search
main
0

Лоцманы информационного океана Как же усовершенствовать их книжные “корабли”?

Не так давно Комитет Совета Федерации по социальной политике провел парламентские слушания на тему “Библиотечное обслуживание детей в Российской Федерации”. Их целью было не только обсуждение проблемы, но и выработка основных рекомендаций по библиотечному обслуживанию. В слушаниях приняли участие члены Совета Федерации, представители министерств культуры, образования, труда и социального развития и ряда других организаций. Участники слушаний не только выявили наиболее характерные “болевые точки”, но также определили стратегические задачи на будущее.

Не только хранители книг
Наталья ДЕМЕНТЬЕВА, первый заместитель министра культуры России:
– Реформа образования во многом изменила структуру обучения, что требует привлечения большого количества дополнительной литературы, которой нет в домашних и школьных библиотеках.
Основная проблема, с которой сталкиваются детские библиотеки, – это несоответствие между их миссией, целью, задачами, объемом выполняемой работы, потребностями, ожиданиями населения, с одной стороны, и очень слабым ресурсным обеспечением деятельности библиотек, с другой стороны. Усугубляется информационное неравенство регионов. Например, детские библиотеки Карелии израсходовали в год на приобретение книг в пересчете на одного ребенка в 1998 году 3 рубля 68 копеек, в 2000-м – 90 копеек. Это при средней стоимости детской книги – 80 рублей. Из поступающих в библиотеки книг далеко не все новые, большую часть составляют подаренные, до 75 процентов книг составляет литература, изданная до 1990 года. Но библиотеки рады и таким дарам. Большая часть художественной, научно-познавательной литературы, издающейся у нас в стране, недоступна читателям детских библиотек. Из четырех тысяч названий детской литературы, выпущенной в 2000 году, в среднем только треть попала в крупнейшие детские библиотеки, не более 15 процентов – в городские, районные и сельские библиотеки. Сельские библиотеки годами не получают детских книг. За последние пять лет книжный фонд детских библиотек уменьшился почти на три миллиона единиц. При этом 40 процентов изданий можно было бы списать по ветхости, но их не списывают, так как нет новых. Подавляющая часть фондов детских библиотек – издания 1980-х годов, которые не отражают новых знаний о мире, обществе, научно-технических достижений, содержат устаревшую систему взглядов, не соответствующую потребностям современного ребенка и общества. Порой эти книги не соответствуют элементарным санитарным нормам.
Библиотекари – не только хранители книг, но и навигаторы в сложном информационном мире. Но низкий престиж профессии и уровень зарплаты способствуют оттоку кадров из библиотек. Большой проблемой является подготовка и переподготовка кадров, работающих с детьми. К сожалению, в большинстве вузов культуры за последнее десятилетие закрылись кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми…

Зарплата, мужчины
и льготный налог
на книгоиздание
Владимир ЗАЙЦЕВ, директор Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, президент Российской библиотечной ассоциации:
– Происходит значительный отрыв в оплате труда библиотечных работников от прожиточного минимума, в среднем по стране она составляет 1960 рублей. Особенно сложно с оплатой именно в детских библиотеках. Там она меньше, чем даже в среднем по отрасли. Это объясняется различными факторами, в том числе системой оплаты труда по тарифной сетке. У нас в стране около 60 тысяч школьных библиотек. Одна из главных проблем в их работе – неясность юридического статуса. Министерство образования при возникновении вопросов по урегулированию труда этих специалистов рекомендует руководствоваться документами, разработанными Министерством культуры для сети подчиненных ему публичных библиотек. Но именно из-за этого часто библиотекари получают очень низкую зарплату. Мы провели опрос в ста восьми библиотеках и выяснили, что в среднем зарплата школьного библиотекаря по России (за исключением Москвы и Якутии) составляет около тысячи рублей. Существуют еще доплаты в размере 1200 – 1400 рублей.
Проблема оплаты порождает другую – проблему старения библиотечных коллективов. В тех же ста восьми библиотеках работают только восемь человек в возрасте до 30 лет. 42 человека – в возрасте от 46 до 55 лет, девять – свыше 55 лет. Средний возраст библиотечных работников Московской области – около 60 лет. Низким уровнем зарплаты объясняется отток из библиотек молодых работников. По этой же причине библиотечная профессия остается в основном женской. В библиотеках России работают около двух процентов мужчин. На сегодняшний день проблема обеспечения библиотечной профессии целиком отдана в сферу компетенции органов власти субъектов Российской Федерации. Именно этим объясняется то, что происходит значительное расслоение в материальном положении и уровне социальной защищенности библиотекарей в различных регионах. Там, где руководители регионов придают большое значение работе библиотек как культурных центров, существуют различного рода доплаты, надбавки, связанные с опытом, сложностью работы. На мой взгляд, существует хороший опыт в Красноярском крае, где установлены надбавки для молодых специалистов. Введение такой нормы позволяет сохранить молодежь в библиотеках…

Нина ЛИТВИНЕЦ, начальник Управления издательской деятельности и книгораспространения Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций:
– С 1996 года показатель издаваемых детских книг начал расти и в 2000 году составил 4123 названия. Во многом сыграло позитивную роль действие Закона “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации”. В течение нескольких лет книгоиздатели, издающие в том числе и детскую литературу, были освобождены от налога на добавочную стоимость. В этом году налог введен. Издатели платят десять процентов. Если в следующем году книгоиздатели перейдут на 20-процентную ставку налога на добавочную стоимость, это сократит объемы книгоиздания. Уже в этом году они изменились. Думаю, что общими усилиями нужно добиться, чтобы ставка льготного налога была за книгоизданием оставлена.
Что касается тиражей детских книг, то здесь мы не вышли на уровень начала 1980-х годов. Это значит, что в ряде регионов детских книг не хватает. Они присутствуют на прилавках крупных городов, но не идут на село.
Изобилие названий – хорошо, но для библиотек создает проблему выбора. Наверное, должна быть выработана совместными усилиями система государственного заказа на книги современных авторов по целому ряду значимых тем (например, “Моя история”, “Моя страна – Россия”).

Мифы
Наталья БУБЕКИНА, заведующая научно-методическим отделом Российской государственной детской библиотеки:
– Несколько мифов сильно влияют на понимание необходимости специализированного обслуживания детей. Прежде всего миф первый: дети перестали читать. Так же, как никто еще не подтвердил, что Россия – самая читающая страна, так и сейчас у нас нет исследований, которые могли бы подтвердить миф о том, что дети перестали читать. Да, действительно, чтение перешло в структуре предпочтений детей на четвертое-пятое место. Но мы не должны забывать, что 50 с лишним процентов всех публичных библиотек находятся на селе, где нет того репертуара информационной доступности, который существует в больших городах. Мы не должны забывать о том, что огромное количество сельских детей не имеют нормального доступа к современной информации. И для них единственное бесплатное учреждение, осуществляющее этот доступ, – библиотека. Кстати сказать, по тем исследованиям, что проводила Российская детская библиотека, дети читают, в том числе и для себя. Чем дальше от Москвы, тем более процент чтения “для души”.
Миф второй: детские библиотеки не нужны. Он является идеологической подоплекой многих решений, принимаемых не только властями всех уровней, но и нашими коллегами по библиотечному делу. Мы забываем, что детская библиотека – специализированное учреждение и его специализация состоит в том, что библиотекарь строит работу в соответствии с психологическими, возрастными, физиологическими особенностями ребенка. Никому не приходит в голову объединить взрослую больницу с детской. Врачи ведь понимают, что есть свои физиологические законы развития личности. Естественно, что для детей нужна другая система библиотечного обслуживания. Есть огромная разница в том, как формируются информационные потребности детей и взрослых. Взрослые могут их четко определить, дети – нет.
Мы, взрослые, сами делаем очень много для того, чтобы дети перестали читать. Мы используем совершенно никуда не годные методики преподавания литературы в школе. Приведу примеры запросов, с которыми к нам приходят дети (могу привести их тысячи): реферат на тему “Философия медицины”, восьмой класс; реферат “Почему женщины не служат в пехоте”, седьмой класс; “Симметрия в биологии и архитектуре”, шестой класс. Что мы делаем?!
Самая большая сеть детских библиотек – это школьные. Именно они должны стать информационными центрами школы, влиять на вот это безобразие, когда дети приходят с такими запросами, не зная даже слова “реферат”.
Подзаконных актов, защищающих детские библиотеки, нет. Но есть взгляд, что детская библиотека как самостоятельный тип учреждения не нужен… Мы, кроме того, забываем, когда по отдельности готовим программы нравственного, военно-патриотического воспитания, борьбы с наркоманией и пр., что должна быть выработана единая государственная программа в отношении детей с очень большим и очень продуманным разделом “Дети и культура”. А в этом разделе подраздел “Дети и библиотечное обслуживание”. Только тогда мы получим реальные шаги.

Героя нашего времени!
Константин КОЛИН, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН:
– Нужен специальный закон о детских библиотеках, в котором необходимо закрепить их новые задачи и статус центров духовного воспитания поколения. Создать условия для притока кадров в библиотеку, для повышения квалификации библиотечных работников. Наконец, ввести приоритетное обеспечение детских, юношеских и школьных библиотек литературой для духовного развития и воспитания. Надо принять законодательные меры по защите молодого поколения от пропаганды насилия, жестокости, стяжательства, сексуальной распущенности, которая ведется сегодня через СМИ, особенно телевидение. Мы, и библиотекари в том числе, должны сформировать для молодого поколения главные духовные и нравственные ориентиры – образ своей страны и ее будущего, образ героя нашего времени, который был бы достоин будущего.

Интернет – будущее, 0,5 ставки – прошлое
Елена ЯСТРЕБЦЕВА, заведующая лабораторией “Школьная медиатека” Института общего среднего образования РАО:
– Понятно, школьная библиотека не может существовать вне контекста самой школы. Когда разрабатывалась программа информатизации школы, один из ученых сказал, что с созданием классов информатики мы себя загоним в тупик. Ученик, получив знания по информатике, не закрепляет их в другой деятельности. Ни в литературе, ни в химии, ни в математике. Почему это происходит? Потому что в школе не создано условий для самостоятельной работы в этом направлении. Где их можно создать? И где те люди, которые могут работать с информацией, предоставляя информационные услуги на различных носителях? Это школьная библиотека и библиотекарь, которые по своей сути обязаны это делать. Почему бы директору не поставить один хотя бы или два компьютера в школьную библиотеку? Это доступ всем пользователям. Обещают подключить все сельские школы к интернету. Но кто будет работать с информацией? Учитель информатики? У него другие задачи. Он не предоставляет услуг, а работает как обычный преподаватель. Только библиотекарь. Я считаю, что необходимо разработать специальную подпрограмму государственной программы информатизации школ в рамках единой информационной среды, которая была бы связана с развитием школьных библиотечных центров. Изменяются формы работы, услуг, потому что приходят компьютеры, электронные учебники. Библиотечный центр предоставляет условия и для повышения квалификации учителей; обязательным должно стать комплектование библиотек электронными изданиями, подключение их к интернету. В этой же программе следует предусмотреть подготовку и переподготовку кадров для школьных библиотек.

Ольга СТАРОВОЙТОВА, старший преподаватель кафедры “Социология и психология чтения” Санкт -Петер-бургского государственного университета культуры и искусств:
– Штатное расписание библиотеки образовательного учреждения должно строиться в соответствии с миссией образовательного учреждения. Не может быть в этой связи 0,5 ставки ни в одной библиотеке, потому что цели и задачи современной библиотеки образовательного учреждения – это воспитательная работа, социализация учащихся, информационное сопровождение труда учителя, и 0,5 ставки не решают ни одну из этих проблем.
Регламентирующие документы основываются на картине сегодняшнего дня. Но это регрессивное развитие. А прогрессивное возможно только в том случае, если пакет регламентирующих документов будет построен таким образом, чтобы там был “воздух” для развития любого типа библиотеки, и в первую очередь это касается библиотек образовательных учреждений. Все общество разделяется на информационно богатых и информационно бедных. Мы достаточно говорим о финансировании, материально-технической базе, но есть и другое богатство – информационное. Школьные библиотекари в большинстве – представители информационно беднейшей профессиональной группы. Они ущемлены и материально. Ассоциация школьных библиотекарей России только начинает работать. Чтобы исправить ситуацию, нужно определить и статус школьного библиотекаря, и статус библиотеки. Я поддерживаю мысль о том, что необходима новая специальность – “библиотекарь-педагог”. Система повышения квалификации библиотечных работников сегодня должна быть межотраслевой. Ее нельзя решить ни в рамках Министерства образования, ни в рамках Минкультуры. Кто же будет информационным лидером у детей и у учителей, как не школьный библиотекарь? Значит, в первую очередь его нужно обучать умению пользоваться всеми информационными технологиями.

Виктор БОЧЕНКОВ

Комментарий

Один из участников парламентских слушаний назвал их “директорской конференцией”. На слушаниях присутствовало немало директоров библиотек, а вот высокие ответственные лица разных ведомств составляли явное меньшинство, губернаторы регионов отсутствовали. Или проблема считается второстепенной, или причина в обычной занятости… Как бы то ни было, необходимо прежде всего понимать важность проблемы детских и школьных библиотек, их роль и место в образовании и воспитании. Тогда можно надеяться на какие-то положительные сдвиги. А они должны произойти везде: в комплектовании фондов, в определении статуса школьного библиотекаря, в оплате его труда, в издании серий книг, преследующих воспитательные цели. О модернизации образования не может быть и речи без совершенствования системы школьных библиотек. Но существуют еще муниципальные детские библиотеки, подчиненные Министерству культуры, есть проблема детского книгоиздания. Необходимо объединение усилий нескольких ведомств, чтобы что-то изменилось к лучшему в сфере воспитания. И такое объединение – тоже одна из проблем.
Отдел культуры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте