search
main
0

Логопедический скрининг

«Дар речи» позволяет выявить речевые нарушения у детей на ранней стадии

Московские педагоги и воспитатели смогут выявлять речевые нарушения у дошкольников и школьников на ранних этапах. Для этого им достаточно посетить обучающие вебинары специалистов Городского психолого-педагогического центра и получить сертификат об успешном освоении курсов логопедического скрининга «Дар речи».

 

Скрининг был разработан экспертами центра совместно с ведущими вузами столицы для выявления детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении и дальнейшем определении формы психолого-педагогического сопровождения.

В вопросах речевого развития детей очень важно на ранней стадии выявить детей из группы риска и своевременно оказать им необходимую помощь, для того чтобы избежать трудностей в дальнейшем процессе обучения. Скрининг «Дар речи» позволяет воспитателям и педагогам самостоятельно проводить диагностику и определять ребят, которым показана консультация профильных специалистов.

Скрининг проводится для детей от трех до девяти лет в два этапа, каждый из которых имеет свое функциональное значение. На первом этапе воспитатель или учитель начальных классов заполняют речевые опросники. С их помощью фиксируются речевые характеристики ребенка, в том числе коммуникативные и грамматические навыки и разборчивость речи, при этом учитывается его возраст.

На втором этапе на детей, внесенных по результатам заполнения опросников в группу риска, протокол скрининга заполняет учитель-логопед. Он же вместе с родителями каждого ребенка определяет необходимость дальнейшей работы со специалистами. Эксперты отмечают, что при диагностике важно пройти оба этапа.

Достижение поставленной цели возможно только при проведении двухэтапного обследования, то есть разделить логопедический скрининг нельзя, так как каждый этап несет свою функциональную и содержательную нагрузку. Скрининг позволяет в короткие сроки охватить большое количество школьников или дошкольников, например целый класс. Если перед специалистом поставлены иные цели, например индивидуальное консультирование, тогда есть возможность разделить этапы скрининга. Так, учитель-логопед может использовать отдельно вторую часть в своей работе.

Опросники просты в использовании и интуитивно понятны. Так, например, при заполнении формы на ученика 2‑го класса педагогу нужно будет ответить на следующие позиции: «Речь ребенка плавная, без судорожных запинок», «Ребенок справляется с составлением развернутого устного ответа на уроке», «Словарный запас ребенка позволяет ему осваивать программный материал», «Ребенок понимает прочитанное» и др.

Заполнение речевых опросников воспитателем или учителем начальных классов не должно вызывать каких-либо затруднений, ведь при подготовке педагогических кадров в вузах и колледжах изучаются специальные дисциплины, которые дают полное представление о закономерностях нормативного развития речи ребенка. Однако стоит подчеркнуть ведущую, направляющую и консультативную роль логопеда в ходе проведения всего скрининга. Логопед при необходимости может помочь с уточнением вопросов речевого развития и критериев оценки того или иного параметра.

Подробная информация для педагогов о проведении логоскрининга «Дар речи», инструкции, опросные листы и записи вебинаров размещены на сайте ГППЦ.

В пилотной версии логоскрининг уже был опробован еще в прошлом году участниками городского проекта «Ресурсная школа» и сразу зарекомендовал себя как удобный в использовании, понятный и, главное, универсальный инструмент логопедического обследования детей. С полной уверенностью можно сказать, что московские педагоги проявили интерес к скринингу, к возможности выявлять речевые нарушения у ребят уже с трехлетнего возраста. Сегодня логоскрининг доступен всем образовательным организациям столицы.

В январе 2023 года ГППЦ и Ассоциация родителей детей с дислексией пролонгировали соглашение о сотрудничестве. В него включили пункт о популяризации передовых методов логопедической диагностики.

Впервые соглашение о сотрудничестве между ГППЦ и Ассоциацией родителей детей с дислексией было подписано в 2019 году. За это время стороны выработали формы сотрудничества, наиболее полезные семьям, воспитывающим детей с особенностями развития. Ознакомиться с современными технологиями в логопедической работе, позволяющими детям преодолевать трудности речевого развития, чтения и письма, можно будет на ежемесячных вебинарах. Они пройдут как для профессионального сообщества, так и для родителей.

Ольга ЕГУПОВА, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте