search
main
0

Литературная гостиная инженера-эрудита

Современное инженерное образование должно иметь сильную социально-гуманитарную составляющую в учебно-образовательном процессе. Развитие и поддержание интереса к изучению русского языка, литературы, общественных и социальных дисциплин не только способствует воспитанию патриотизма, гражданственности, но и активизирует у молодых людей такие важные интеллектуальные процессы, как логическое и абстрактное мышление, отвлеченное моделирование, формирует исследовательские компетенции и прочие аналитические навыки.

Для формирования методологии преподавания гуманитарных дисциплин в школе создана кафедра, которая объединяет 42 учителя русского языка и литературы, истории и обществознания, иностранных языков, из числа которых 5 учителей являются кандидатами филологических, философских и педагогических наук, 19 учителей являются экспертами ЕГЭ и ОГЭ, в том числе старшими и ведущими.

Главной задачей кафедры является разработка принципов организации и методики преподавания гуманитарных дисциплин в школе с физико-математическим, естественно-научным и информационно-технологическим профилями обучения. Для решения этой задачи в учебном плане предусмотрено деление всех 10‑11‑х классов на подгруппы при изучении русского языка, а в социально-экономическом профиле – деление на подгруппы при изучении обществознания. Организованы элективные курсы по праву и социологии.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является внеурочная деятельность, включающая в себя занятия по курсу «Математические методы моделирования экономических процессов». Данная структура учебных модулей и дисциплин позволяет не только построить эффективную систему взаимодействия между предметами гуманитарного цикла, но и сформировать межпредметную систему преподавания учебных курсов естественно-научной, физико-математической и технологической направленности.

Для учеников 5‑8‑х классов учителями кафедры совместно с учителями математики, физики и информатики в блоке дополнительного образования проводятся бинарные занятия по следующим направлениям: математика, физика и информатика на английском языке, а для 9‑11‑х классов предусмотрен интегрированный курс «Технический английский». С целью формирования и повышения коммуникативных, социокультурных и лингвострановедческих компетенций организованы заседания «Английского клуба», в том числе и выездные мероприятия с полным погружением в среду.

Особое место в системе формирования межпредметных связей занимает проект­но-исследовательская деятельность учащихся. В школе реализуется проект «Подростковая школа», в котором ученики 5‑7‑х классов в течение каждой четверти выполняют метапредметные проекты с их последующей защитой.

Данный вид деятельности позволяет сформировать и развить у будущих инженеров такие навыки, как hard и soft skills. В системе преподавания гуманитарных дисциплин широко используются социокультурные ресурсы города. Школьники с удовольствием участвуют в олимпиадах «Музеи. Парки. Усадьбы», «Не прервется связь поколений», «История и культура храмов столицы», «Мой район в годы войны».

В рамках проекта «Музейная педагогика» преподавателями кафедры совместно с музеями города Москвы разработан цикл учебных экскурсий «Литературная Москва». Под эгидой проекта «Прогулки по Москве» педагоги проводят для учащихся авторские экскурсии. Для развития читательской грамотности учителя русского языка и литературы совместно с учителями истории и обществознания реализуют проект «Литературная гостиная». В данном проекте в дискуссионном формате, включающем в себя элементы театральных постановок, обсуждаются различные произведения русской и зарубежной литературы в историческом контексте.

В современной жизни мы приходим к осознанию того, что без глубоких, обстоятельных и разносторонних социально-гуманитарных знаний невозможно сформировать личность грамотного специалиста-инженера.

Дарья САВЕЛЬЕВА, заместитель директора бауманской инженерной школы №1580;
Руслана МИШАНОВА, учитель русского языка и литературы, руководитель кафедры гуманитарных дисциплин бауманской инженерной школы №1580, кандидат филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте