search
main
0

Логопедический дистант

Раньше такое не пришло бы и в голову

Переход на дистанционное обучение особенно вызвал тревогу у родителей тех детей, которые испытывают трудности в обучении. Их волновало, что дети остаются без помощи специалистов, теряя драгоценное время. Действительно, прерывание коррекционного процесса у детей с тяжелыми нарушениями речи может привести к потере ранее приобретенных умений и навыков.

Перейти на дистанционное обучение с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, раньше не пришло бы и в голову. Это связано с тем, что они имеют свои особенности развития психических процессов. У детей часто наблюдается нарушение произвольного внимания, его концентрации, устойчивости, объема, переключения. Характерны нарушения памяти: трудности запоминания, вследствие повышенной истощаемости быстрое забывание. Несмотря на это, в новых реалиях другого выхода не было.

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии. Такое обучение стало применяться сравнительно недавно и осуществлялось преимущественно в системе высшего образования. Ситуация в мире привела к тому, что его стали использовать в школах и даже в дошкольных группах. На дистанционном обучении можно проводить занятия в режиме онлайн, то есть здесь и сейчас, или пользоваться образовательными ресурсами. Однако по разным причинам родителям было не всегда удобно заниматься с ребенком по расписанию в режиме онлайн. Тогда нами было принято решение создать обучающие ролики, которые можно просматривать в удобное для семьи время.
Учителями-логопедами дошкольных групп были разработаны блоки занятий разной направленности.

Первый блок – занятия, способствующие выработке правильного звукопроизношения. В этот блок входят видеоролики с демонстрацией выполнения артикуляционных упражнений, а также с разными этапами автоматизации звуков.

Второй блок – ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Он направлен на формирование и обогащение словаря. На материале лексических тем также отрабатываются различные грамматические категории. Этот блок актуален для детей как с речевыми трудностями, так и без них.

Следующий блок занятий акцентирует внимание на развитии и совершенствовании фонематических процессов: знакомство со звуками, выделение звука из слова, определение позиции звука, фонетический разбор. Эти занятия необходимы для успешного овладения грамотой. Они также включают в себя знакомство с образом буквы, чтение слогов и слов.

На видеозанятиях проводилось закрепление ранее изученного материала и продолжение обучения в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Видеоролики создавались как с применением специальных программ, так и без них, в соответствии с техническими возможностями специалистов – от демонстрации авторских презентаций до создания обучающих видеозанятий.
При разработке роликов учитывались особенности детей с нарушениями речи.

Для лучшего восприятия материала мы использовали красочные иллюстрации и игрушки. Достаточно быстрая смена кадров способствовала концентрации внимания. Одним из важных аспектов является положительная эмоционально окрашенная подача материала, которая демонстрируется знакомым педагогом в форме предполагаемого диалога. Это необходимо для создания у ребенка мотивации к продолжению занятий в условиях самоизоляции. Речевые инструкции четкие и дозированные, что способствует развитию слухового восприятия. Для предупреждения быстрой истощаемости ролики создавались непродолжительными по времени. Объяснение нового материала сопровождалось дублированием важных моментов для лучшего понимания изучаемой темы.

Опыт нашей работы нашел положительный отклик у детей и их родителей. Они с нетерпением ждали новых видеозанятий.

Какие же плюсы дистанционного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи были отмечены?

1. Выбор оптимального для ребенка и родителя времени занятия.
2. Возможность многократного просмотра для отработки и запоминания изучаемого материала.
3. Предоставление родителям методики выполнения упражнения и их последовательности.

То, что вошло в нашу в жизнь как вынужденная мера, стало полезным и интересным. Однако стоит отметить, что для дошкольников полный переход на дистанционный режим обучения невозможен, так как ничто не заменит личного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Это взаимодействие формирует коммуникативную и эмоциональную стороны развития, полноценную личность дошкольника.

Марина БУРЦЕВА, Ксения ЛАВНИКЕВИЧ, учителя-логопеды школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте