search
main
0

Логика альтруиста: беречь детей, не жалеть себя

Директор 464-й московской школы Маргарита Дроздова, решив создать школу здоровья, задумала снести старое здание и построить новое.

На крепком фундаменте – он был возведен из кирпича разрушенного Иерусалимского монастыря. И вот, отремонтировав и перепланировав здание, Маргарита Ивановна создала Центр содействия укреплению здоровья школьников. И когда ее спросили коллеги, вы что, мол, решили построить коммунизм в отдельно взятой школе, она, проигнорировав сарказм, ответила: “Я такой задачи не ставила. Назвавшись школой здоровья, мы фактически становимся Центром содействия укреплению здоровья учащихся в микрорайоне”.
Это нормально, когда кто-то много на себя берет, выбиваясь из общей массы. И тут все удачно совпало: нашелся инициативный, авторитетный в своем округе человек, а вызревшая потребность наконец-то обратить внимание на тотальное нездоровье школьников подвигла московское правительство на создание программы “Образование и здоровье”, а префект Центрального округа Геннадий Дегтев не пожалел денег на капремонт и создание в школе медицинского блока.
Потому Дроздовой удалось подчинить обстоятельства своему замыслу, что она интуитивно шла по верному пути: 3 года анализировала состояние здоровья своих подопечных. Цифирь удручала. Из 610 школьников здоровы были только 130. Выходило, что четверо из пяти имели различные отклонения в здоровье, а каждый пятый рисковал его утратить из-за непомерных учебных нагрузок и жуткого экологического состояния окружающей среды в микрорайоне.
Школа оказалась в венке вредных производств – подшипников, клея, валяной обуви и мясопродуктов. Однако, не будь под школой соленого озера, вода которого по своим лечебным свойствам превосходит воду Черного, Белого и Баренцева морей, вряд ли что-то можно было изменить в ее положении заложницы промышленного микрорайона.
Директор школы заручилась поддержкой СЭС, получила заключение физиотерапевтов о пользе воды “Pana” для лечения детей и, вооружившись диаграммами, схемами, расчетами, полученными в ходе мониторинга здоровья своих учащихся, то есть достаточной доказательной базой, разработала концепцию профилактики. Усилия Маргариты Ивановны были приняты “на ура”, потому что никто другой их не предпринял.
Верно подмечено: требуй невозможного – получишь максимум. Дроздова, поняв, что новая школа ей не светит, выжала максимум из того, что есть. Теперь в медицинском блоке оборудованы две ванные комнаты, в каждой из которых по две ванны для принятия процедур с водой “Pana”, ингаляторий, два тренажерных зала, кабинеты физиотерапии, психологической разгрузки, массажа. Осталось установить оборудование, и с 1 ноября начнутся так называемые динамические часы – по одному для каждого из 1-6-х классов. Все дети поделены на группы на основании клинико-лабораторных данных и получат те процедуры, которые рекомендованы. Кто-то пойдет в тренажерный зал к инструктору лечебной физкультуры, кто-то – принимать ванну с последующим массажем, кто-то отправится в ингаляторий.
Нынешней осенью впервые прошли диспансеризацию первоклашки в детской поликлинике N 104. Из 53 выявлено всего 9 здоровых, что составляет 6 процентов. Дело в том, что в школу здоровья были направлены только дети с отклонениями в здоровье, потенциальные учащиеся соседних школ NN 471, 472, 480. Как сказала Маргарита Дроздова, школа от этого только выиграла, ведь она привлекла внимание к проблеме сохранения здоровья детей. Согласитесь, это логика альтруиста – радоваться тому, что с каждым нездоровым ребенком ты обретаешь на одну проблему больше. Не в этом ли заключается истинно государственный подход к взращиванию полноценных граждан? Без пафоса – ложного, пошлого.
Права Маргарита Ивановна, когда провозглашает, что одними физиопроцедурами и водой “Pana” проблему оздоровления детей не решить. Спасет их только система здорового образа жизни вкупе с гигиеническими мероприятиями, которые необходимо в школы вернуть. Совсем не сложно придерживаться строгого гигиенического режима, проветривать классы и делать там влажную уборку, проводить физкультминутки, утреннюю зарядку, следить за режимом перемен, составлять расписание уроков во имя здоровья учащихся. На все это не нужны средства, а эффект очевиден. Дети и педагоги уже будут нацелены на сохранение здоровья.
К здоровьесберегающим факторам Дроздова причисляет и здоровый морально-психологический климат в школе. Между учителем и учеником, учителями и директором, учителями и родителями. Потому, наверное, в школе нет трудных детей. Все они управляемы. Половина педколлектива в прошлом году окончила валеологические курсы при Институте гигиены детей и подростков, а половина в этом обучается, причем с желанием. Новый статус школы ко многому обязывает, но все учителя осознали свою миссию и не считают ее лишней нагрузкой.
Так что, школа здоровья взвалила не свойственные ей узкоконкретные задачи лечить и реабилитировать? Нет. Школа остается школой. В ней учат, в том числе и здоровому образу жизни. Дроздова приняла программу академика Александра Савелова-Дерябина “Виватон – образ жизни”, тем более что она одобрена Минздравом и апробирована в ряде регионов.
Два физиолога фирмы участвовали в диспансеризации первоклассников, так что программа расписана индивидуально. Одним будет даваться фиточай, рассчитанный на повышенную кислотность желудка, другим – на пониженную. Даются рекомендации, как соблюдать гигиену, а для убедительности ее пользы академик вручил всем первоклассникам наборы для семейного пользования. В них зубная паста, гели, крем, шампунь. Наверное, эти дары можно расценить как рекламную уловку. Но если эффект от них будет равен нулю, ни один родитель не раскошелится.
Я спросила, на какие средства школа после годового благотворительного эксперимента фирмы “Виватон” будет закупать препараты, если будет достигнут положительный эффект. Дроздова сказала, что школа создаст попечительский совет, найдет спонсоров. Да и сами родители не пожалеют денег ради здоровья своих чад.
Может ли подобная модель школы здоровья стать идеальной и для других – в столице ли, в провинции? Маргарита Ивановна была категоричной: “Это нереально сейчас. А вот иметь по одной такой школе на микрорайон – дело перспективное. Достаточно, чтобы нашелся инициативный директор школы с коллективом педагогов-единомышленников, чтобы была достаточной материально-техническая база для создания медицинского корпуса”.
На достигнутом Дроздова не остановится. В будущем году будет готов проект блока начальной школы с бассейном для лечебной соленой воды. На открытии 1 сентября обновленной школы журналисты интересовались, чего еще хочет директор. Казалось бы, все здесь, как в Греции, есть – даже евроремонт и новая мебель. Не моргнув глазом Маргарита Ивановна перечислила, чего она, раз хочет, добьется все равно. Во-первых, восстановит фонтан. “Что за школа без фонтана?” – смеется она. Во-вторых, оборудует тир, чтобы вся районная ребятня была занята делом. В-третьих, она создаст зимний сад, кое-что перестроив еще. Он будет примыкать к медицинскому корпусу.
А сейчас она пишет по заказу программу оздоровления учителей. По задумке руководства образованием до обеда в Центре Дроздовой оздоравливаются ее дети, а после – школьники и учителя микрорайона. Так что действительно, коммунизма в отдельно взятой школе не получилось…
Что дальше? Пять месяцев назад вышло Примерное положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения. Отрадно, что Минобразование и Минздрав начали сотрудничать, проводя совместные конференции, теплоходные круизы и коллегии по проблеме здоровья детей. Очередная выездная коллегия Минобразования по теме – в декабре. Место встречи изменить нельзя – им вновь станет Казань.
Галина СЮНЬКОВА
Москва

Статфакт

За последние 20 лет у московских школьников на 18% уменьшилась сила сжатия кисти, на 15% – жизненный объем легких. Процент здоровых выпускников снизился с 30-35 %
до 4%.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте