search
main
0

Локаут в Дании: пейзаж после битвы. Система взаимного доверия и согласия дала сбой

О локауте в Дании наша газета писала в №15 за 9 апреля и №16 за 16 апреля 2013 года, мы постоянно информировали о ситуации на нашем сайте www.ug.ru. И вот самые свежие новости, связанные с последними событиями, благодаря которым дети вернулись за парты, а учителя – в классы.

В понедельник 28 апреля в датских средних школах прозвенел звонок и ученики вновь сели за парты, возобновив после почти четырехнедельного перерыва занятия. Таким образом, в новейшей истории страны перевернута еще одна страница – о крупнейшем в государственном секторе локауте за всю историю Дании. Локаут – это забастовка наоборот: когда не работники отказываются приступить к работе, а работодатели запрещают им работать. Так, в результате объявленного 2 апреля локаута двери муниципальных школ решением местных администраций были закрыты для учителей, оставшихся без работы и зарплаты.Все началось на переговорах между учителями и муниципалитетами об обновлении коллективного трудового соглашения, которые проходили на фоне объявленной правительством реформы образования. В соответствии с исторической традицией, которой датчане чрезвычайно гордятся, такие соглашения об условиях труда, включая зарплаты, заключаются здесь в результате переговоров и по обоюдному согласию между организациями работников и работодателей, в данном случае – Союзом датских учителей и Ассоциацией местных администраций, без политического вмешательства. Эта традиция позволяет датчанам говорить об особом укладе жизни в их стране, о едином обществе, покоящемся на взаимном доверии и согласии – «датской модели».В центре переговоров находился вопрос о так называемых рабочих часах учителей. До локаута максимальное количество часов преподавания в неделю для каждого учителя было ограничено 25-часовым потолком. Рабочая неделя датского школьного преподавателя в целом насчитывает 37 часов. Муниципалитеты настаивали на отмене этого потолка, чувствуя поддержку правительства, которое назвало действующие учебные программы анахроничными, а также на расширении полномочий директоров школ, в частности, по распределению рабочего времени учителей. В свою очередь, преподаватели утверждали, что упомянутый потолок гарантирует им время для должной подготовки к урокам, а предлагаемые нововведения приведут к резкому ухудшению качества учебного процесса. На этот раз, однако, датская модель дала сбой, так как стороны заняли непримиримые позиции, усилия посредников не дали результатов, и переговоры зашли в тупик. После того как Союз датских учителей решил не подписывать нового коллективного трудового соглашения с Ассоциацией местных администраций, последняя объявила локаут.В течение продолжавшегося почти месяц противостояния стороны непрерывно обменивались колкостями в прессе, учителя практически ежедневно проводили акции протеста, а родители выкручивались как могли – брали отгулы и отпуска, чтобы заниматься оставшимися без присмотра школьниками, организовывали комитеты взаимопомощи, чтобы по очереди дежурить с собранными в клубах и домах культуры детьми, сами выходили на уличные манифестации.Тем не менее премьер-министр Хелле Торнинг-Шмитт отказывалась от вмешательства. «Пусть конфликт протекает в соответствии с датской моделью», – заявила она, подчеркнув, что стороны должны урегулировать разногласия самостоятельно. «Локауты и забастовки служат решению конфликтов на датском трудовом рынке, – сказала глава кабинета. – Так функционирует датская модель, и так она должна функционировать».9 апреля учителя в знак протеста против локаута образовали 35-километровую живую цепь вдоль автомагистрали между Копенгагеном и Роскилле. По данным профсоюза, в акции приняли участие около 6 тыс. человек. 11 апреля перед дворцом Кристиансборг, где размещается парламент, штаб-квартира премьер-министра и Верховный суд, прошла демонстрация, в которой приняли участие школьные преподаватели, съехавшиеся в столицу на автобусах со всей страны, поддерживающие их профсоюзы и родители. Одна из самых больших площадей Копенгагена была заполнена до отказа демонстрантами, многие из которых пришли с детьми. На транспарантах можно было прочитать надписи: «Мы хотим преподавать!», «Учителя первые, кто следующий?». По данным полиции, на площади собралось до 35 тыс. человек. Правоохранительные органы дали высокую оценку безупречной организации массовой акции протеста, которая проходила в условиях полного порядка.В среду 24 апреля Торнинг-Шмитт призвала учителей и муниципалитеты вернуться за стол переговоров, но безрезультатно. После почти четырех недель вынужденных каникул и демонстраций протеста стало ясно, что административное решение является единственно возможным. Тогда в четверг 25 апреля правительство внесло в парламент проект закона, который разрубал гордиев узел, а уже в пятницу 26 апреля в рамках срочной процедуры депутаты, пожертвовавшие выходным Днем большой молитвы, одобрили его подавляющим большинством голосов. 96 парламентариев проголосовали за такой способ решения трудового конфликта, 13 высказались против.Торнинг-Шмитт выразила удовлетворение развязкой. «Думаю, что сейчас в Дании много детей и родителей чувствуют себя счастливыми», – сказала она. «Мы верим в датскую модель и надеялись, что стороны договорятся, – подчеркнула премьер. – Однако правительство должно учитывать ситуацию в целом».Принятый закон предусматривает отмену особых правил рабочих часов преподавателей. Отныне учителя будут работать по таким же правилам, как и другие госслужащие Дании, утратив особый статус.Фактически нормативный акт вынуждает учителей принять трудовые условия, на которых настаивала Ассоциация местных администраций. Директора школ будут иметь последнее слово в вопросе о распределении рабочего времени учителей, которым, очевидно, придется преподавать больше часов, чем до сих пор. Вместе с тем вводятся специальные гарантии, защищающие преподавателей от произвольного увеличения рабочих часов. Также отменена льгота для учителей старше 60 лет, которой не было у других государственных служащих, – предоставление дополнительно 175 оплачиваемых часов отпуска в год. Реформа будет осуществляться поэтапно в течение нескольких лет – новые правила вступят в силу с 1 августа 2014 года. В качестве компенсации за увеличение времени преподавания будут повышены оклады учителей. Фонд заработной платы намечено увеличить на 300 млн крон (52,6 млн долларов), другими словами, каждый учитель будет зарабатывать на 3,3-4,2 тыс. крон (580-740 долларов) в год больше. Эксперты считают, что правительство встало на сторону муниципалитетов, а преподаватели потерпели жестокое поражение.В тот же день тысячи учителей вышли на улицы трех крупнейших городов страны – Копенгагена, Орхуса и Оденсе, – чтобы выразить протест против способа, которым правительство решило урегулировать трудовой конфликт. На большом митинге перед дворцом Кристиансборг глава Союза датских учителей Андерс Бондо Кристенсен заявил, что правительство не учло интересов преподавателей, приняв во внимание только требования местной администрации. «Это не урегулирование, а агрессия!» – добавил он.Позднее, смирившись с ситуацией, Андерс Бондо Кристенсен в интервью газете «Юлландс-постен» подверг критике правительство, допустившее столь продолжительный локаут, и высказал надежду, что учителей «не заставят выполнять требование администрации о регистрации в рабочем журнале всех подробностей рабочего дня». Главный переговорщик со стороны Ассоциации местных администраций Микаэль Зиглер выразил разочарование тем, что локаут был прерван вмешательством правительства. «Общество потеряло терпение, потому что из заявлений Андерса Бондо Кристенсена вытекало, что мы не сможем найти решение», – сказал он.Сейчас в Дании подводятся итоги кризиса. Согласно последним цифрам во время локаута примерно 557 тыс. из 875 тыс. учащихся 2500 средних школ не могли сесть за парты и около 52 тыс. учителей – зайти в школы. Пришлось отменить многочисленные экзамены, лекции, уроки. Всего было потеряно около 2 млн учебных часов (около 10 процентов учебного года). Более тысячи учащихся профессиональных школ из-за локаута не смогли сдать выпускных экзаменов и теперь не могут начать работать.Локаут имел негативные последствия и для школ, так как они получают финансирование лишь при условии продолжения учебного процесса в течение по крайней мере 21 часа в неделю. По словам главы секретариата Ассоциации школ Софуса Нильсена Банга, в среднем каждая затронутая локаутом школа теряла 50 тыс. крон (8,8 тыс. долларов) за неделю.Небольшая часть занятий в школах все же была проведена учителями, которые не являются членами профсоюза (Союза датских учителей) и которых локаут не касался. Муниципалитетам предписано организовать дополнительные занятия в школах, чтобы учащиеся получили положенное им по закону количество часов преподавания. Министерство образования перенесло даты экзаменов для учеников 9-х и 10-х классов (13-15-летние школьники), чтобы дать им возможность подготовиться. Так, письменные экзамены, намеченные предварительно на 2 и 16 мая, теперь будут проведены 13 и 23 мая. Устные пройдут в предусмотренные ранее сроки – 3 и 26 июня.Предполагается, что новые правила приведут к изменению взаимоотношений между учителями и администрацией школ (директорами). Прежде директора входили в Союз датских учителей, теперь же скорее всего они создадут свой собственный профсоюз.Из обсуждения нововведений в прессе экспертами вытекает, что у учителей все же сохраняется возможность заключения местных трудовых контрактов с муниципалитетами, которые могут предусматривать особые условия труда.Наиболее же перспективным последствием этих «четырех недель, которые потрясли Данию», является брешь, которую решение трудового конфликта путем административного вмешательства властей проделало в датской модели. Не исключено, что эти события служат признаком постепенной утраты скандинавской окраиной Европы ее вошедшей в поговорку социальной устойчивости. Под давлением глобализации Дания и ее северные соседи становятся все более похожими на другие страны, теряя свою специфику, подчиняясь общим стандартам и сталкиваясь с такими же проблемами, как и весь мир.Николай Морозов, корреспондент ИТАР-ТАСС в Копенгагене, специально  для «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте