Впервые в 2024-2025 учебном году учащиеся начальной школы будут писать проверочную работу по литературному чтению (один из предметов по выбору). Какие задания будут предложены детям? Что будут проверять?
Задания проверочной работы направлены на выявление уровня владения обучающимися сведениями по теории и истории литературы, логическими, общеучебными универсальными действиями, а также на оценку уровня сформированности читательской грамотности. Издательство «Экзамен» выпустило сборники в полном соответствии с демоверсией проверочной работы по литературному чтению (Литературное чтение. Всероссийская проверочная работа. 4 класс. Типовые задания. / Е.В. Трофимова, Е.В. Языканова. – М.: Экзамен, 2025). Пособия получили положительную экспертную оценку Федерального института оценки качества образования.
Сборники от издательства «Экзамен» выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников. Также пособия содержат подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ и правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из издания). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а учителям и родителям – контролировать данный процесс.
Рассмотрим некоторые задания из пособий.
Задания 1 и 2 проверяют умения различать виды сказок, понимать жанровую принадлежность, различать отдельные жанры фольклора, соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы, используя сведения по теории и истории литературы.
Какая сказка относится к фольклорной?
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о потерянном времени»
- «Летучий корабль»
Прочитай отрывок.
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука».
Определи, к какому литературному жанру относится данный отрывок.
1) басня 2) стихотворение
3) загадка 4) потешка
Задание 3 направлено на проверку следующих умений: составлять письменные высказывания на заданную тему – проблемный вопрос; аргументированно высказывать свое мнение, используя такой тип речи, как рассуждение; корректировать собственный текст с учетом правильности, выразительности письменной речи. Данное задание требует развернутого ответа.
Четвероклассники Зинаида и Анатолий после изучения произведения В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» высказали свое мнение
Кто из четвероклассников прав? Запиши свой ответ, обоснуй его. (Почему ты так считаешь?)
Задание 4 проверяет умение соотносить книгу с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), используя сведения по теории и истории литературы.
На рисунке буквами отмечены тематические разделы детской библиотеки и цифрами — книги, которые брали читатели.
В какой раздел следует поставить каждую книгу?
А) ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
Б) СТИХИ О ПРИРОДЕ
В) ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ
Г) МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
1) | 2) |
3) | 4) |
Задание 5 проверяет умение различать виды текстов, используя сведения по теории и истории литературы.
1) Неподалёку от дачи, у самой канавы, росла в мягкой зелёной траве ромашка. Солнечные лучи грели и ласкали её наравне с роскошными цветами, которые цвели в саду перед дачей, и наша ромашка росла не по дням, а по часам.
2) Ромашки — это цветы семейства астровых, характеризующиеся простой белой окраской лепестков и жёлтым центром. Они имеют тонкие стебли и растут обычно до высоты около 30 см.
3) Ромашка широко распространена на территории Европы, Азии, Америки и Южной Африки. В Евразии чаще всего встречаются два вида растения — ромашка аптечная и ромашка пахучая. В России дикие виды ромашек растут в Сибири, степной части Забайкалья, на Алтае, Урале и в других регионах.
4) Откинула девочка камень и увидела нежный, бледный стебелёк Ромашки.
— Спасибо тебе, девочка, — сказала Ромашка, расправив плечи и вздохнув полной грудью. — Ты освободила меня из-под Каменного Гнёта.
Какие тексты относятся к художественным?
В задании 6 проверяется овладение начальными сведениями о творчестве изученных русских писателей и поэтов.
Рассмотри портреты русских писателей.
Выбери верное утверждение.
1) Николай Иванович Сладков написал сказку «Как я ловил человечков».
2) Александр Иванович Куприн — автор стихотворения «Дары Терека».
3) Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в рассказе «Приёмыш» учит читателей любить и ценить природу.
4) Василий Андреевич Жуковский писал для детей только стихи.
Запиши по одному названию произведений А.И. Куприна и В.А. Жуковского.
Произведение А.И. Куприна — …
Произведение В.А. Жуковского — …
Задание 7 проверяет умение находить в тексте средства художественной выразительности.
В каком отрывке содержится сравнение?
1) Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой.
А.А. Блок «Ворона»
2) Черёмуха душистая
С весною расцвела…
С.А. Есенин «Черёмуха»
3) Весною всего веселей
Кричать средь зелёных полей.
Саша Чёрный «Зимою всего веселей»
4) Ночь. Не слышно городского шума.
В небесах звезда — и от неё,
Будто искра, заронилась дума.
А.А. Фет «Ночь. Не слышно городского шума»
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Работа с текстом требует особого внимания. В каждом варианте дано два текста. В тексте № 1 представлена биография писателя, текст № 2 – художественный рассказ этого писателя. Вопросы с 8 по 14 относятся к данным текстам.
Задания 8 и 13 связаны с основной группой читательских умений – оценка содержания, языка и структуры текста (оценивать правдоподобность описанных событий) и проверяют умения интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию, а также опираясь на содержание произведения, распознавать достоверную и недостоверную информацию.
На основе прочитанных текстов (писатель Г. Снегирёв) определи верность следующих утверждений.
А. Рассказы Геннадия Снегирёва познавательны, писатель заставляет нас увидеть то, что мы прежде не замечали.
Б. Рассказ «Скворец» о большой любви маленькой девочки к её пернатому другу — скворцу.
1) Верно только утверждение А
2) Верно только утверждение Б
3) Оба утверждения верны
4) Оба утверждения неверны
Задание 9 связано с основной группой читательских умений – формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте, и проверяет умения определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий и эпизодов текста.
Прочитай предложения и определи последовательность событий в соответствии с содержанием текста 2. Цифра 1 уже стоит. Поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 в пустые «окошки».
Задания 10, 12 связаны с основной группой читательских умений – интерпретация и обобщение информации (сравнивать и противопоставлять информацию из прочитанного текста) и проверяет умения отвечать на вопросы по содержанию произведения, находить в тексте информацию, представленную в явном виде.
Задание 11 проверяет умение объяснить значение слова с опорой на контекст произведения.
На основе содержания текстов установи соответствие между словом и его значением: к каждому элементу, данному в первом столбце, подбери элемент из второго столбца.
Задание 14 связано с основной группой читательских умений – формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов), и направлено на проверку умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, опираясь на содержание произведения. Данное задание требует развернутого ответа.
Как ты думаешь, какова главная мысль рассказа «Скворец»? Запиши свое мнение, обоснуй его (почему ты так считаешь?), опираясь на содержание текста 2.
Задания в сборниках охватывают весь перечень тем учебного курса по литературному чтению, обеспечивают системное повторение материала и полноценную подготовку обучающихся в формате Всероссийских проверочных работ.
Трофимова Елена Викторовна, учитель начальных классов ГБОУ Школа №1208, автор учебных и методических пособий издательства «Экзамен» для учеников начальной школы.
Языканова Елена Вячеславовна, учитель начальных классов ГБОУ Школа №1208, автор учебных и методических пособий издательства «Экзамен» для учеников начальной школы, Почётный работник сферы образования Российской Федерации, трижды победитель в Конкурсе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности.
Комментарии