search
main
0

Литературно-музыкальная композиция

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Для учащихся 9-11-х классов

В глубине сцены, почти у задней стены, по центру стоит стол, на котором находятся раскрытая книга, чернильница с пером, подсвечник с зажженными свечами. Рядом стоит стул с высокой спинкой, на котором сидит Пушкин-ученик, одетый в черный фрак, белую рубашку. По обе стороны от стола полукругом стоят столы и стулья. На столах – подсвечники с горящими свечами.

Ведущие: два мальчика, одетые в черные костюмы, белые рубашки, бабочки; две девочки, одетые в черные юбки, белые блузки с черными бантами на шее.

Участники: пять чтецов, они же исполнители инсценировок. Все одеты в костюмы ХVIII-ХIХ вв.

В зале и на сцене царит полумрак. Все действующие лица занимают свои места. Звучит музыка А. Вивальди. Концерт соль минор, сочинение 8.

Чтец (на фоне музыки).

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Музыка смолкает.

Ведущий. Болдинская осень… Пушкин едет в Болдино для устройства своих денежных дел перед свадьбой. Ехал совсем на короткое время, но вдруг застрял в деревне, окруженный холерным карантином.

Звучит Людвиг ван Бетховен. Соната ? 8.

Ведущий (продолжает на фоне музыки). Пушкин приехал в Болдино в подавленном настроении. Не случайно первыми стихотворениями этой осени были одно из самых тревожных и напряженных – “Бесы” и отдающая глубокой усталостью “Элегия”.

Чтец читает “Элегию”.

Ведущий. Однако настроение скоро изменилось; все складывалось к лучшему. И 9 сентября поэт пишет своему другу и издателю Плетневу: “Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; ездий верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы, и стихов”. Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, а также тревожного и веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных событий, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом.

Музыка смолкает.

Ведущий. 9 сентября. В этот день или еще накануне Пушкин открыл особую тетрадь без переплета, без всякого заглавия и эпиграфа и принялся писать.

Пушкин (делая вид, что пишет, громко диктует). “…последние пожитки Самсона Прохорова были взвалены на дрожки без рессор, и бедная кляча в четвертый раз потянулась на Басманную, где находилась лавка гробовщика, на Никитскую…”

Ведущий (продолжает). Мы не ведали, родился ли уже в те болдинские сентябрьские дни Иван Петрович Белкин, началась ли его биография или Пушкин еще размышлял, отдать ли ему свое сочинение. И все же по воле Пушкина автором повестей становится никому не известный Белкин, а их “издателем” – “А.П.”, то есть сам Пушкин, незримо присутствующий во всех повестях.

Звучит музыка. Г. Свиридов. Романс из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина “Метель”.

Ведущий (на фоне музыки). Легко можно представить чистый, ясный сентябрьский вечер, зажженные свечи, стол, тетрадь, тишину. Возможно, этот или прошлый болдинский день прямо попал в повесть “Барышня-крестьянка” кратким описанием: Берестов и Муромский встречаются “в одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень)…” Вот ведь как выдумал! Да разве случается такое в жизни? Барин ходит на свидание с крестьянкой, не подозревая, что это барышня, а потом не узнает свою любимую…

Звучит музыка Делибеса. Интермеццо. На фоне этой музыки идет инсценировка отрывка из повести “Барышня-крестьянка”. (Встреча Лизы и Алексея).

Ведущий. Выдумка, шутка! Да, но Пушкин не отвечает за правдоподобие: мало ли что вздумается г-ну Белкину! Улыбка автора. Добрая. Умная, порою грустная, прямо или полускрыто присутствует во всех повестях. “Конец повестям Белкина”. Эта фраза появится через год и навсегда встанет вслед за последней строкой “Барышни-крестьянки”. В этих пяти небольших повестях Пушкин как бы взял на себя лишь почетную обязанность представить писателя нового, до того небывалого литературного направления – реалистической прозы.

Пушкин. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат.

Звучит музыка. П. Чайковский. Опера “Евгений Онегин”. 3-е действие, 2-я картина, увертюра до слов “…совсем готовы в печать”.

Чтец (на фоне музыки).

Ужель она? Шептал Онегин:

Ужель она?.. а точно… нет…

Как! Из глубины пустых селений…

И неотвязчивый лорнет

Он обращает поминутно

На ту, чей вид напомнил смутно

Ему забытые черты.

“Скажи мне, князь,

не знаешь ты,

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?”

Князь на Онегина глядит.

– Ага! Давно ж ты не был в свете.

Она, мой друг, жена моя.

Постой, тебя представлю я.

Ведущий. “Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай. Байрон…” Эпиграф к последней главе “Евгения Онегина”. Сказано “прощай”, “навсегда”. Кому? Молодости? Холостяцкой свободе? Онегину? Но надо ли вообще уточнять? Это пушкинское настроение, пушкинская грусть… И все же “Евгений Онегин” завершен в Болдине. Вскоре, возвратясь оттуда, Пушкин известит Плещеева, что “последние главы “Онегина…” совсем готовы в печать”.

Музыка смолкает.

Так в болдинском сентябре сталкиваются, переплетаются разные годы, десятилетия, разные края – вся жизнь…

На стол ведущих ставится портрет Е. Воронцовой. Звучит музыка. П. Чайковский. “Евгений Онегин”. 2-е действие, 2-я картина, увертюра до паузы.

Чтец на фоне музыки читает “В последний раз твой образ милый…”

Ведущий. Первое среди болдинских стихотворений – прощаний с теми, кого любил прежде. Какое сильное, горькое, даже страшное прощание с “образом милым”, разрыв с прошлым. В предварительном списке это стихотворение Пушкин назовет “Прощание – “К.Е.W.”, причем буквы напишет в виде известной монограммы: именно так обозначал он имя своей возлюбленной Елизаветы Воронцовой.

Ведущий. Пушкин познакомился с Воронцовой 6 сентября 1823 года. Он только что приехал в Одессу. Воронцова произвела на поэта сильное впечатление. Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все ее существо было проникнуто мягкой, очаровательной, женственной грацией. Страсть, вспыхнувшая в Одессе и долго не затухавшая, – память о ней сохранилась во множестве явных или с трудом разглядываемых портретов Воронцовой на полях рукописей… “Дальняя подруга” никогда более не увидит своего поэта, но до конца дней своих ежедневно будет перечитывать пушкинские стихи и послания, а в глубочайшей старости прикажет их уничтожить.

Чтец читает стихотворение “Сожженное письмо”.

Музыка смолкает. Портрет Е.К.Воронцовой уносят, взамен его устанавливается портрет Н. Гончаровой. Звучит “Сентиментальный вальс” П. Чайковского. На фоне музыки читается стихотворение “Мадонна”.

Ведущий. В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись с пометкой: “С французского”.

Пушкин. Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целых два года, которую везде первой отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, Боже мой – она… почти моя. Ожидание решительного ответа было самым болезненным чувством жизни моей…

Ведущий. Но на пути к счастью снова преграда: эпидемия холеры и карантин задержали Пушкина на целых три месяца в Болдине. И только письма соединяли его с возлюбленной его Мадонной. За три месяца их было написано 9. Трепет влюбленного сердца, горечь разлуки Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Звучит музыка. Сен-Санс. “Песня без слов”.

Ведущий. 30 сентября 1830 г. Из Болдина в Москву.

Пушкин. Будь проклят час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров. Наша свадьба точно бежит от меня; и эта чума с ее карантинами – не отвратительнейшая ли это насмешка, какую только могла придумать судьба? Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка. Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье. Позволите ли вы обнять вас? Это не имеет никакого значения на расстоянии 500 верст. Прощайте же, мой ангел…

Ведущий. 11 октября 1830 года из Болдина в Москву.

Пушкин (читает с тревогой, отчаянием). Въезд в Москву запрещен, и вот я заперт в Болдине. Во имя неба, дорогая Наталья Николаевна, напишите мне, где вы? Уехали ли вы из Москвы? Нет ли окольного пути, который привел бы меня к вашим ногам?.. Прощайте, прелестный ангел. Целую кончики ваших крыльев, как говаривал Вольтер людям, которые вас не стоили.

Ведущий. 18 ноября 1830 года из Болдина в Москву.

Пушкин. В Болдине, все еще в Болдине!.. Я совершенно пал духом. Отец продолжает писать мне, что свадьба моя расстроилась. На днях он, может быть, сообщит, что вы вышли замуж. Есть от чего потерять голову. Прощайте, мой ангел, будьте здоровы, не выходите замуж за г-на Давыдова и извините мое скверное настроение…

Музыка смолкает.

Ведущий. Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно искренни. Полны любви и нежности. Наталья Николаевна предстает перед нами как самый близкий человек Пушкину. Поэт создал идеал молодой женщины, который он так проникновенно отразил в онегинской Татьяне. Ему хотелось, чтобы его любимая походила на замужнюю Татьяну.

Чтец.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора беглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без подражательных ужимок,

Без этих маленьких затей…

Все тихо, просто было в ней…

Ведущий. Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Пушкин любил душу ее больше красивого лица.

Звучит музыка. П. Чайковский “Евгений Онегин”. 2-е действие, 1-я картина, увертюра.

Чтец (на фоне музыки).

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Как… пустыня.

И как алтарь без божества.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Музыка смолкает.

Ведущий. В Болдине, в старом доме, где обитало несколько поколений “бояр старинных”, особенно легко, естественно ощутить связь времен. “Самостоянье человека”, то есть личная независимость, достоинство, свобода – главные пушкинские идеалы. Он мог поддаваться иллюзиям, страстям, но эти святые идеалы всегда при нем, и он готов за них сражаться.

Звучит музыка. Э. Григ. “Пер Гюнт”, “Anitras Tanz”.

23 октября. Пушкин рисует титульный лист. Сверху крупно, уверенно выводит заголовок: “Драматические сцены”. Спустя месяц-полтора, уже выбравшись из Болдина, он вдруг найдет в письме Плетневу название, которое навсегда приживется: “Маленькие трагедии”. “Что развивается в трагедии? Какая ее цель? – размышляет Пушкин в статье. – Человек и народ – судьба человеческая, судьба народная”. Изображение страстей, излияние души человеческой всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно. Раскрыть истину страстей, заглянуть в глубь души человеческой – задача, которую решает поэт в драматических произведениях болдинской поры. Они удивительны, болдинские драмы: предельно кратки, в каждой лишь несколько действующих лиц, острый сюжет, личность обнаруживает себя глубоко и полно.

Музыка смолкает. Идет инсценировка сцены из “Скупого рыцаря”. Альбер и Жид. Со слов Жида: “Деньги? – деньги Всегда, во всякий возраст нам пригодны…” и до конца 1-й сцены.

Звучит музыка. Рубинштейн. Фа мажор оп. 3 ? 1.

Ведущий. 27 ноября. Последние дни в Болдине. Пушкин пишет стихотворение “Для берегов отчизны дальной…”

Чтец читает стихотворение.

Ведущий. Мелодия сердца – музыка души, не переводимая на человеческий язык, тем не менее заключающая в себе целую повесть, завязка которой на земле, а развязка – на небе…

В болдинскую осень состояние Пушкина было почти трагично. Холера стала между ним и невестой, на его пламенные письма она либо совсем не отвечала, либо отвечала холодно и небрежно. Мрачные предчувствия гнездились в душе поэта – оттого такая безысходная грусть о безвозвратно ушедшем, вместе с которым уходила и обожаемая им его прекрасная молодость.

И все же Пушкин сам был удивлен невероятным урожаем болдинской осени. Вот как он пишет об этом своему другу Плетневу, вернувшись в Москву.

Пушкин: “Скажу тебе, что я в Болдине писал, как уже давно не писал. Вот что я привез сюда: две последние главы “Онегина” – 8-ю и 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Anonyme (анонимно). Несколько драматических сцен, или маленьких трагедий, именно: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Пир во время чумы” и “Дон Жуан”. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо? Еще не все. Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатал также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает”.

Ведущий. Не назвал поэт еще и “Сказку о попе и работнике его Балде”, неоконченные “Сказку о медведихе” и “Историю села Горюхина”, а также критические статьи, которыми думал отозваться на мелкую недоброжелательную критику. Болдинский период поражает воображение и воистину велик! В этом уголке нижегородской земли поэт нашел то, что искала его душа, – “приют спокойствия, трудов и вдохновенья”, нашел тишину и благорастворение душевное, творческое одиночество и земную красоту, о которой он мечтал как о “царствии небесном”; здесь житейские невзгоды обращались бессмертными творениями.

Звучит музыка. Р. Паулс. “Ты меня не оставляй”.

Все ведущие (по очереди). Пушкин бесконечно дорог человечеству не только своими творениями, но и страстным стремлением ко всему доброму, стремлением к раскрепощению души человека от разных пут, которые мешают ему жить во славу Отечества.

О Пушкине однажды было сказано, что он “наше все”.

Подразумевается, что Пушкин представляет собою высочайшую и всеобъемлющую нашу национальную духовную ценность.

Он укоренен в нашей исторической судьбе, как и она в нем.

Говорить о Пушкине – почти то же самое, что говорить о России во всех возможных ракурсах.

Но если так, то Пушкин заключает в себе источник и стимул нашего последующего духовного развития, может быть, на все времена.

Звучит музыка. П. Мориа. “Пианино на волне”.

Чтец (на фоне музыки).

Есть загадка в пушкинской

судьбе:

Потеряв от искушенья

скромность,

Каждый примеряет на себе

Века его краткого огромность.

Легендарный возраст –

тридцать семь –

Пушкинским зовут совсем

напрасно:

Вспомните дубрав лицейских сень –

Жил он и тогда уже не праздно.

Возраст у него, что облака, –

Тают под небесной высотою,

Но сквозь них, далека и близка,

Светится судьба его звездою.

Словно та, Полярная, она

Неспроста зовется путеводной.

Днем и ночью, в дождь и снег видна,

Ярче всех сияя и сегодня.

Звездный возраст, словно звездный

свет, –

Вы его попробуйте измерьте!

Жил, живет и будет жить поэт,

Ибо возраст пушкинский –

бессмертье!

Светлана ГАЙФУТДИНОВА,

Татьяна БОНДАРЬ,

71-я школа

Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте