он учитель физкультуры и вряд ли может претендовать на какую-либо дополнительную нагрузку (учебные дисциплины). Максиму важно показать, что с его приходом налаженный порядок в жизни коллектива не изменится, наоборот, женский коллектив получил поддержку в виде крепкого мужского плеча. Ведь Максим может взять на себя часть общественных дел коллектива, может в рамках работы блока дополнительного образования организовать работу секции, кружка (и тем самым постепенно завоевать доверие и авторитет среди учащихся).Также Максиму можно посоветовать присмотреться к отношениям в коллективе, понять, чье мнение в коллективе наиболее авторитетно. При удобном случае можно поговорить с таким педагогом наедине, что называется, поплакаться в жилетку, рассказать о тех трудностях, с которыми столкнулся, о своем стремлении как можно быстрее освоиться в коллективе и, главное, искренне попросить совета как у старшего и более опытного коллеги. Кроме ценных советов Максим в дальнейшем получит поддержку со стороны уважаемого в коллективе сотрудника.В-третьих, Максиму необходимо определиться с целями и мотивами своей профессиональной деятельности. Он должен четко для себя ответить на вопрос: для чего он пришел в школу? Что для него является определяющим на новом месте работы? С чем он мог бы смириться, а что для него является принципиально неприемлемым? Честные ответы на эти вопросы помогут Максиму занять правильную для него позицию.В начале любого дела (особенно такого серьезного, как начало профессиональной деятельности) трудности, препятствия, иногда разочарования неизбежны. Есть такая народная поговорка: «Один раз попятишься, потом всю жизнь пятиться будешь». Мне кажется, смысл этого изречения в том, что в жизни нужно не потерять себя, свое «я». Это не значит, что нужно идти по головам и добиваться желаемого вопреки всему (иногда даже вопреки своим убеждениям), но и отстаивать свою позицию, свое мнение необходимо. Для этого, как я уже говорила, Максиму необходимо выстроить приоритеты в новом для него виде деятельности.
Комментарии