Преподаватели гуманитарных дисциплин завидуют: в математике, мол, не надо ломать голову над тем, раскрыта ли тема или насколько полно дана оценка вклада личности в тот или иной процесс. Взгляд большинства учеников и родителей примерно такой же: математика – это набор формул и алгоритмов. Выучил последовательность действий, научился подставлять разные циферки вместо буковок, и ты уже почти Лобачевский. Главное – хорошая память и внимательность.
Педантичный ученик – бальзам на душу любого преподавателя алгебры или геометрии. Право, приятно видеть работу с аккуратно выполненными вычислениями, выписанными формулами и последовательностью действий «точно, как мы на уроке разбирали». Но не сбежит ли он после первого семестра с мехмата, поняв, как далеки ее знания предмета от необходимого уровня для преодоления следующего этапа? Не получилось ли так, что, научив писать слова, мы не смогли вырастить поэта? И нужно ли было? Ведь большинство учебников и программ совершенно к этому не располагают…
Теперь познакомимся с другим учеником нашего класса, условным Петей. Каждая его работа – полотно Кандинского в миниатюре. Его авторский стиль – постоянные арифметические ошибки, они происходят столь же регулярно, как смена караула у Вечного огня. На уроках он постоянно спорит с учителем о необходимости обоснования очевидных фактов и ставит под сомнение даже аксиомы. Ему нельзя было бы ставить даже «хорошо», но вот на полях видно, как он, забыв какую-то формулу, вывел ее за пару минут, а в другой задаче почти сразу написал ответ, проделав большую часть вычислений в уме.
Он не стремится быть отличником и кому-то что-то доказывать, он не стал победителем олимпиады просто потому, что в одном месте не удосужился аккуратно записать все этапы решения, а в другом у него два плюс два оказалось равно трем. Его можно заинтересовать только очень сложной задачей, выходящей далеко за рамки школьной программы, и совсем не жалко потрать несколько часов внеурочного времени, решая ее вместе с ним. Он сочиняет стихи, не желая тратить время на освоение азбуки, а учитель обогащает его арсенал все новыми и новыми инструментами, о которых в школьном учебнике не упоминается ни слова. Он смешивает все известные ему методы, как художник краски, получая на выходе невероятно красивое математическое полотно.
Сколько с ним ни ругайся, он все равно напишет ЕГЭ гораздо ниже своих способностей, поступит в вуз не первой десятки, но почему-то за него на душе абсолютно спокойно. Этот парень все равно займет место высококвалифицированного программиста в ведущей IT-компании или ударится в фундаментальную науку. Да, его точно удалось научить началам математики, но было бы гораздо лучше, если бы удалось привить ему чуть больше аккуратности.
По большей части учебник вынуждает искать нестандартные подходы. Алгоритмизировать решения очень сложно. Зато есть возможность получить истинное наслаждение, найдя ключ к решению задачи, после многочисленных безуспешных попыток сделать заветное дополнительное построение.
Мне кажется, что готовить детей к участию в проекте «Математическая вертикаль» надо заранее. Начиная с 5‑го класса формировать приверженность к олимпиадному движению, вводить в сетку занятий практикумы и кружки, материалы которых расширяют рамки школьной программы и учат мыслить нестандартно. Методики воспитания педантов давно отработаны и понятны, а вот развить в раннем возрасте способности креативного мышления – это тот необходимый кирпичик, который позволит в будущем добиваться больших успехов и ученику, и учителю.
Наша школа старается следовать именно этому пути. На математических практикумах в 5‑6‑х классах мы разбираем задания, перекидывающие мостик между школьной программой и олимпиадными задачами. Приучаем детей к мысли о том, что математика – это далеко не только набор правил и алгоритмов, но скорее язык, на котором можно и нужно уметь создавать красивые и необычные работы.
Артем ЕДЕЛЬКИН, учитель математики школы №1362
Комментарии