Свечки на праздничном торте – атрибут обязательный, сколько бы кому ни исполнилось. Семья у Татьяны КУРЕНКОВОЙ большая, дружная. Мама, сестра, племянница, сын, дочка. Хорошо всем вместе чаю попить, поговорить о дне насущном, помечтать. О будущих поездках, о настоящих мужчинах, о развитии молодого северного города, с которым они накрепко связали свои судьбы.
Родители Татьяны приехали в Нефтеюганск из Бузулука Оренбургской области в 1981-м. Там отец тоже работал в нефтяной промышленности, но рванул из старинного города-крепости в новые пределы за романтикой. Полгода прожил один, понял, что без семьи никак, а возвращаться пока не собирается, вызвал их к себе. В школу Татьяна пошла уже Нефтеюганске. Тогда учебных заведений в городе было немного, и она училась в 3-й школе, сейчас же здесь уже 18 общеобразовательных учреждений, два СПО, музыкальная школа, семь детско-юношеских спортивных школ, две школы искусств. Город растет стремительно и смело, ширится, обстраивается. Именно это нравится в нем Татьяне Куренковой. Именно эта страсть к развитию не дает ей бросить все здешнее, когда внезапно в долгие темные зимы накатывает усталость и кажется, что где-то может быть лучше, потому что там солнечно и тепло. Нефтеюганск стал ее привычкой и путеводной звездой, показывающей, как можно не бояться нового и незнакомого, брать и покорять любые рубежи.В педагогический колледж Татьяна Куренкова поступала с легким сердцем. В ее голове уже сложился образ учителя, и он ей нравился. А произошло это из-за того, что в ее классе преподавали замечательные представители этой профессии. Тогда, наверное, осознавалось это не особо явно, лишь спустя время Татьяна Николаевна поняла – да, большую роль в ее жизни сыграли именно эти люди, которым она не уставала удивляться, которыми она восхищалась изо дня в день. Учитель литературы Любовь Федорова составляла из сочинений своих учеников литературные коллажи и смешила ребят до слез, зачитывая полученные буриме. Девчонки и мальчишки писали стихи, рыскали по множеству источников, отбирая интересные факты для своих эссе. Требования у Любови Федоровны были особые, до пенсионного возраста она горела профессией, пробуждая и в своих воспитанниках душевный трепет от красоты русского слова. Историк и классный руководитель Татьяны Лидия Печенова позволила подросткам освоить деятельностные технологии уже тогда. Наверное, Куренковой сегодня легко применять нововведения такого рода, потому что она была с ними знакома еще с уроков Лидии Кирилловны. Любила Куренкова и алгебру, физику, химию. Особого предмета она для себя не выделяла, правда, физкультура ее удручала – в холод на лыжи, б-р-р! Их было в классе 41 человек, при этом стояла идеальная тишина, учителя они всегда слушали и всегда его слышали. И это тоже нравилось Татьяне, предопределяя ее выбор.Ей всегда хотелось достигать результата по максимуму, доказать каждый раз себе и окружающим: «Я и это смогла!» Семь лет проработала она учителем начальных классов; пока занималась по развивающей системе Занкова в обычной школе, этого не чувствовала, но, попав в коррекционную школу VIII вида, поняла: надо учиться дальше! Детей не оставила, осваивая курс Тобольского пединститута заочно. Думала продолжить стезю преподавателя в начальных классах, очаровавшись Тобольском, решила всерьез заняться историей.Ей в полной мере удалось ощутить себя в той давней эпохе государственных переворотов и освоения сибирских земель благодаря лекциям ее наставников. Летопись времен в их изложении увлекала Куренкову все дальше и дальше, а атмосфера этого живописного сибирского города будила в ней желание узнавать все больше и больше. Говорит, все то, как учили там, живо по сей день в ее памяти…Ее поразил контраст. До сих пор она имела дело только с малышами. Историю и обществоведение пришлось же преподавать в старших классах. Привыкнуть к этому оказалось непросто. Ей 24, они девятиклассники. Ей казалось, они ее выше, старше, наглее. Первый месяц терзалась: «Все-таки не смогу!» Но уйти ей было неудобно. С каким же смехом вспоминает Куренкова сегодня, как жила она в смятении от каникул до каникул, ставя себе мысленный рубеж: «Ну уж на этих-то точно уйду!» О том, что общий язык найден, она поняла лишь спустя год. И еще она поняла, что сама лично она тоже за этот год очень продвинулась в профессии. Так она проработала в 1-й школе Нефтеюганска свои очередные, уже, можно сказать, фирменные семь лет.И вот она попала в уникальнейшее учебное заведение. В деревянном старом доме в 4-м микрорайоне Игорь Баннов создал гуманитарно-методологическую школу. Его лицей обозначил образование как механизм построения новых социальных отношений. Эта школа самоопределения, родившаяся из теоретических замыслов, казавшихся тогда утопией, ученых Московского городского психолого-педагогического университета, была весьма оригинальным педагогическим экспериментом. Игорь Иннокентиевич признавал каждого, кто переступал порог лицея, членом своей семьи, по-отцовски горячо, страстно переживал ошибки, радовался победам, благодарил за работу. К сожалению, Баннов рано ушел из жизни. И лицей, как детище авторское, просуществовал всего 15 лет.Лицей свел Татьяну Куренкову, которая до сих пор называет тот свой опыт работой в школе мечты и говорит, что там она узнала, что каждый день может быть событием, с Ольгой Прудаевой, тогдашним зам. директора, а теперь заместителем начальника Департамента образования Нефтеюганска. Ольга Ивановна помогала Куренковой готовиться к региональным этапам конкурса, и сейчас они с удовольствием обмениваются своими профессиональными задумками. И именно Прудаева показала Татьяне Николаевне, что цель учительства – самоотдача.Другой человек, наставник, который разглядел в Куренковой настоящий учительский талант, – заместитель директора по учебно-воспитательной работе лицея №1, где сейчас преподает Татьяна Николаевна, Лидия Григорьева. Лидия Павловна, человек строгий, опытный, считает, что потенциал Куренковой полностью еще и не раскрыт.Социальная вовлеченность детей в жизнь города, которая поощрялась в лицее Баннова, дала импульс для рождения молодежного парламента. Сюда старшеклассники стремятся, потому что ребята из молодежного парламента при Думе города Нефтеюганска делают многие важные вещи, реализуют социальные проекты, такие как «Стратегия успеха», и чувствуют, что они в состоянии реально вершить судьбу родного города. Татьяна Куренкова и для себя определяет необходимость следовать вечным ценностям – долгу, добру, знанию, но при этом, лукаво напоминает она себе, вызовы времени учитывать необходимо. Для нее важно будущее ее Никиты и Виктории. Но и собственная карьера важна. Новый этап, новая учеба – уже муниципально-государственное управление в Московском социально-гуманитарном институте (в его здешнем филиале). Хочет получить управленческие навыки. А еще Татьяна Николаевна мечтает научиться рисовать. Ей кажется, что она могла бы отобразить в полотнах мир своей души. Мечтает она побывать в Японии, увидеть совершенно другую культуру. Куренкова увлекается всем историческим. Конечно, она читает толстые, полные затейливых сюжетов романы о Смутном времени, ропоте декабристов, народных восстаниях. Но то, что касается мест, где она живет, и времени, не столь от нее далеком, интереснее во сто крат. Всегда неподалеку лежит «Отверженный, или Жизнь на земле без человеческого благословения» о ссыльных Югры. Профессор Борис Мазуров, автор не только этой книги, но и более 60 научных работ, стал ей настоящим другом, Татьяна Николаевна всегда гостит у семьи Мазуровых, когда наезжает в Ханты-Мансийск. Говорит, учится у него и Елены Георгиевны жизненной мудрости.В прошлом году поехали с сестрой Инной, которая старше Татьяны на полтора года, Викторией, Никитой и племянницей Александрой (она учится в православной гимназии) в Оптину пустынь. Поехали на несколько дней, а остались на две недели. Жили в деревянном доме, ни телевизора, ни компьютера, только книги, книги, книги. И они читали с упоением. То, что писали оптинские старцы. С упоением читали их друг другу вслух две взрослые дамы, два пятнадцатилетних подростка и маленькая девочка. Оторваться не могли. Засыпали с желанием поскорее проснуться завтра и продолжить!Когда-то Татьяна Николаевна вязала себе кофты, Никите, когда тот был маленьким, – шапочки, носочки, костюмчики, сейчас времени на это милое женское занятие не остается. Любит ездить с детьми на машине, к сожалению, пока осталась «безлошадной», но это скорее всего поправимо. Да, помнится, маленькая Таня не любила лыжи?! Теперь она их обожает! Выезжают с сыном на базы, благо в округе Нефтеюганска их предостаточно, и вперед. Виктория пока для такого экстрима мала. Катаются они и на коньках.Каждое лето вырываются к морю, солнцу. В этом году рванули на Кипр, были в Индонезии, на Бали. Стараются совместить приятное с полезным, что-то увидеть, что-то узнать. В Турции побывали в храме Николая Чудотворца, в Абхазии – на Новом Афоне. Были в Ульяновске. На слете Куренкова побывала в Челябинском Кыштыме, где поразилась красоте малахита. Новороссийск, Екатеринбург, Санкт-Петербург… Татьяне Николаевне удалось посмотреть и детям показать многие российские города. Но Никита мечтает побывать в Чернобыле, трагедия этого города волнует его, и он хочет увидеть, как там живут люди сегодня. Ждет своего восемнадцатилетия, когда сможет поехать туда самостоятельно.Никита окончил в этом году 9-й класс. В 7-м стал победителем городского этапа конференции «Шаг в будущее», ездили в Бауманку, неделю жили в Москве. К математике у него явные способности. Вика пока просто баловень семьи, самая маленькая, самая проказливая. Имена обоих ее детей говорят о стремлении к победе. О том, что это стремление она старается привить и им. А что касается личного счастья… Любовь для нее – реальная вещь. Для нее ценны поступки, а не слова. Того, кто разделяет ее взгляды, Татьяна Куренкова еще ждет. Чтобы зажечь для этого человека тот светильник своей души, который сможет его обогреть даже суровой нефтеюганской зимой.Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ, фото автора
Комментарии