search
main
0

Литературная гостиная

Воспитывающий потенциал романа Льва Толстого «Война и мир»

Внимательное прочтение великой книги на уроках литературы с учениками гуманитарного 10‑го «Е» класса школы №1357 мы продолжили во внеурочное время, проведя литературную гостиную для учеников и учителей литературы 10‑го «Ж», 11‑го «Е» и 11‑го «Ж» классов. Встреча продолжалась 60 минут и состояла из трех частей.

Вначале, собравшись в актовом зале в праздничной обстановке, десятиклассники вслух выразительно прочитали любимые эпизоды романа, позволив присутствовавшим насладиться великим текстом Толстого. Каждый выступавший заранее выбрал полюбившийся ему фрагмент, подготовил его художественное эмоциональное представление публике (3‑5 мин):

– диалог княжны Марьи и старого князя Болконского перед «сватовством» Анатоля;

– спор Пьера и Андрея накануне Бородинской битвы;

– Платон Каратаев глазами Пьера;

– первый бал Наташи Ростовой;

– поведение Наполеона накануне Бородинского сражения;

– знакомство и сближение княжны Марьи и Николая Ростова;

– Аустерлицкое сражение;

– соблазнение Наташи Ростовой Анатолем Курагиным;

– Элен глазами Пьера;

– Первый бой Николая Ростова;

– Кончина князя Андрея Болконского;

– Наполеон любуется портретом сына.

Каждый приглашенный в гостиную старшеклассник при входе получил карточку для индивидуальных ответов, где предлагалось соотнести содержание прослушанного эпизода с его проблематикой. Во второй части гостиной будущие выпускники тренировали умение определять смыслы отрывка и формулировать его проблемы (что окажется полезным на экзаменационном сочинении). Затем в устном обсуждении свои полученные ответы участники гостиной корректировали или дополняли (учителя литературы оценивали, поощряли оценкой активность любого участника).

Такое коллективное осмысление великого романа вызвало у ребят интерес и сочувствие к описываемым событиям и героям. Обсуждение прошло динамично: школьники задавали выступавшим вопросы, комментировали их и активно предлагали варианты осмысления текста. Примерная проблематика прослушанных фрагментов романа была определена ими так: соблазн, самообман, ложная любовь; юность, красота и чистота души, надежды на будущее; разочарование в славе, мужество, прозрение; покорность и жертвенность, болезненная родительская любовь, тирания и защита; отказ от славы, переосмысление войны как преступления; обреченность на одиночество, гордыня, раскаяние в тщеславии; человечность, любовь к миру, доброта, смирение; гордость, достоинство, сомнения в себе, признание в главных чувствах; божественная любовь как итог жизни, принятие судьбы, примирение со своей участью; лицемерие, самолюбование; раскаяние в своей слабости, двуличие, ложная любовь.

Подводя итоги своего участия в обсуждении фрагментов «Войны и мира», старшеклассники отметили, что смогли по-новому взглянуть на содержание великого текста, осознав, что Толстой постоянно учит читателя универсальной и всегда актуальной возможности побеждать свои пороки и слабости, ошибки и заблуждения, внутренних и внешних врагов. Для этого человеку нужны смелость, честность, благородство. Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки, сдаваться, предавать себя и близких.

Несколько учеников признались, что впервые выступали публично перед довольно большой аудиторией, поэтому очень волновались. Другие отметили, что не имели опыта отстаивать свою позицию в незнакомой аудитории. Третьи говорили о том, что такой формат работы не позволил им остаться пассивными. В целом же рефлексия старшеклассников показала, что подобный подход к осмыслению текста полезен еще и потому, что невозможно было найти ответы на вопросы в Интернете, а значит, дало возможность каждому максимально проявить себя.

Елена МАРКИНА, учитель русского языка и литературы школы №1357 «На Братиславской»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте