Литературу выучишь и забудешь.
А кушать хочется всегда
В конце 50-х, в пору хрущевской оттепели, вечно ищущие истину студенты затеяли диспут: “Кто нужнее народному хозяйству: “физики” или “лирики”?” Мощная партийно-государственная система быстро перевела энергию спора на покорение рек Сибири. Неожиданно этот спор снова возник спустя 40 лет на страницах… “УГ” в виде конкурса базисных учебных планов. Сейчас условия в стране коренным образом изменились. А социальный заказ? Каков он сегодня? Будут ли востребованы обществом наши выпускники?
Еще в прошлом веке экономисты подсчитали, что в экономически развитом государстве 1/3 работоспособного населения должна быть занята в сфере материального производства. Если сравнивать этот показатель с пропорцией представленных на конкурс работ, то к поговорке “не хлебом единым жив человек” само собой просится продолжение “но есть все-таки надо”. Наверное, поэтому не будет удивительным, если я стану отстаивать предмет “Технология”.
Предлагаю провести графический анализ: выберите в конкурсных планах самую емкую дисциплину. Уверен, у всех окажется филология. Изобразим ее в виде ствола дерева и пририсуем снизу вверх по убыванию отведенного количества часов в программе ветки с названиями оставшихся дисциплин. Сравнивая нарисованный “лес”, мы с некоторым разочарованием увидим идентичность мышления коллег. И дело не столько в условиях конкурса. Вот уже несколько десятков лет в системе образования работает принцип замкнутого круга: больше всего в программе часов уделено языкам, и учителей по этим предметам выпускают больше, а потому и планов такого направления получилось тоже больше.
Почти все конкурсанты ссылаются на социальный заказ, но давайте проанализируем, кто его составлял. Наиболее одаренные и проявившие себя в работе, пошедшие на повышение воспитанники все той же гуманитарной школы.
Но ближе к теме. Предлагаю рассмотреть две конкурсные работы, диаметрально противоположные по отношению к предмету “Технология”.
Б-26. Я тоже за гуманизацию образования, если она востребована обществом, а не планируется как самоцель. Раннее начало изучения иностранного языка (п.1) всегда шло на пользу. А вот вынос черчения (п. 3) в III ступень совершенно необоснован. Оно сродни рисованию и тем более чистописанию, и его присутствие в соответствующих дозах логично в начальных классах. Разделу “Искусство” здесь отведено 3 часа. Так почему не заключить рисунок в рамочку с простейшим угловым штампом, но выполненную с помощью линейки строго по размеру? Ведь дело секундное, а навык приобретается. Отдельно остановлюсь на “Информатике” (п. 4). Ее ударная доза (11 часов) приходится на 8-й класс. Хорошо это или плохо? Еще в 60-е годы стало понятно, что оператор ЭВМ, знающий ее устройство, обучается быстрее и более полно использует возможности машины. Это непреложный закон производства, и ссылаться на то, что все подключит наладчик от поставщика, – наивно хотя бы по той причине, что наладчика тоже надо подготовить. А где их готовить, если в данной программе предмет “Технология” (п. 5) прописан на уровне “нельзя”.
Следующая группа проектов (Б-21, 25, 27, 39, 41 и 48) в значительной степени изменяет отношение к “Технологии”. Их авторы понимают: только этот предмет из всей программы приучает ученика ориентироваться на товарную стоимость знаний. Вступая в экономические отношения с обществом, каждый человек продает свои знания или умения, и наша задача (читайте “социальная задача”) – сделать знания наших учеников конкурентоспособными. Этим и вызван переход на 12-летнее образование и за границей, и у нас. Какова картина сегодня? СМИ изредка докладывают, что даже самые информационно подготовленные ученики, привыкшие к виртуальной действительности, имеют неоправданно завышенную самооценку своих сил. И когда дело касается материального воплощения своей же идеи, с этой задачей справляется меньше 10%!
Я вовсе не за то, чтобы позволять ученику ковыряться отверткой в современнейшем компьютере, но за то, чтобы он усвоил, насколько в жизни сложнее выполнить реальные действия, чем получить результат на компьютере.
Особо хочется отметить проект Б-37. План отвечает условиям конкурса, все дисциплины в нем присутствуют и расставлены, как во всех работах, по возрастной способности усвоения материала. И даже филология “важнее” технологии. Но, кроме всего, в нем чувствуются еще четкое понимание конечной цели и перспективы развития.
Юрий ЗОЛОТАРЕВ
Комментарии