“Когда я отпою и отыграю…”
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Владимиру Высоцкому
Декорации: 2 металлических ограждения, используемых милицией; размотанная магнитофонная лента, разбросанная по полу; портреты В.Высоцкого и Л.Брежнева.
Реквизит: 3 белых халата, стул.
Сцена 1.
На сцене пусто. Звучит фонограмма – “Кони привередливые”. Постепенно появляются исполнители, выносят ограждения, вешают портрет Л.Брежнева, раскидывают пленку. Неожиданно из зала выбегает толпа торгашей. В руках у них бюстики, термоаппликации, календари с изображением Высоцкого. Наперебой предлагая зрителям приобрести все это, они вихрем проносятся через зал и сцену. Артисты замирают в изумлении.
– Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чем – не угадать…
(Стихотворение читается до конца)
(Артист мечется в толпе.)
– Граждане, зачем толкаетесь?
На скандал и ссору нарываетесь?
Сесть хотите? Дальняя дорога?
Я вам уступлю, ради Бога!
Толпа замирает, и артист обращается к застывшим скульптурам.
Милые, зря вы ропщете,
Все мы пассажиры в этом обществе,
Все живем, билеты отрываем,
Все по жизни едем трамваем.
Толпа начинает хаотичное движение, затирая артиста.
Тесно вам и зря толкаетесь.
Почему вперед не продвигаетесь?
Каши, видимо, с вами не сваришь.
Никакой я вам не товарищ.
Толпа начинает медленно выстраиваться в своеобразную стену, отгораживая артиста от зрителей.
Ноги все прокопытили,
Вон уже дыра с кулак на кителе.
Разбудите этого мужчину –
Он во сне орет матерщину.
Артист пытается прорваться сквозь эту стену.
Граждане, жизнь кончается.
Третий круг сойти не получается.
Внезапно все расступаются. Один из толпы, дружески похлопывая по плечу:
– С вас, товарищ, штраф, рассчитаетесь?
Нет? Тогда еще покатаетесь.
И он сталкивает артиста вниз со сцены. А все остальные, словно стремясь приобщиться, повторяют этот жест.
– Вообще с человеком, которого нет, обществу легче. Высоцкий был непредсказуем и неуправляем – он был опален. И официальная часть общества вся устремилась быть сторожем. С ним и сейчас было бы нелегко. Он бы высмеял и взорвал столько всего в нашей сегодняшней жизни, что какие уж там чествования! Сейчас от этого всеобщего ликования чувствуешь себя неудобно, а иногда и стыдно, в этом ликовании немало подлости.
Вся толпа оживляется и с криком: “Сочи!” растягивается на сцене, загорая. Вдруг, словно что-то услышав, один из них встает.
– Бок о бок с шашлычной, шипящей так
сочно,
Киоск звукозаписи около Сочи.
И голос знакомый с хрипинкой несется…
И наглая надпись: “В продаже Высоцкий!”…
(Стихотворение читается до конца)
Фонограмма – “Монумент”. Она то идет фоном, то словно врывается в зал.
– Он всю жизнь спешил, спешил сказать правду, правду о самом себе, о своих современниках, о нашем времени. Он спешил…
Сцена 2. (Фрагмент)
-Я был здоров, здоров, как бык…
(Стихотворение читается до конца)
– 70-й год был, наверное, наиболее суровым для Высоцкого – именно на это время приходится пик неприятия его теми, кто руководил культурой.
– За что еще? Быть может, за жену?
Что, мол, не мог на нашей подданной
жениться…
Что, мол, упорно лезу в капстрану
И очень не хочу идти ко дну.
– Я был здоров, здоров, как бык,
Как целых два быка.
Любому встречному в час пик
Я мог намять бока.
Идешь, бывало, и поешь,
Общаешься с людьми,
Вдруг крик: “На стол тебя, под нож,
Допелся, черт возьми”.
Из одной кулисы в другую проходит солидный человек, остановившись посредине сцены, он кричит: “Выполним и перевыполним пятилетний план по всем показателям! Ура, товарищи!”
Фонограмма – “Быть или не быть?..”
– Я только малость обьясню в стихе…
(Стихотворение читается до конца)
– Высоцкий прожил 42 с половиной года. Кто-то подсчитал, что это составило 15520 дней.
– Высоцкий не умел лгать и не мог молчать. У него можно найти строки сильные и слабые. Но у него нет строк фальшивых.
Сцена 3.
Из одной кулисы в другую выходят “Кремлевские курсанты”, раздвигают ограждения и встают перед ними как охранники. За ограждением – люди.
– Мы браво и плотно сомкнули ряды,
Как пули в обойме, как карты в колоде…
Король среди нас – мы горды,
Мы шествуем гордо при нашем народе.
– Так падайте лицами вниз,
Вам это право дано,
Пред королем падайте ниц
В слякоть, грязь – все равно.
– Высоцкий родился с обнаженной душой. Его песни могут нравиться, могут раздражать, но они всегда тебя держат, царапают, впиваются в сердце. Песни его не просто слушают, их словно пьют иссохшими губами, пьют и пьянеют от пронзительного счастья, хоть на миг, но до конца быть самим собой, дать себе волю думать и чувствовать по совести, пьют и вдруг трезвеют от беспощадного вопроса в лоб, без обиняков: “Как жить по совести?”.
Из анкеты:
– Чего тебе недостает?
– Времени.
– Чему последний раз радовался?
– Хорошему настроению.
– Что огорчало?
– Все.
– Чего хочешь добиться в жизни?
– Чтобы помнили, чтобы везде пускали.
Во время анкеты все перестраиваются в шеренгу по трое. И на каждую сильную долю эта шеренга делает шаг вперед.
– Не зря Лягушата сидят –
Посажены дом сторожить.
А главный вопрос Лягушат:
“Пустить – (хором) не пустить?”.
А коли рискнуть, а коли пустить,
То выпустить ли обратно?
Вопрос посложнее, чем быть иль не быть,
Решают Лягушата.
Сцена 4.
Фонограмма – “Мы не пашем, не сеем, не строим…” (Песня из к/ф “Забытая мелодия для флейты”.) Под эту песню шеренга расходится в танце, имитируя хоровод ансамбля “Березка”, и все садятся лицом в зал. Каждое “дайте” произносится хором, выбрасывая вперед руку.
– Дайте собакам мяса, пусть они подерутся,
Дайте похмельным кваса, может, они
перепьются.
В землю бросайте зерна, может, появятся
всходы,
Ладно, я буду покорным, дайте же мне
свободу!
– Псам мясные ошметки дали, а псы не
подрались.
– Дали пьяницам водки, а они отказались.
– Лили на землю воду, нету колосьев, чудо?
– Мне вчера дали свободу. Что я с ней
делать буду?
Фонограмма – “Спасите наши души”
– Мы знали, что живем в зле и неправде, но с неизменной надеждой продолжали повторять: “Мир не без добрых людей”.
– Мы знали, что живем скверно. Но терпели, ибо привыкли думать, что может быть еще хуже, что “хорошо там, где нас нет”.
– Мы знали, что несправедливость и ложь всегда активны и умеют защищаться.
– Мы знали это и молчали, молчали все, кроме одного человека – Владимира Высоцкого!
– Мы умеем возносить мертвых, мы умеем их облагораживать и преподносить в нужном свете. Но мы умеем и молчать о них. Мы можем почти 8 лет делать вид, что не было бунтаря Высоцкого.
Сцена 5.
Фонограмма – “Вариации”
Все в ритм песни хаотично движутся, постепенно образуя круг.
– Одно покалеченное стихотворение, опубликованное при жизни. Та же история с книжкой. Разве можно было бы позволить Высоцкому выпустить сборник? Среди завалов поэтической макулатуры, от которой стонут уже не продавцы, а полки магазинов, места для тоненькой, хотя бы его прижизненной, книжицы не нашлось. А вот докажите мне, что он не прожил бы намного дольше, если бы подержал ее в руках!
(Артист внутри хоровода пытается прорваться через него.)
– Сыт я по горло, до подбородка,
Даже от песни стал уставать. Лечь бы
на дно,
Как подводная лодка,
Чтоб не могли запеленговать!
– Кто именно ни разу не выпустил его на экран ЦТ, почему теперь, чтобы создать фильм “Четыре встречи с В.Высоцким”, Э.Рязанову пришлось побираться по Европе за своим национальным достоянием? Дания, Австралия, ФРГ, Япония, Италия, Болгария, Венгрия предоставили материалы о Высоцком советскому режиссеру.
– Сыт я по горло, сыт я по глотку,
Ох, надоело петь и играть.
Лечь бы на дно, как подводная лодка,
И позывных не передавать.
– А кто автор статей “Что за песней?” и “Для кого поет Владимир Высоцкий”?.. Они ведь живы, где-то они рядом. Понимаете, застой застоем, но написать статью вас никто не может заставить. Молчать – может, написать – нет. Это уж вы сами должны были хотеть выслуживаться. Ау! Где вы? Что вы думаете о нем сегодня?
Сцена 6.
Фонограмма – “До свидания, Москва”
Ограждения ставятся как в начале спектакля. Все артисты заходят за них и садятся спиной к залу. Только один исполнитель стоит лицом к зрителям.
– О смерти его узнали утром, во время одного из полуфинальных боев по боксу. Шла Московская Олимпиада, и я снимал фильм. В этом же зале, за перегородкой, вел сьемки [[smpbold]]рис Подниекс. Для связи с оператором нам выдали рации. Вдруг она зашипела, и взволнованный голос [[smpbold]]риса произнес: “Ребята, вы меня слышите? Высоцкий умер. Вы меня поняли? Вы поняли меня?”
– Молчат газеты много дней.
“Вечерка” – русский инвалид.
Но плачут толпы у дверей
Над принцем Гамлетом убитым…
Фонограмма – Розенбаум “Дорога на Ваганьково”
Под нее организуется очередь, идущая из одной кулисы в другую через авансцену. И нет ей конца.
– Проводы были стихийными. Два потока людей шли на Таганку – один со стороны высотного здания по Котельнической набережной, другой – навстречу ему. Он лежал на сцене и впервые выглядел величественно спокойным.
– Спи, шансонье всея Руси!
Отпетый.
Ушел твой ангел в небеси
Обедать!
– А баба, русый журавль в отлете,
Орет за тридевять земель –
Володя!
Музыка продолжается, и все выстраиваются в первую мизансцену.
– Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я? На чем – не угадать.
Но лишь одно наверняка я знаю:
Мне будет не хотеться умирать.
– В 42 года ты издашь свою первую книгу.
– В 42 придут проститься с тобой…
– В 42 тебе поставят памятник.
– Все в твои вечные 42…
– Постой, Володя, не уходи, спой еще. Пусть подождут там, спой еще…
Фонограмма – “Горизонт”
Луч света, скользя по лицам за решеткой ограждений и рукам на их перекладинах, переходит на портрет Высоцкого и замирает.
Ирина КЛИМОВА
Фото автора
Москва
Комментарии