Очень часто, в понимании взрослого, готовность ребенка к школе сводится к обучению счету и умению читать. Но, как показывает практика, наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и умений, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют привычка думать и желание стремиться узнать что-то интересное для себя, неизвестное. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие ребенка: развитие личностной и мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей. Очень важно научить воспитанника быть любознательным, самостоятельным в поиске и выборе ответов на появляющиеся вопросы, уметь анализировать и сравнивать. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет внимательно и с интересом работать в дальнейшем на уроке, достигать положительных результатов в учении.
Дошкольный возраст – это возраст, когда чувства и эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. И главное значение в обучении и воспитании имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка, ведь каждый малыш развивается в своем темпе. Для достижения результатов важно, чтобы он сам, его окружение, педагоги и родители были твердо убеждены, что он молодец, у него все получится. Это поможет сформировать адекватную самооценку.
Каждый год перед педагогами дошкольных учреждений стоит вопрос: как повысить уровень формирования элементарных математических представлений у дошкольников? При попытках решить эту задачу сразу возникает следующий момент: как сделать занятия для дошкольника интересными, увлекательными, понятными? Именно эти вопросы и побудили меня семь лет назад открыть кружок социально-гуманитарной направленности «Занимательная математика» в блоке дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста.
Кружок уже много лет помогает развивать и обогащать математическими знаниями детей 6‑7 лет. В процессе занятий у воспитанников целенаправленно развиваются познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий. Ребята учатся строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, что очень нравится детям дошкольного возраста.
Объединение дополнительного образования «Занимательная математика» в период между дошкольным и школьным возрастом помогает воспитаннику построить содержательный образ настоящего школьника. Программа носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но еще не школьник. Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало. Дети 6‑7 лет стараются понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно, таким образом, у ребенка формируются предпосылки к познавательным универсальным учебным действиям, а также появляются навыки контроля и самоконтроля.
Кружок «Занимательная математика» работает уже много лет, имеет большое количество положительных отзывов от родителей воспитанников.
Лариса РЕЗНИКОВА-МИЛОВАНОВА, воспитатель школы №1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина
Комментарии