Согласно изменениям, внесенным в федеральное законодательство, с 1 января 2006 года образовательные учреждения лишаются льгот по налогообложению на землю. Означает ли это, что все российские школы и вузы станут платить огромные земельные налоги? Мы публикуем правовой комментарий, подготовленный ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, а также предлагаем познакомиться с опытом Москвы, где власти нашли решение проблемы.
Федеральным законом от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – Закон № 141-ФЗ) приняты поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, он дополнен главой 31 «Земельный налог», которая вступила в силу 1 января 2005 года.
Согласно пункту 1 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) земельный налог относится к местным налогам и сборам.
Пунктом 4 статьи 12 НК РФ установлено, что местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Учитывая, что земельный налог является местным налогом, а также то, что его введение в действие осуществляется нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ, вступление в силу главы 31 НК РФ не означает ее автоматического применения на территории всех муниципальных образований РФ.
Обязанность по исчислению и уплате земельного налога в соответствии с положениями гл. 31 НК РФ у налогоплательщиков возникает только после принятия представительным органом местного самоуправления нормативного правового акта о введении земельного налога на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии со статьей 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Таким образом, для того чтобы земельный налог можно было взимать в 2005 году, закон об этом налоге надо было принять до конца 2004 года.
Обратите внимание, что в статье речь идет именно о годе принятия закона, поэтому формально будут выполнены требования даже в том случае, если местные власти примут свой закон в декабре текущего года. В таком случае закон о налоге на землю будет действовать в 2006 году, но вступит в силу по истечении одного месяца со дня опубликования.
Поскольку в большинстве регионов Российской Федерации органы местного самоуправления не успели принять закон о земельном налоге в 2004 году, чтобы он применялся уже с 1 января 2005 года, законодатель предусмотрел эту ситуацию.
Статья 3 Закона № 141-ФЗ определила, что при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю», за исключением статьи 25, не применяется.
Это означает, что если новый налог с 2005 года не введен, то Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года №1738 «О плате за землю» (далее – Закон «О плате за землю») продолжает действовать.
То есть с 1 января 2005 года в тех муниципальных образованиях, где успели принять местные законы, земельный налог должен уплачиваться в соответствии с главой 31 НК РФ, а на остальных территориях в 2005 году по-прежнему применяется Закон «О плате за землю».
В соответствии со статьей 12 Закона «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
– учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов;
– детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования;
– высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
– санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности.
Соответственно, в течение 2005 года подавляющее большинство образовательных учреждений не платили налог на землю.
Однако, согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 141-ФЗ, с 1 января 2006 года Закон «О плате за землю», за исключением статьи 25, утрачивает силу.
Таким образом, с 1 января 2006 года при рассмотрении вопроса налогообложения земельных участков следует руководствоваться только положениями главы 31 «Земельный налог» НК РФ, за исключением статьи 25 Закона «О плате за землю», которая устанавливает понятие нормативной цены земли как показателя, характеризующего стоимость земельного участка определенного качества и месторасположения. Нормативная цена земли применяется при передаче (покупке и выкупе) государственной земли в частную собственность, наследовании, дарении земли, а также при получении банковского кредита под залог земельного участка.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками только на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статья 20 Земельного кодекса РФ определяет, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
С земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования у организаций и физических лиц, земельный налог, исходя из норм НК РФ, уплачивать не нужно. То же касается и земель, переданных по договору аренды.
Объектом налогообложения, согласно ст.389 НК РФ, признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введен налог.
По сравнению с Законом «О плате за землю» в главе 31 НК РФ сокращен федеральный перечень организаций и физических лиц, которые освобождаются от обложения земельным налогом.
Перечень категорий льготников сведен теперь всего к восьми пунктам. Так, от уплаты земельного налога освобождаются:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
2) организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
3) организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами, имеющими мобилизационное назначение;
4) религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
6) организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
8) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств – в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Причем для объектов мобилизационного назначения (п. 3) и научных организаций (п. 8) льгота сохранится только до 2006 года (ст.9 Закона №141-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2006 года образовательные учреждения в соответствии с НК РФ лишаются льгот по налогообложению на землю.
Однако Налоговый кодекс Российской Федерации делегировал право представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы (ч.2
п.2 ст.387 НК РФ).
Так, органы государственной власти Москвы воспользовались своим правом на установление налоговых льгот и Законом города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 «О земельном налоге» освободили учреждения образования, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, от налогообложения в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования.
Предлагаем вам ознакомиться с положительным опытом Москвы, а также принять активное участие в лоббировании интересов образовательных учреждений при разработке и принятии нормативных правовых актов представительными органами местного самоуправления.
Кроме того, обращаем ваше внимание еще на один существенный момент. Главное отличие нового земельного налога от предыдущего заключается в том, что налоговой базой теперь стала кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Кроме того, для включения земельного участка в земельно-правовые отношения и, как следствие, признания его объектом налогообложения земельный участок должен быть индивидуально определен. То есть он должен иметь закрепленные в правоустанавливающих документах границы, местоположение, площадь, целевое назначение и разрешенное использование. Все указанные данные учитываются в системе земельного кадастра ( п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ).
Из сказанного можно сделать вывод, что если земельный участок не включен в Государственный земельный кадастр в порядке, установленном ст. 70 ЗК РФ и Федеральным законом от 02.01.2001 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», то такой участок объектом налогообложения признаваться не может, так как моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
Татьяна ГРЕБЕНЕВА, главный специалист по правовым вопросам аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки
Комментарии