search
main
0

Литературное пространство. На уроке изучаем «Светлану», а на внеклассном чтении – «Лесного царя»

Слуховые аппараты для здешних ребят – необходимость, потому что все воспитанники специальной общеобразовательной школы-интерната №6 города Воронежа – слабослышащие или глухие. Первое, что бросается в глаза и чего не увидишь в массовых школах, – это повсеместные бумажные таблички с названиями окружающих предметов и понятий.

Владимир САБАДА, начальник отдела социальной защиты детей Главного управления образования администрации ской области:Кроме этого, в е есть специальная (бывшая вечерняя) школа для глухих и слабослышащих, которая существует уже 40 лет. Здесь выпускники с девятилетним образованием могут получить полное среднее образование. Такое учреждение – пока единственное.

Оказывается, самое главное препятствие для глухих и слабослышащих детей в освоении образовательной программы – небольшой словарный запас, которым они владеют. Происходит это и оттого, что такие ребята часто воспитываются в глухих или глухонемых семьях, но если даже родители и говорят, дети не могут их понять, они не слышат.

– У слышащих детей, – говорит Галина Севрюкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, – с самого раннего детства вырабатывается непроизвольное внимание, а значит, идет и непроизвольное развитие. Такие ребятишки знают больше слов, быстрее схватывают, намного раньше начинают читать. А наши дети этого лишены, они не слышат. С ними обязательно должен быть взрослый, который объяснит и научит. Поэтому в школе каждый шаг сопровождается пояснением: что мы делаем и как это называется.

Учитывая специфику детей и то, что одно из главных препятствий для них – недостаточный словарный запас, в шестой школе-интернате руководствуются следующим: необходимо постоянно, зачастую на одном и том же материале отрабатывать предлагаемую информацию. То есть берется единица речевого объема и «прокручивается» в разных вариациях. Отдельной строкой выделена работа по слуховому восприятию детей. Слуховые индивидуальные занятия с первого по пятый класс длятся 18 часов в неделю (с каждым учеником индивидуально работает учитель-сурдопедагог), с шестого класса – шесть часов, а в старших классах на это отводится четыре часа – занимаются со всем классом одновременно, проводя фронтальные занятия.

На дополнительное развитие словарного запаса и языкового опыта ориентированы несколько программ и методических разработок педагогов школы.

Ольга Стрельникова – учитель русского языка и литературы, руководитель методобъединения и главный автор «Литературного пространства». Эта программа, одобренная Воронежским областным институтом повышения квалификации работников образования, не только объединила в одно целое педагогов-словесников, воспитателей и сурдопедагогов школы-интерната, но и получила заслуженное признание среди коллег. Сегодня в «Литературном пространстве» работает и Павловская школа-интернат для глухих детей (город Павловск Воронежской области).

Рассказывает Ольга Стрельникова:

– К сожалению, ребята не очень-то хотят читать. А мы должны их заинтересовать и преподнести литературу так, чтобы они ее полюбили. Книга – очень важный источник получения информации, тем более для глухих и слабослышащих. Мы взяли программу по литературе и каждую тему разделили на три части. Первая изучается с учителем-словесником в классе, во время урока. Обычно для этого берется главное произведение того или иного автора для чтения и изучения на уроке. Рассматриваются не только сюжеты и главные герои, но идет обсуждение, поиск ответов на вопросы – как в обычной массовой школе. Другая часть литературных произведений – это то, что дети читают с воспитателями на уроках внеклассного чтения. А третью часть представляют сурдопедагоги, им достались произведения, предназначенные для ознакомления. Сурдопедагоги на своих занятиях дают детям текст или слухо-зрительно, или просто на слух, разбирая произведение в ознакомительном порядке. То есть дети должны знать автора, героев, основную сюжетную линию. Хотя, конечно, когда начинают читать, могут остановиться на понравившемся эпизоде и досконально его изучить.

Для примера: мы изучаем «Капитанскую дочку» Пушкина на уроке, а с сурдопедагогом даем «Дубровского». Или в старших классах – при изучении «Евгения Онегина» определенные главы мы даем более подробно, сурдопедагог рассказывает ребятам, что в романе было еще, а воспитатель представляет какое-то другое произведение Пушкина. Одним словом, все работают на то, чтобы заинтересовать детей и чтобы они в итоге прочитали произведение от начала до конца или узнали как можно больше произведений одного писателя.

Например, в 9-м классе для чтения и изучения идет «Бедная Лиза» Карамзина, для слухового восприятия дается «Остров Борнгольм» – его читают с сурдопедагогом, а на внеклассном чтении знакомятся с некоторыми главами из «Истории государства Российского». В итоге ребята знают несколько произведений Карамзина. То же с другими писателями: Жуковский – на уроке литературы изучаем «Светлану», для слухового восприятия – отрывки из его баллад, а с воспитателем на внеклассном чтении – «Лесного царя». Потом, на итоговом уроке-обобщении, учитель спрашивает детей, что еще читали из Жуковского и что понравилось. Они с удовольствием отвечают.

Понимаете, вся сложность в том, что на изучение произведения у нас уходит больше времени, чем в массовой школе. И чтобы сэкономить время, мы решили распределить произведения между словесниками, воспитателями и сурдопедагогами. Да и сами дети так больше узнают, ведь они, как и ребята из обычной массовой школы, сегодня предпочитают покупать то, что на лотках, что легко читается. А учимся-то мы все равно на классике.

Ежегодно в Воронежской области проводится смотр-конкурс на лучшую школу-интернат. Педагогический коллектив отчитывается по многим параметрам, один из которых – что сделано для развития интеллектуальных способностей детей в плане образовательных программ и технологий. В группе специальных школ-интернатов уже много лет первую позицию занимает 6-я школа-интернат. Кроме «Литературного пространства» здесь действуют еще несколько интересных научно-методических разработок.

Директор школы Анатолий Алехин, побывав на одном из семинаров в Московском институте коррекционной педагогики, привез оттуда идею, заинтересовавшую весь педколлектив. В итоге в школе появились профили-графики каждого ученика. Они помогают дать объективную оценку каждому ребенку и более полно раскрыть его индивидуальные способности. А уже с учетом этого, а также психологических особенностей можно развивать ребенка. Учителя составили целую картотеку коррекционно-развивающих упражнений по математике и русскому языку. У воспитателей появилась своя картотека – с упражнениями для развития волевых качеств и базовых эмоций ребенка.

– И мы, – рассказывает заместитель директора по воспитательной работе Галина Новикова, – стали давать детям эти упражнения, используя каждую свободную минуту учебного времени. Даже во время контрольной работы, если ребенок сделал задание раньше, ему можно дать карточку с упражнением, и он будет заниматься для себя, для своего собственного развития. Во второй половине дня – на самоподготовке и во внеклассное время – свои коррекционно-развивающие упражнения дает воспитатель. Уже есть положительные результаты этой работы.

Тема, над которой работает вся школа, – коррекционно-развивающее обучение в системе единого образовательного маршрута. Развитие получили несколько направлений: валеологическое, коррекционное, учебное, воспитательное и адаптивное. Например, в учебном плане есть отдельный курс СБО (социально-бытовая ориентация) и ОБЖ. Учитывая специфику интерната, часы, отведенные на изучение этого курса, сняли с первой половины дня и отдали во вторую. Так интереснее и легче детям.

У школы действительно много своих особенностей. Здесь работают по блочно-модульному обучению, созданы программы воспитательной системы и общественно полезного труда, действует учебно-производственный комбинат, в котором есть две швейные мастерские, а также мастерские машинного вязания, резьбы по дереву и слесарно-столярная. С 1998 года выпускники школы-интерната одновременно с документом о девятилетнем образовании получают квалификацию по специальностям «вязальщица верхнего трикотажа» и «резьба по дереву».

А еще у ребят из 6-й школы-интерната целая коллекция кубков, наград и дипломов: за победы в межрегиональном фестивале жестовой песни «Как взмах крыла», за победы в чемпионатах России по футболу, в чемпионате России по шахматам, за второе место во Всероссийской спартакиаде учащихся школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей по плаванию в Саранске в 2006 году. И это далеко не все. Каждая из побед – оценка работы и ребят, и их педагогов.

Комментарий

Владимир САБАДА, начальник отдела социальной защиты детей Главного управления образования администрации Воронежской области:

– В нашей области многие специальные школы-интернаты имеют свои научно-методические разработки и авторские программы. Например, в Бобровской школе-интернате для слабослышащих детей перешли на 12-летнее образование, и пришлось все программы составлять самим. До сих пор официально нет среднего образования в специальных школах-интернатах всех видов, кроме 3-го и 4-го, где учатся слабовидящие и слепые дети. Тем не менее уже примерно 15 лет в стране в экспериментальном порядке идет введение полного среднего образования в учебные заведения для детей с нарушением слуха. Эксперимент не был распространен повсеместно, но прецеденты есть, и мы тоже решили попробовать. Уже три года, как в городе Боброве работает 12-летняя школа-интернат для слабослышащих: программу 11-х классов дети осваивают за 12 лет.

Результаты хорошие. Даже был договор с медицинским училищем, и дети смогли продолжить там свое образование после средней школы и получить профессию. В училище есть такие специальности, на которых могут обучаться дети с нарушением слуха, если у них есть базовое среднее образование.

Кроме этого, в Воронеже есть специальная (бывшая вечерняя) школа для глухих и слабослышащих, которая существует уже 40 лет. Здесь выпускники с девятилетним образованием могут получить полное среднее образование. Такое учреждение – пока единственное.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте