search
main
0

Логика чертежа Обучающая программа в бумажном переплете

Развитие пространственного мышления – важнейшая задача школы. Без этого не состоится не только инженер или конструктор, но и хороший химик, физик или врач.

В 1998 г. принята новая учебная программа по черчению. В ней объем учебных часов сокращен со 102 часов до 34 часов, т.е. втрое. Черчение теперь должны изучать дети не 7-х и 8-х классов, а 9-х классов. Правильно это сделано или нет? Абсолютно правильно. Раньше школа была политехнической, всех детей учили и машиностроительному, и строительному черчению. Чтобы овладеть предметом, они затрачивали на его изучение больше времени, чем на математику. Зачем? Техническое черчение должны изучать студенты в специальных учебных заведениях различного уровня. Перегрузки в школе надо искоренять. Пусть дети больше занимаются физкультурой и растут крепкими и жизнерадостными. Это должно стать основой системы образования, но не за счет снижения качества знаний. А чтобы совместить эти, казалось бы, несовместимые вещи, надо работать над совершенствованием учебных программ и методикой образования. Простой пример. Дети до сих пор неделями вычерчивают на форматах клеточки, чтобы потом по ним написать чертежный шрифт, часами сидят над заполнением угловых надписей на тех же форматах. Заниматься этим в век компьютерной революции – непростительная ошибка.
Новая учебная программа правильно изменила подходы в изучении курса черчения в школе. К сожалению, не все это понимают. Теперь черчение в школе рассматривается как область человеческих знаний, как наука, направленная на развитие пространственного мышления подростка, овладение им графическими приемами. Такое черчение необходимо не только будущим конструкторам, но и врачам, биологам – всем. Новая техника, в частности компьютер, требует повышенных знаний, лучшего мышления, но облегчает и ускоряет разработку проектной документации. Зачем же учить ребенка дедовскими методами? Это равносильно обучению студентов машиностроительных вузов изготавливать детали машин в кузнице, в то время как существуют роботизированные поточные линии. Школьника надо избавить от рутинной ручной работы на форматах и наполнить урок продуктивной развивающей работой. В связи с этим взоры руководителей образования все больше обращены к компьютерам. Но компьютер – не панацея. С его помощью можно учить, а можно калечить. Непродуманное использование новой счетной техники в учебном процессе в США привело к тому, что старшие школьники не могут выполнить простые арифметические действия в уме. Использование компьютера в школьном процессе – это, по сути, новая система обучения, требующая наличия трех обязательных составляющих – подготовленного педагога, специальной обучающей программы и компьютерных классов. Отсутствие хотя бы одной из этих составляющих не приведет к положительному результату. Возьмем только один компонент этой системы – обучающую компьютерную программу.
Если ребенка учат, что 2 х 3 = 6, то суть процесса умножения он понимает только в том случае, когда в мозгу у него создается математическая логика. Но если ребенку дали счетную машинку, на которой он произвел действие умножения, это его ничему не научит, поскольку мозг не воспринимает самого процесса умножения. То же самое и в графике. Если нажатием клавиши мыши ребенок переводит трехмерный объект в двухмерные изображения, но не видит и не понимает процесса, происходящего при этом, то он ничему не учится, не развивает своего пространственного мышления, он не познает логики графических построений, хотя она существует, ведь в компьютер ее заложил программист. Вот если бы 2 х 3 = 6 высветить на экране монитора в виде каких-нибудь зайчиков и показать, как они выстраиваются в ряд по два, в этом есть математическая логика, есть момент развития мышления, есть обучение. А если еще учесть и эмоциональный всплеск – красочное перемещение зайчиков, – математическое действие будет усвоено быстро и прочно. Это и есть обучающая компьютерная программа в ее примитивном варианте. Аналогично, если на экране монитора красочно высветить в динамике весь процесс образования проекций, то это и будет обучающая программа по черчению. Именно она так необходима школе.
К сожалению, в школах есть в лучшем случае небольшое количество компьютеров для нужд информатики, однако нет ни обучающих компьютерных программ, ни подготовленных педагогов. В чем же выход?
Выход в создании рабочих тетрадей по черчению. Грамотно созданная рабочая тетрадь есть статическая логическая обучающая программа – предвестник и первая ступенька компьютерных обучающих программ. В ней нет движения, динамики, но есть вся суть обучающей программы, алгоритмы графических приемов и печатная основа, чтобы каждый ученик сам проделал этот алгоритм.
В тетради много наглядных изображений и существует постоянная связь между трехмерными и двухмерными изображениями. Это облегчает понимание сути процесса школьником и развивает его пространственное мышление. Специально подобранные развивающие упражнения обеспечивают активную и продуктивную работу школьника и в классе, и дома с минимальной затратой времени, потому что нет ненужной механической подготовительной работы. В тетради весь учебный материал систематизирован практически поурочно и в строгом соответствии с программой. Образцы выполнения заданий, хорошая компьютерная графика дисциплинируют школьника, вырабатывают ответственность и внимательность. Работая на обычной тетради или на формате, ученик обычно, если ему что-то не понравилось, выбрасывает чертеж и начинает снова. В рабочей тетради это недопустимо, там печатная основа только одна и тетрадь одна. Это важный воспитательный момент. При правильной организации урока ученики 9-го класса в состоянии с минимальной домашней доработкой на 34 уроках проделать все 67 упражнений. Такого количества заданий дети не выполняли и при 102 часах учебной нагрузки, работая с колоссальной перегрузкой.
В прошлом году издательство учебной литературы в Обнинске ООО УМО “Духовное возрождение” выпустило такую тетрадь по черчению (автор Никулин Н.М.). Тетрадь прошла строгую экспертизу в Министерстве образования РФ, была не просто рекомендована к изданию, а вошла в федеральный комплект рекомендованной учебной литературы. Она разработана в строгом соответствии с новой учебной программой по черчению и отвечает требованиям обучающей программы.
Рецензент Кошканова Ю.Ф. (зав. кафедрой начертательной геометрии и черчения МПГУ, д.п.н., профессор) дает этой тетради такую оценку: “Комплект рабочих тетрадей посилен для учащихся и хорошо подан. В них учитывается важнейшее условие – формирование перзептивных действий с графическими объектами: практическое измерение, расчленение, объединение, трансформация, словесное описание образа (детали). Все это имеет первостепенное значение для курса “Черчение”, поскольку развивает у детей пространственные представления, воссоздающее воображение, формирует умение вычленять пространственные признаки предметов и овладевать не только способами геометрических построений, но и методом проецирования.
Особо следует отметить:
– многократные представления геометрических фигур для создания у школьников собирательного пространственного образа объектов;
– вариативность способов построения наглядных изображений;
– образцы выполнения заданий, что прививает детям культуру графического труда;
– использование цвета в решении графических задач;
– корректность и четкость формулировок пакета;
– определенную структурированность комплекта заданий, легко переходящих от одной части пособия к другой.
В рецензируемом пособии большое внимание уделяется формированию умений школьников решать типовые графические задачи. Некоторая их часть представлена с опорой на алгоритмы решения с целью не только понимания учениками требований задачи, но и проверки полученных результатов как со стороны самих ребят, так и со стороны учителя или родителей”.
А рецензент Демидова Т.Н. (учитель черчения сш N645 Северного административного округа г. Москвы) первой приобрела полный комплект рабочих тетрадей для своей школы. Тем не менее в течение учебного года тетрадь не получила широкого применения в школах России. Почему? Оказывается, кроме Москвы, тетрадей в свободной продаже нигде практически нет. Современные издательства не хотят рисковать, производя практически столько, сколько им заказывают отделы образования. Чтобы школа приобрела тетради, их надо заказать и оплатить заказ, тогда он им незамедлительно поступит. То есть отсутствует элементарная организационная структура по обеспечению школ учебной литературой. Но почему от этого должны страдать дети и педагоги?

Николай Михайлов,
учитель черчения
Обнинск,
Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте