В жизни мы нуждаемся в мотивации, чтобы принимать решения, делать выбор. Джим Рюн писал: «Мотивация – это то, что заставляет вас начать. Привычка – это то, что заставляет вас продолжать».
В мотивации нуждаются и дети, которые не любят читать художественную литературу, не любят поэтому и уроки литературы. В школе учитель использует разные способы, их перечислить невозможно. Я решила попробовать мотивировать детей активным участием в конкурсах, потому что ребенок, который согласился участвовать в конкурсе, обязательно возьмет в руки какие-то книги – художественные, научные и т. д. Познавать, самоутверждаться, верить в успех, достойно переживать поражение – вот мотивация, которая заставляет начать, которая перерастет в привычку читать, искать, познавать.
Приглашений к участию в конкурсах, олимпиадах великое множество. Так, Городской методический центр приглашает ребят на краеведческие викторины, кейсы-чемпионаты, просветительские проекты, конкурсы чтецов. Мы выбираем наиболее интересные, готовимся в течение нескольких недель: пишем эссе, учим стихотворения, работаем над выразительностью их чтения, создаем видеоролики, тем самым учимся чувствовать красоту поэтического слова, его богатство. Конкурсы чтецов – это еще и средство формирования читательской грамотности. К отбору репертуара конкурсных стихов приходится подходить вдумчиво, серьезно.
На уроках литературы изученные произведения рассматриваются в рамках историко-литературного процесса. В этом нам помогают экскурсии в музеи, библиотеки, храмы, парки, усадьбы, где происходит знакомство с историческими документами. Ученики 10‑го «В» класса стали призерами в олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России». А в конкурсе мультимедийных проектов «История моей семьи в истории России» девятиклассница Екатерина З. заняла 1‑е место. Она поведала интересную историю о тете, которую похитили турки в начале XX века. Эмоциональный рассказ Екатерины покорил сердца слушателей и жюри.
Участие в городском образовательном проекте «Мой район в годы Великой Отечественной войны» дал возможность ученикам изучить историю своей малой родины, понять, как жил их район в годы войны. Команда нашего класса в рамках квиза сплоченно отвечала на вопросы и заняла 1‑е место.
На протяжении нескольких лет мои ученики принимают участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». На сегодняшний день для участников олимпиады открыты двери более 150 музеев Москвы. Среди них есть военно-исторические, естественно-научные, киномузыкальные, литературные, театральные, художественные, интерактивные, краеведческие, сказочные музеи, а также парки и усадьбы. Участие в олимпиаде – дополнение к школьной программе, которое дает возможность по-новому взглянуть на Москву, ее историю и культуру. По итогам прошлого года в нашем классе два победителя и шесть призеров.
Олимпиада «Не прервется связь поколений» помогла ребятам изучить героическое прошлое нашей страны, подробнее узнать о боевых и трудовых подвигах соотечественников и членов своей семьи. Школьники трудились по-особому: они учились работать на разных сайтах, создавать инфографику, проводить исследования. По итогам прошлого года три школьника стали призерами.
Участие в конкурсах, олимпиадах – это интересная, творческая, познавательная жизнь ребят моего класса. Эти познания помогают им заинтересоваться и художественными произведениями, и уроками литературы: «А я, когда готовился к конкурсу, читал это, я знаю…» И ребенок чувствует себя успешным, уверенным. Ему хочется еще что-то узнать, прочитать, поучаствовать, посоревноваться и, конечно, победить. Вот она, мотивация, что держит нас в движении.
Наталья ИЛЬИНА, учитель русского языка и литературы школы №2006
Комментарии