В Государственном историческом музее состоялась первая Литературная гостиная. Послушать диалог литературоведа и историка на тему «Феномен Пушкина: современное прочтение классики» пришли и взрослые, и дети. Институт Пушкина совместно с Государственным историческим музеем открыл первый сезон этого историко-образовательного проекта, возрождающего в XXI веке традицию литературных салонов.
Говоря о многозначности романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», доктор филологических наук Эльмира Афанасьева обратила внимание слушателей на феномен русского дендизма, на философию любви в произведении, а также пояснила финал романа: причину отказа Татьяны Лариной Евгению, кроющуюся в письме героини Онегину. Ощутить атмосферу дворянской эпохи помогли комментарии сотрудника Государственного исторического музея Элины Уткиной, которая рассказала о театральных постановках, моде, этикете общения, присущих пушкинской эпохе, об оригинальных вещах, некогда принадлежавших Наталье Гончаровой, а сейчас хранящихся в музее, – веере и визитных карточках, а также элегантном полукресле, на котором выгравировано имя жены великого поэта. Благодаря историко-литературному анализу произведения, искусному цитированию, звучанию классической музыки была воссоздана атмосфера пушкинской эпохи.Мнение по поводуЭльмира АФАНАСЬЕВА, доктор филологических наук, литературовед:о всем мире Россию воспринимают как литературоцентричную страну. Подобный культурный имидж сформирован во многом благодаря атмосфере, которая способствовала не только созданию художественных текстов, но и их адаптации в читательской среде. В России более двух столетий – с XVIII до начала XX века – местом, где можно было обменяться мнениями о прочитанном, были литературные гостиные. Примерами могут послужить салоны И.Шувалова, Е.Карамзиной, Е.Голицыной, З.Волконской, А.Смирновой-Россет, А.Оленина, Вяч. Иванова и множество других. Созданию особой атмосферы способствовали и личность хозяина или хозяйки, и выбор тем для обсуждения, и интерьер гостиной. Так непринужденно через диалоги об искусстве вырабатывался эстетический вкус, формировалась культурная элита страны.Отмечу сразу, что «литературная гостиная» – понятие условное. В середине XIX века на смену аристократическим салонам приходят демократичные литературные кружки. В начале ХХ столетия эпицентрами обсуждения литературных тем становятся кафе и кабаре (например, знаменитое кабаре «Бродячая собака»), а также разного рода литературные объединения («Башня» Вяч. Иванова). В период «оттепели» наступает время «громкой поэзии»: поэты читают свои произведения на площадях и в концертных залах. Параллельно рождается феномен самиздата, «кухонных» обсуждений литературных текстов. В школах и вузах советского времени популярными становятся литературные вечера. Писатели нашего времени активно осваивают интернет-пространство, причем виртуальный мир не менее активная площадка для диалога. Таким образом, каждый исторический период избирателен к «формату» трансляции художественных текстов, от которого непосредственным образом зависит реакция современников.Опираясь на многовековую традицию, Институт Пушкина вышел с инициативой возрождения литературных гостиных в новом формате для повышения интереса к семейному чтению, культурному и интеллектуальному досугу.
Комментарии