Идея лежала на поверхности: литературную жизнь, бурлившую в Красноярском крае при Викторе Петровиче Астафьеве и незаметно утихшую после его ухода, надо возрождать. Лучший способ – обзавестись собственным фестивалем, который собирал бы на берегах Енисея прозаиков и поэтов, начинающих авторов и именитых писателей, вовлекая в этот круг всех не равнодушных к русскому слову в нынешнем его бытии. Самыми непростыми, как это часто случается, оказались поиски достойного названия нового фестиваля. Нужно было придумать что-то короткое, звучное, запоминающееся. Бились долго, спорили, крутили и так, и эдак. В итоге родился КУБ. «Красноярск убивает безграмотность», – пошутил кто-то. Шутку оценили, но решили остановиться на расшифровке более мирной и всеохватной: «Книга. Ум. Будущее». Нынешней весной Всероссийский литературный фестиваль «КУБ» прошел в Красноярске уже в четвертый раз.
Открытая площадка перед центральным входом в Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева запружена народом. Небо хмурится – весна в Сибири поздняя, зябкая. Дождь сейчас был бы некстати: вот-вот начнется традиционно открывающий фестиваль арт-моб «Книжный куб». В течение нескольких недель красноярцы несли в оргкомитет книги из своих домашних библиотек. Каждая с историей, по всему видно, читана и перечитана не одним поколением. Из этих книг и складывается огромный куб, символизирующий незыблемость литературы, ее мощь и абсолютное бессмертие. Ведь как только на фоне этой художественной инсталляции сфотографируются все желающие, а черно-белые актеры-мимы исполнят свой таинственный ритуальный танец, у книг начнется новая жизнь с новыми читателями. Разбирают куб с не меньшим азартом, чем собирали. При этом все интеллигентно. Никто ни у кого книги из рук не вырывает. Выбирают, что приглянулось, – кто-то один том, кто-то – пять – и спокойно отходят. Оставшиеся книги кладут в стеклянный шкаф тут же, на улице. Возможно, будущий читатель повести, романа или поэтического сборника окажется здесь завтра или через неделю. И заберет с полки терпеливо дожидавшуюся его книгу. Слова «молодежный» в названии фестиваля нет. Но с первых же дней его организаторы из Красноярского Дома искусств и краевого Министерства культуры – и сами люди юные, кипучие, невероятно энергичные – решили, не сговариваясь, что главная их цель – привлечь на площадки КУБа как можно больше молодежи. Не по разнарядке строем привести, но сделать так, чтобы сами пришли, а потом еще и друзей с собой позвали. А для этого надо было придумать необычные формы на стыке искусств, яркие, запоминающиеся, без намека на монотонность. Так в программе IV КУБа появилась «Ночь поэзии»: поэтическо-музыкальный баттл», где музыканты стараются перепеть поэтов, а поэты – «перечитать» музыкантов; поэтический слэм – турнир поэтов; проза-слэм – самые демократические на свете выборы сильнейшего рассказчика; вечер видеопоэзии и множество кинопоказов.- Не знаю, хорошо это или плохо, но сегодня уже никто не хочет слушать простое чтение вслух, – объясняет глава Дома искусств и директор фестиваля «КУБ» Татьяна Шнар. – Можно сколько угодно сетовать на пресловутое клиповое мышление и избалованность молодой публики, но мы должны с этим считаться. Современная поэзия довольно сложна, воспринимать ее без подготовки непросто, потому-то музыка и видео становятся незаменимыми проводниками в этот закрытый мир. Авторы, способные превратить свое выступление в красочный литературный перформанс, всегда выигрывают. Отсюда столько народу на выступлениях екатеринбуржцев Сергея Ивкина и Нины Александровой, совместивших поэзию и музыкальный театр, на концертах москвички Юлии Белохвостовой, которая читает стихи то под звуки терминвокса Олеси Ростовской, а в этот раз дает большой концерт вместе с поэтом и гитаристом Санжаром Янышевым. Литераторы по природе своей странники, жадные до новых мест и впечатлений, оттого во время фестиваля им ничего не стоит махнуть за 200-300 километров от Красноярска и выступить в библиотеках маленьких городов: Железногорска и Ачинска, Заозерного и Сосновоборска, Зеленогорска и Дивногорска. Здешняя публика неизбалованная, а потому благодарная – не скупится на восторженные аплодисменты, засыпает вопросами.Но, пожалуй, самая плотная программа у детских писателей, которых принимают сразу несколько школ, гимназий и лицеев Красноярска. Малыши никак не хотят отпускать барнаульскую поэтессу Ольгу Кан и московскую писательницу Анну Гончарову – в компании с придуманными ею енотами Еней и Елей так здорово бороздить бескрайние просторы космоса, исследуя далекие планеты и созвездия! Ребята постарше, открыв рот и затаив дыхание, слушают Веронику Шелленберг из Омска. Она читает стихи, а попутно рассказывает о самых опасных и таинственных тропах Алтайских гор, по которым водит в походы отважных путешественников. Популярная детская писательница Елена Усачева показывает детям мультфильмы, снятые по ее сценариям. Старшеклассники встречают взрослых поэтов – москвича Германа Власова, Юрия Татаренко из Новосибирска, Дмитрия Мурзина из Кемерова. А моя публика – пятиклассники. Я читаю им свою сказку «Рубиновое сердце» («УГ» №52 от 27.12.2011), мы размышляем о том, как приручить дракона, а в финале у ребят неожиданно рождается собственная история непростой дружбы древнего чудовища и юного кузнечного подмастерья Олешки. – А можно я напишу продолжение сказки и пришлю вам по электронной почте? – спрашивает меня пятиклассница лицея №8.- А я сделаю рисунки. И тоже вам отправлю, – добавляет ее одноклассница.Я радостно соглашаюсь и с тех пор с особым волнением проверяю свой почтовый ящик. Уж больно не терпится узнать, что произошло дальше с моими героями…- Конечно же, нам хочется привлечь к участию в КУБе как можно больше детей, – говорит Татьяна Шнар. – Ведь это уникальная возможность самим воспитать своего будущего зрителя и читателя, ознакомить ребят с современными писателями. Большинство школ охотно идут навстречу, гостеприимно встречают авторов, но, к сожалению, есть и те, кому это не слишком интересно. У нас, мол, своя программа, свое расписание, к чему эти хлопоты? Думаю, такое равнодушие связано с тем, что в школьных библиотеках произведений нынешних писателей нет вообще. Потому что если муниципальные и краевые книжные фонды регулярно пополняются, там и толстые журналы выписывают, благодаря целевым программам регулярно закупают новинки, особенно наших местных литераторов, то в школах такой возможности нет. А значит, нет и желания знакомиться с писателями лично. Литературный ландшафт Красноярья выразителен и необычен. Естественно, здесь царит культ Виктора Астафьева. Среди местных школьников он опережает по популярности даже Пушкина. Но и среди ныне живущих авторов немало знаменитостей. Первый среди первых – Михаил Тарковский, внук поэта Арсения Тарковского и племянник режиссера Андрея Тарковского. Романы «Мэбэт» и «Ильгет. Три имени судьбы» красноярца Александра Григоренко номинировались на самые престижные российские литературные премии. Сборник Сергея Кузнечихина «БИЧ-рыба» был опубликован в одном из крупнейших московских издательств. Молодого поэта Ивана Клинового знают все, кто следит за развитием современного отечественного стихосложения. Но хочется, чтобы столь же громких имен было еще больше. Потому-то в рамках фестиваля выделилась отдельная образовательная программа творческих семинаров, принять участие в которых абсолютно бесплатно может любой начинающий автор. В этот раз на КУБе открылись четыре мастерские. Две поэтические – под руководством Германа Власова, Юлии Белохвостовой и Нины Ягодинцевой – и две прозаические. Писательница Алиса Ганиева, лауреат молодежных премий «Дебют» и «Триумф», финалист «Русского Букера» и «Ясной Поляны», рассказывает об основах творческого письма. С более опытными авторами в мастерской «Проза: от озарения до отчаяния» работает триумвират живых классиков: красноярский писатель Михаил Стрельцов, петербуржец Даниэль Орлов и москвич Роман Сенчин. Педагоги честно прочитали все, чем поделились с ними слушатели. Ругать не ругали, но без критических замечаний, конечно, не обошлось.- Считается, что научить писать стихи нельзя, – делится своими впечатлениями от работы с коллегами Юлия Белохвостова. – Но можно ознакомить начинающих авторов с современным поэтическим языком, с новыми тенденциями, именами. Проблема многих наших участников в том, что они ориентируются исключительно на Пушкина с Лермонтовым, в лучшем случае на Есенина, просто не зная, насколько изменилась сегодня поэтика, сами законы стихосложения. Здорово, что столько знакомых лиц. После нашей последней встречи на минувшем КУБе люди год работали, что-то переосмысливали и теперь пришли показать, чего достигли. Приятно, что нам доверяют.Закрытие фестиваля традиционно совпадает с церемонией вручения межрегиональной премии имени Игнатия Рождественского, выдающегося сибирского поэта, первого литературного наставника Виктора Астафьева. В этом году на награды претендовали более 250 авторов со всей Сибири. В итоге лучшим молодым поэтом жюри признало 17-летнюю Оксану Фомину из Кемеровской области, взрослая поэтическая премия у Ольги Домрачевой из Омской области. Пятнадцатилетняя Анастасия Крылова из Красноярска названа самым ярким молодым прозаиком, Игорь Корниенко из Иркутской области удостоен премии в номинации «Малая проза». Поэт, педагог, художник и просто невероятно обаятельная женщина Надежда Ярыгина стала первой в краеведческой номинации «Я не мыслю себя без Сибири». Компанию на пьедестале ей составила 15-летняя Софья Дзюбенко из Норильска. Авторами лучшего музыкально-поэтического фильма названа команда красноярских творцов: Ольга Левская, Рустам Карапетьян, Владислав Падерин и Владимир Полухин. Произведения победителей будут опубликованы в альманахе «Енисей», а значит, сибирский читатель до следующего КУБа без хорошей литературы не останется.Красноярск – Москва
Комментарии