В настоящее время наблюдается тенденция к снижению уровня речевого развития у детей, речевые задержки проявляют себя уже в раннем возрасте.
Ольга ПЕРЦЕВА,педагог дополнительного образования по логоритмике (учитель-логопед, музыкальный руководитель)
Речевое и психомоторное развитие детей этого возраста отличается недостаточно четким произнесением (пропуски, замены, искажения) некоторых согласных звуков в связи с неточным укладом артикуляционного аппарата, а также недостаточно полной организацией общей и мелкой моторики. Речевое развитие детей в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи становится одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни и приобретает все большее значение для его психического здоровья. Потребность говорить, общаться формируется при активном воздействии взрослого на ребенка.
Ежегодно в начале и конце учебного года проводится диагностика психического развития детей, воспитывающихся в Ресурсном центре «Все лучшее – детям». Анализируя полученные результаты диагностики в 2008-2009 учебном году, мы пришли к выводу о недостаточном уровне речевого, двигательного, музыкального развития детей раннего возраста. Сравнивая результаты обследования двигательного и речевого развития детей третьего года жизни, мы увидели, что процент детей с двигательным развитием, соответствующим возрастной норме (77%), на порядок выше процента нормативного речевого развития (43%), в то время как процент детей с отставанием речевого развития (57%) значительно выше процента задержки в двигательном развитии (23%). Изучение также показало, что у детей раннего возраста отмечаются различные нарушения в речевой и двигательной сфере деятельности, которые требуют специально организованного своевременного коррекционно-логопедического воздействия в условиях ДОУ.
Анализируя деятельность Ресурсного центра и результаты экспериментального обследования, мы пришли к выводу, что развитие двигательных навыков у детей протекает более успешно, чем развитие речевой деятельности. Вероятно, это объясняется тем, что в образовательном процессе центра поставлен большой акцент на развитие двигательной сферы деятельности. Так, например, в течение недели дети два раза посещают бассейн, имеют два физкультурно-оздоровительных занятия, одно занятие по лепке и одно – по аппликации или рисованию.
Таким образом, в результате экспериментального изучения детей третьего года жизни в условиях пребывания в ЦРР мы увидели, что существует четкая корреляция между уровнем развития речевых, моторных функций и предлагаемой комплексно-развивающей программой в ДОУ. Об этом свидетельствует то, что дети свободно и легко выполняют задания в конце учебного года, входящие в образовательный и воспитательный процесс на занятиях.
Мы изучили литературные источники по проблемам, касающимся доречевого и раннего речевого развития, развития двигательной сферы, предметно-манипулятивных и предметно-игровых действий, а также взаимовлияния и связи двух функциональных систем – речевой и моторной – в раннем онтогенезе.
В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательной и эмоционально-волевой. Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают всех задач по развитию психомоторики детей раннего возраста. Наиболее эффективное средство развития психической и моторной сферы этих детей – занятия логопедической ритмикой, которая базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
В связи с этим было принято решение: воспитанникам третьего года жизни в первой (2 – 2,5 года) и второй (2,5 – 3 года) ясельных группах ввести курс занятий логопедической ритмики.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, будучи составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.
Курс логоритмических занятий в программу образования этого контингента детей введен для раннего выявления и коррекции речевых нарушений, а также их профилактики путем развития и воспитания у детей раннего возраста двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Именно в этот период целесообразно начинать отработку звуков речи, моторики кистей и пальцев рук, а также общей моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей раннего возраста.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Коррекционные задачи – развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемость движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной); подготовка речевого аппарата к тонкой артикуляции (артикуляционная гимнастика); пополнение пассивного словаря, активизация речевой деятельности.
Образовательные задачи – формирование двигательных навыков и умений; знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («ритм», «темп», «высота»); закрепление (при необходимости – формирование) произношения гласных [а], [о], [у], [и], [ы], [э]; взрывных звонких и глухих согласных [п], [т], [к], [г], [б], [д], сонорных [м] и [н]; согласных [в], [ф], [х], [й].
Воспитательные задачи – воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений; воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.
Занятия логоритмикой с детьми раннего возраста способствуют:
развитию подвижности органов артикуляции, тонкой и грубой моторики;
развитию и увеличению словарного запаса ребенка и активизации речевой деятельности;
формированию двигательных умений и навыков, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики;
развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
умению расслабиться, снять напряжение;
воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.
Заручившись поддержкой администрации, родителей и воспитателей группы, мы составили перспективный план работы, который начал внедряться с сентября 2009 года в практику. При разработке занятий были также использованы рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г.), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательной деятельности с оздоровительной направленностью (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа).
Логоритмические занятия проводит учитель-логопед, имеющий музыкальное образование. Пока логоритмические занятия не включены в общую образовательную программу, поэтому проводятся в рамках дополнительного образования во второй половине дня (после дневного сна) 2 раза в неделю по 10 минут.
Занятия включают такие средства логопедической ритмики.
Музыкально-двигательные:
ходьба;
упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
упражнения на развитие дыхания;
упражнения на развитие мелкой моторики;
упражнения на развитие чувства темпа;
упражнение с элементами танцев.
Двигательно-речевые:
упражнения на развитие фонационного дыхания;
упражнения на развитие голоса;
упражнения на развитие артикуляции и дикции;
упражнения на развитие координации движений и речи;
упражнения на развитие речевого внимания;
пение;
упражнения с предметами;
речевые упражнения.
В каждое занятие включены подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарное музицирование, дидактические игры, способствующие развитию музыкальных способностей детей, игры-упражнения для развития моторики кистей и пальцев рук, артикуляционная гимнастика в игровой форме, упражнения для развития просодической стороны речи, релаксационные упражнения.
Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает стихи современных детских поэтов и малые формы русского фольклора: потешки, поговорки, заклички, прибаутки, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. Игры-потешки и хороводные игры полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы действий и слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да»), что стимулирует речевую активность малышей.
Значительная роль в работе отводится совершенствованию ритмического строя речи, то есть играм, созданным на материале стихотворных текстов. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует речевому развитию детей – формированию слоговой структуры слова и развитию активного словаря.
Обучение малышей игре на шумовых инструментах – средство для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развитие внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики.
Особое место занимают игры, направленные на формирование мелкой моторики. Эти игры включают движения кистей и пальцев рук, сопровождаемые ритмическим, несложным речевым (лексически и фонетически) и музыкальным сопровождением. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе и развитием мелкой моторики. Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. М.Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» верно отмечает, что первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно здесь была велика роль руки – она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает себя знать и у нас).
Необходимое условие работы на логоритмических занятиях – создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Главная задача логоритмиста – создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр, танцев, а также исполнению (пению) песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, иллюстраций, созданием художественных образов посредством музыки.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Успех педагога зависит от того, как он дидактически верно выстроит каждый элемент занятия, что он будет требовать от детей, как преподнесет музыкальный материал и как последовательно будет усложнять этот материал.
Согласно Л. Выготскому развитие речи в раннем детстве связано с центральной линией развития, речь ребенка надо развивать своевременно, с самого раннего возраста. Для этого необходимо знать особенности развития речи детей на каждом возрастном этапе. Многие причины задержки развития речи, ее дефекты у детей в старшем возрасте кроются в условиях ее развития на этом раннем этапе. Поэтому большое внимание в работе мы уделяем беседам с родителями и воспитателями, проводим как индивидуальные беседы, так и групповые консультации для родителей и воспитателей, а также семинары-занятия с родителями – обучение логоритмическим играм и упражнениям, направленным на развитие речевой и моторной функции детей раннего возраста.
Тесное взаимодействие педагогов и родителей, системность работы, на наш взгляд, должны дать наибольший эффект. Администрация нашего ДОУ, сотрудники (музыкальный руководитель, психолог, воспитатели) и родители отметили яркое выступление детей на новогоднем и весеннем утренниках. Дети стали более четко и выразительно читать стихи, произносить тексты в песнях, их движения стали более точными и законченными. Также были отмечены успехи детей на занятиях по рисованию, лепке и аппликации воспитателями и педагогом дополнительного образования по живописи.
Исследования В.Бехтерева, Г.Волковой, М.Кольцовой показывают: чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь. Проводимые в ДОУ занятия по логоритмике стали одним из важных и эффективных методов профилактики и коррекции речевых нарушений. Логоритмика самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом, поэтому дает большие результаты в развитии детей.
Мы надеемся, что под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей и в дальнейшем будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Диагностика в конце 2009-2010 учебного года покажет результаты нашей деятельности. Мы с нетерпением ждем результатов.
Комментарии