Известный учитель Шалва Амонашвили замечательно выразил суть гуманной педагогики: «Моя человеческая любовь к ребенку должна вызвать в нем его ответную человеческую любовь ко мне». Эти слова стали стержнем педагогической философии учителя математики средней общеобразовательной школы №4 города Ржева Тверской области Елены МИЩЕНКО.
краина славного старинного города. СОШ №4 прячется за «спиной» яркой многоэтажки, как будто стесняясь своей недавно возведенной соседки. На стене класса бросается в глаза небольшой плакат с надписью: «Математика – особая наука, а математики – удивительные люди, обладающие даром постичь, что дано, а что нужно доказать». Общаясь с Еленой Викторовной, я понял, как точно соответствует это изречение личности учителя, и еще раз убедился, что царица наук не так страшна, как ее малюют некоторые гуманитарии.
– Когда я училась в четвертом классе, у нас преподавал замечательный педагог Светлана Ивановна Костенец. Она и влюбила меня в математику, – рассказывает Елена Викторовна. – С десяти лет я уже твердо знала, что стану учителем. После школы поступила в Брянский педагогический институт на физмат. Закончила его с красным дипломом. Распределение было свободным, мне предложили работать в БПИ на кафедре алгебры и теории чисел или поступить в аспирантуру МГУ. Но я вышла замуж и поехала в село Новозыбковского района, которое оказалось в зоне выселения, связанного с Чернобыльской аварией. Волею судьбы в 1991 году оказалась в Ржеве. Я сразу нашла работу в средней школе №4 и получила нагрузку почти в две ставки по физике и математике.
Красивейшая наука
Многие гуманитарии называют математику сухой, скучной наукой. Сложение, вычитание, деление, умножение… Ржевская учительница приехала на всероссийский конкурс с работой, которая называлась «Эстетический потенциал уроков математики». Эстетика на первый взгляд с математикой ну никак не вяжется. Но это заблуждение дилетантов.
– Я всегда говорю детям начиная с пятого класса, что вся наша жизнь связана с математикой, – говорит Елена Викторовна. – Математика – красивейшая наука. Красоты в ней не меньше, чем в искусстве. Возьмем, к примеру, любой листок дерева. В нем можно найти все математические пропорции. С точки зрения математики можно рассмотреть любой жизненный процесс. Любое уравнение можно обыграть в виде сказки, красивой истории. Именно с задач-шуток и начинается развитие детского интереса к «сухой» науке. Проведя несколько уроков такого плана, видишь, как в глазах ребят загораются искорки.
Без шутки и юмора в школе не обойтись. Если какое-то задание у ребят не получается, его можно обыграть. Вспомнить афоризм, детский анекдот или историю из жизни. Можно попросить учеников написать стихи, например, на тему геометрической фигуры. Дети охотно откликаются, пишут интересные стихотворения, придумывают сказки, маленькие пьесы, которые разыгрываются на уроке. На помощь приходит изобразительное искусство. При изучении осевой симметрии, параллельного переноса дети делают много тематических рисунков.
Через красоту можно увидеть все. У Мищенко в седьмом классе тема одного из уроков называется «Красота спасет мир». Но как же можно связать с красотой формулу сокращенного умножения? Да очень просто. Через мифы Древней Греции. Переносясь в античность, дети видят прекрасное, становятся добрее и понимают, что математика состоит только из цифр и геометрических фигур.
– Без азов математики не прожить. Наверно, так можно сказать про любой школьный предмет, – продолжает Мищенко. – Но без математики не обходится даже пятилетний ребенок. Он понимает, что одна конфетка это меньше, чем две. Когда дети вырастают, им нужно выбирать дальнейшую дорогу. В восьмом-девятом классах начинается предпрофильное обучение, ученики думают о том, куда им поступать после школы. Здесь тоже приходится заинтересовывать наукой, объяснять, с какими профессиями она связана. Например, математика применяется в архитектуре, строительстве, медицине, военном и инженерном деле. А о бизнесе и коммерции и говорить не стоит. Сегодня на некоторые юридические факультеты вузов не поступишь, не сдав экзамен по математике.
Гуманитарию поможет синус
Говорим об интеграции с другими предметами. В старших классах Елена Мищенко проводит внеклассные часы, где ребята пишут доклады о жизни ученых-математиков. Дети находят удивительные вещи. Например, Михаил Ломоносов и Софья Ковалевская писали стихи. Многие математики внесли большой вклад в литературу, сочиняли музыку. Дети понимают, что раньше люди были гармоничнее развиты, чем сейчас. Ребята, увлекающиеся скульптурой или архитектурой, в своих работах показывают, что семь чудес света сотворены с математической точностью. Когда в школе проходит неделя биологии, можно коснуться раздела симметрии. Ведь в идеале человек симметричен. Да что там человек, вся природа пребывает в гармонии.
– Как привить любовь к математике детям, которые до мозга костей гуманитарии? – спрашиваю учителя.
– Я повторюсь, связать предмет необходимо прежде всего с культурой, искусством, литературой. Извините, но за годы моей работы не было ни одного ученика, который бы люто ненавидел математику. На уроки дети приходят с интересом в глазах.
– Зачем человеку, который выбрал гуманитарный профиль, тригонометрия, интегралы, квадратные уравнения?
– Простите, но элементарные знания нужны всем нормальным людям. К тому же все, что изучается в школе, не относится к высшей математике. Может быть, жизнь человека сложится так, что ему нужно будет найти применение полученным по минимуму знаниям. Человек должен иметь хотя бы элементарные понятия об интеграле, тригонометрии.
Борщ из математических задач
То, что Елена Викторовна – человек творческий, показывает нестандартность ее уроков, проводимых в яркой игровой манере как в средних, так и старших классах. Такие занятия проходят на одном дыхании и увлекают школьников. Возьмем, к примеру, один из уроков, в котором учитель выступает в роли шеф-повара.
– Фирма «Ковалевская & К» рада приветствовать вас в математическом кафе «Эврика», – весело обращается Елена Викторовна к 11-классникам. – Как известно, в кафе приходят с целью подкрепиться, набраться энергии и получить удовольствие. Мы предлагаем свои услуги тем, кто считает пищу для ума одной из важных потребностей становления личности.
И дальше разыгрывается оригинальный спектакль. Шеф-повар гарантирует качество блюд, ведь девизом фирмы, где он работает, являются слова Анатоля Франса: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
– Блюда, которые вы выберите, предстоит продегустировать, то есть разгадать секреты их приготовления и представить рецепты в виде решений и ответов, – артистично продолжает учитель. – Но это еще не все. Меню составлено таким образом, что предложенные в нем задания аналогичны тем, которые встречаются на ЕГЭ и централизованном тестировании. Я очень надеюсь, что дегустация поможет вам в скором времени успешно сдать экзамен по математике.
Перед учениками на столах разложены меню. Выбирайте на любой вкус! На первое – борщ «Реши задачу различными способами», суп из тригонометрических функций, рассольник «Иррациональные выражения». На горячее – «Логарифмическое рагу», «Жаркое из показательных уравнений и неравенств». И наконец, десерт – мусс «Найди производную функции», мороженое «Степень». Разве откажешься от таких изысканных блюд?!
За ребенка – горой
Елена Викторовна не останавливается на достигнутом в учительской практике, совершенствует свои педагогические знания, вносит новинки в методику преподавания, делится ими с коллегами. Осваивает информационные технологии, если что-то не получается, не стесняется поучиться у продвинутых в компьютерной области старшеклассников. Ученики Мищенко занимают призовые места в городе на олимпиадах по математике и удачно выступают на областном уровне.
Но главное, на мой взгляд, все же не это. По словам директора школы Татьяны Селезневой, Елена Викторовна – человек надежный, большой души. Относится с одинаковой любовью ко всем ученикам – и к отличникам, и к неудачникам. Ни один из детей не обойден вниманием, обласкан – и самый трудный, и самый заброшенный. Из уст директора школы удалось узнать, что Елена Викторовна не только чуткий педагог и воспитатель, но еще, оказывается, и общественный инспектор по охране прав детства. Представляете, сколько сил и нервов нужно приложить, чтобы дети из трудных семей с радостью шли в школу. А чего стоят постоянные контакты с неблагополучными родителями, неработающими отцами, которые пьют «горькую», матерями-одиночками. И что бы там ни было, Мищенко всегда на стороне ребенка, ведь он не должен страдать ни по чьей вине.
А закончить хочется на счастливой ноте. Елена Викторовна совсем скоро собирается во второй раз стать матерью. Счастья и здоровья вам, добрый учитель, и малышу, который вот-вот появится на свет!
Михаил БОНДАРЕВ, Ржев, Тверская область
Комментарии