search
main
0

Лодке-кижанке годы нипочем

Ремесло деревянного судостроения живет и развивается

Водные просторы близ острова Кижи с началом навигации оживают. К причалу знаменитой туристической Мекки величаво подплывают многопалубные круизные теплоходы и юркие быстроходные «метеоры» и «кометы». С раннего утра уже слышны шум моторок и легкий всплеск «аборигенов» здешних мест – кижанок. Так в старину назвали эти незаменимые на Онеге лодки с острым носом и высоким штевнем, благодаря которому они легко рассекают волны. Развалистые борта, сильно расширяющиеся к середине судна, делали его устойчивым, не позволяя перевернуться. Кижанка быстроходна и хорошо приспособлена к использованию как в шхерах, так и в открытом Онежском озере.

Жители кижской округи славились как опытные мастера по изготовлению лодок, этим ремеслом занимались многие. В конце XIX – начале XX века одним из самых крупных центров частного судостроения Заонежья считался Волкоостров, где жили известные мастера-лодочники Рогачевы, Судьины, Вересовы, Бурковы, Степановы, Лисицыны.
Привычно видеть эти лодки на острове в качестве музейных экспонатов, совсем другое – когда они, как и несколько столетий назад, продолжают хозяйничать на Онежском озере. Жители окрестных деревень активно используют их для рыболовства, перевозки людей и грузов. Правда, сейчас на кижанках, как в старые добрые времена, не перевозят на травостойные пастбища домашних животных, сохи и бороны для вспашки полей на островах или дальних берегах.
– Как же сохранилось искусство шить лодки по традиционным технологиям? – поинтересовался я у главного знатока по лодкам, ведущего научного сотрудника отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи» Юрия Наумова.
– Мы вовремя спохватились, – говорит он. – В 1999 году начали ездить по всем деревням кижской округи, зарегистрировали порядка 50 лодок-кижанок, еще сохранившихся в сельских подворьях. Одним из них было десять лет, другим – тридцать, но все они строились традиционными мастерами.
Тогда же Наумову и его единомышленникам удалось организовать выставку «Мастерская заонежского лодочника». Юрий Михайлович обратился за помощью к своему соседу из деревни Егловская старому мастеру Ивану Федоровичу Вересову. К сожалению, хранитель лодочных секретов к тому времени ослеп и уже не мог строить лодки.
– Федорыч, давай твою мастерскую на остров перевезем, – предложил тогда старому мастеру Наумов.
– А вдруг я опять видеть начну, – засомневался лодочник.
– Дай Бог, если что, то мы обратно привезем, – успокоил его музейный специалист.
На том и порешили. Перевезли мастерскую лодочника в Кижи. По описанию мастера Ивана Судьина организовали выставку, он же на стапелях Ивана Вересова сшил кижанку в качестве музейного экспоната. Она стоит специально недостроенная, позволяя туристам видеть сам процесс. Так в Кижской гавани в сарае дома заонежского крестьянина Сергеева появилась выставка «Мастерская заонежского лодочника». Рядом с кижанкой расположены другие типы лодок, дошедшие до нас, а в самой гавани – основная часть экспозиции. Здесь можно увидеть и самую древнюю долбленую лодку ушкуй. Ее использовали еще первопроходцы, осваивавшие новые земли, они перетаскивали за собой эти небольшие суденышки. На берегу Кижской гавани есть и вепская лодка с низкими бортами, предназначенная для малых озер, неподалеку 9‑метровая сойма, которая использовалась для перевозки грузов.
Внизу под сараем действующая мастерская, где уже нынешние мастера по традиционной технологии шьют старинные лодки. Тогда же, в 1999 году, у Юрия Наумова зародилась идея проведения фестиваля традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата».
– Мы понимали, что старые мастера постепенно уходят, секреты строительства традиционных лодок, и в первую очередь лодок-кижанок, нужно кому-то передавать, – рассказывает он.
Во время поездок по деревням Юрий Наумов агитировал местных жителей, у которых в сараях еще сохранились лодки, принять участие в необычных состязаниях. Отказа не поступало, однако стало неожиданностью, что со всей округи пришло на регату 16 лодок, причем 13 кижанок. Три лодки были из Петрозаводска с опытными путешественниками из клуба «Люди моря», который также вносит весомый вклад в возрождение и развитие традиционного судоходства в Карелии.
В проведении первой регаты, конечно же, энтузиастов прежде всего поддержали местные жители. Откликнулись люди самых разных возрастов, даже участвовали бабушка с внучкой и деревенские ученицы 7‑8‑х классов.
– Спрашиваю у взрослых: школьницы-то готовятся к регате? – вспоминает Наумов. – А мне отвечают: девчонки с веслами спят, ждут не дождутся начала гонки.
Летом прошлого года прошла двадцатая регата, в которой участвовало 44 экипажа из Карелии и других регионов России. Это более 300 человек. С каждым годом интерес к фестивалю растет, а это значит, со временем появятся и новые мастера по шитью лодок.
В юбилейной гонке, как и во всех предыдущих, участвовали и представительницы прекрасной половины человечества. Дочь отца-основателя фестиваля на весельных лодках Юрия Наумова – Ксения, с детства привыкшая грести на лодке, уже несколько лет вместе со своими подругами Илоной Сюгияйнен и Яной Ивановой участвуют в регате и нередко первыми приходят к финишу. Вот и в прошлом году в номинации «Традиционные народные лодки» в группе «Лодки-кижанки, 3 пары весел» они стали победительницами. Девушки и здесь оригинальны: к носу лодки прикреплен венок-оберег на удачу.
За годы своего существования Кижская регата стала объединяющей площадкой для тех, кто стремится сохранить традиции судостроения и народной гребли. Десять лет назад в рамках лодочного фестиваля появился конкурс «Народная лодка» для мастеров традиционного деревянного судостроения. За это время было представлено более 130 новых лодок, в том числе и 17 кижанок.
– Но лодку не заставишь построить, нужно захотеть это сделать, – убежден Юрий Михайлович. – То, что музею удалось разбудить желание, то, что традиционные лодки продолжают строиться, считаю самым главным достижением фестиваля «Кижская регата».
В карельской столице уже более 10 лет существует клуб путешественников-исследователей «Люди моря», где кроме морских походов организовано и строительство судов, в том числе и деревянных лодок по дедовским технологиям.
В Петрозаводском государственном университете много лет действует лаборатория народного и исторического судостроения. Здесь ведутся работы по постройке полноразмерных моделей исторических судов, сыгравших в разное время значительную роль в становлении Российского государства. Многие модели в единственном экземпляре.
Руководитель лаборатории известный мастер-лодочник Тарас Тюпко совместно с командой помощников в прошлом году по старинным чертежам впервые изготовил традиционную лодку-вепсянку.
Любое хорошее начинание держится на энтузиастах. Ребятам из средней школы №38 повезло. Семь лет назад к ним пришел преподаватель технологии Егор Клюев, выпускник тогда еще Карельской педагогической академии. В 2014 году при поддержке Лаборатории народного и исторического судостроения он организовал для 7‑11‑х классов школьный историко-туристический клуб «Люди моря» (это подразделение городского клуба путешественников-исследователей с аналогичным названием). И уже в следующем году школьники, отремонтировав лодку-верейку Петра I «Капитанoff», изготовленную в свое время студентами ПетрГУ, приняли участие в Кижской регате. А в 2016‑м юные судостроители спустили на воду собственную лодку-верейку Петра I «Ласточка», которая стала победительницей конкурса судостроителей фестиваля «Кижская регата» в номинации «Традиционные народные лодки». На ней же ребята вместе со своим руководителем Егором Клюевым успешно выступили и в гонках на воде.
Итоги работы школьного клуба впечатляют. Школьники участвовали в более чем пяти проектах по строительству деревянных лодок. В том числе совместно с Лабораторией ПетрГУ построили полноразмерную модель поморского карбаса «Лукоморье». Ну и, конечно, юные судостроители до сих пор вспоминают свою первую экспедицию на Белое море «Путь к морю дышащему», во время которой они вели поиск морского начала Осударевой дороги.

Всех энтузиастов сохранения и развития древнего крестьянского ремесла в Карелии, безусловно, объединил начавшийся три года назад проект «Российский центр традиционного судостроения и судоходства» и поддержанный грантом Президента Российской Федерации. Финансирование проекта завершилось, но работа с молодежью в этом направлении продолжается.

Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте