В выступлении академика Жореса Алферова на общем собрании Российской академии наук в 2013 году прозвучала мысль: «Должен подчеркнуть: именно междисциплинарные исследования приобретают на нынешнем этапе исключительное значение». Подумала: «А может, и в школе эту идею сочтут актуальной?» Вспомнила, что два года назад на чтениях «Гуманной педагогики» участвовала в мастер-классе по интеграции географии и литературы. Даже выступила на обсуждении – в двух словах представила наше (в нашей школе родившееся) видение способа решения данной проблемы. И теперь утвердилась в мысли: обязана рассказать об опыте интеграции в нашей школе.
Начиналось это давно, в девяностые годы, и считалось новым и эффективным средством в методике преподавания, потому что давало хорошие результаты при явной экономии учебного времени. На уроках, о которых я расскажу, детям нужно иметь в руках две прочитанные книги – учебник по какому-то предмету и текст литературного произведения. Второе, что требуется от ученика, – мыслительная деятельность. Объединение на одном уроке двух учителей позволяет ученику не проходить одну и ту же тему два раза, например, «Мифы Древней Греции» в шестом классе сначала на уроке литературы в начале учебного года, вторично – на уроке истории во втором полугодии. А есть и такие темы, которые изучаются «параллельно» на двух или даже трех уроках…Мне повезло: на моем творческом пути встретился в качестве заведующего гороно очень интересный педагог, «палочка-зажигалочка» Владимир Витальевич Садырин, по диплому преподаватель географии (да еще какой преподаватель!), теперь ректор Челябинского педагогического университета. Он всегда находил оригинальный способ подачи идеи. Однажды он задал директорам школ вопрос: «Кто знает, что такое интеграция? Поговорим о ней, если вас это заинтересует, на следующей встрече». По данной теме ни в какой методической литературе публикаций еще не было. Нашла ответ только в словаре иностранных слов. Попросила учителей музыки и изобразительного искусства дать мне на время их учебные программы. К удивлению своему, обнаружила, что в них встречается не только специальная терминология по предметам, но и названия произведений литературы, которые можно использовать на уроке. Так сложились первые творческие контакты – с учителями изобразительного искусства и музыки. Оказывается, если бы я (или другой предметник) говорила на своем уроке обо всем, что необходимо знать ребенку по теме, дети бы чего-то недополучили. С другой стороны, если ребенок уже что-то знает о теме разговора, чаще всего он остается равнодушен при новой встрече с ней. Или, наоборот, все получают пятерки – смотря какая тема или смотря какой учитель… Примерно в это же время мы на уроках литературы и истории изучали Гомера. Объединились с преподавателем истории Людмилой Николаевной Ховановой. В проведении интегрированного урока нашли еще одну положительную сторону: оказалось, новая форма занятия делает детей намного внимательнее и инициативнее. А во время проверки результатов усвоения нового материала мы попросили детей ответить, как им интереснее, «выгоднее» изучать тему: в привычном варианте или в новом? Ведь новый способ проведения занятий предполагает специальные задания, порою не очень легкие. Однако ответы мы получили в пользу новой методической формы.Потом пошло-поехало: в журнале «Огонек» появились статьи о философских взглядах Льва Толстого, документы о периоде коллективизации, о создании «Поднятой целины» Михаила Шолохова, появились и интегрированные уроки «История плюс литература» по этим темам. Одно из таких занятий пришлось на время проведения в школе областного семинара директоров – получили множество лестных отзывов. Причем в ту пору дети еще читали, в том числе и журналы. Но мне удалось «купить» старшеклассников: прочитала на уроке кусочек статьи о Льве Толстом из «Огонька» с вопросом, о ком, кем и когда это могло быть написано. Несколько однозначных ответов: о перестройке. «Впристежку» назывались фамилии тогдашних публицистов. Разворачиваю журнал лицевой стороной, а там фотография Толстого! Естественно, следующий урок – с учителем истории о начале двадцатого века, о революции 1905 года и философской и социальной позициях Толстого. На этом же уроке в классе вслух читаем «мнение учебника литературы» (коротко: эти позиции писателя были слабыми, поэтому они не освещаются в учебнике). Оказалось, совсем наоборот! А открытие, сделанное на уроке, и сейчас считается достижением. Интегрированные занятия часто приводят учащихся к открытиям, пусть даже небольшим…Вряд ли кого удивишь объединением на одном уроке историка и литератора: ведь литературу мы и изучали обычно на исторической основе.Мало кого удивишь и интеграцией занятий с иностранным языком: Гейне и Гете – немецкая литература в переводе русских классиков и сонеты Шекспира в переводе разных авторов. Есть в нашей практике и такие уроки.А как вы отнесетесь к тому, что в пятом классе на одном уроке по теме «Горные породы» окажутся учителя литературы и природоведения (окружающего мира)? Художественных текстов о камешках так много! В это время в пятом классе изучались сказы Павла Бажова. Объединение двух учителей (коллегой стала Алиса Ивановна Плаксина) потребовало более одного урока. Вышли на второй урок – классный час, – получился союз трех педагогов, а в итоге открытие: дети получают еще и краеведческие знания! На этой теме теперь можно строить региональный компонент. А если еще и с выставкой камешков и предметов, из них изготовляемых? Проводили занятия о камешках несколько раз в течение нескольких лет в разных классах – успех был всякий раз!А объединение учителя литературы с классным руководителем на темах, когда для «открытия» времени надо больше, чем один урок литературы, происходило неоднократно. Например, при изучении «сухой» и «скучной» темы (один язык чего стоит!) – «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. На уроке – классном часе говорили о женской красоте, о гигиене, манерах поведения молодых людей, о взаимоотношениях с родителями, об особенностях русского характера – по главе «Едрово» и «традиционным» главам. Пошли и дальше: попросили родителей прочитать главу «Крестцы», чтобы поговорить о ней на общем собрании детей и их родителей вместе с классным руководителем и учителем литературы. Открытия для себя сделали не только дети, но и классные руководители, и родители. Почему «классные руководители» во множественном числе? Занятия по этой теме проводились тоже несколько раз с родителями и учениками девятых классов.Потом были уроки по теории Вернадского, проводимые тремя учителями: биологии, физики и литературы (на литературе тогда изучали публицистику начала двадцатого века). Когда дошло дело до повести Даниила Гранина «Зубр», я уже не могла обойтись без учителя биологии Любови Петровны Мирхайдаровой. Планировали с учителем физики Вячеславом Александровичем Чечеткиным также урок по «его» теории вероятности и «моей» теме – роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», но не успели: учитель скоропостижно скончался…Проводились в школе также занятия, объединявшие преподавателей физики и биологии, физики и химии, физики, химии и биологии… А у меня к этому времени сложилась программа дополнительного литературного образования школьников (один дополнительный урок в неделю): в 5-м классе в первом полугодии «Сказки», во втором – «Библия: Ветхий Завет»; в 6-м классе в первом полугодии «Славянская мифология», во втором «Библия: Новый Завет»; в 7-м классе «Приглашение к путешествиям»; в 8-м «Мировая фантастика»; в 9-м «Мировой детектив»; в 10-м «Семейный роман»; в 11-м классе «Возвращенная» литература». Но это особый разговор…При планировании урока по книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» я неожиданно для себя обнаружила в произведении такой пласт географического материала (а позднее и исторического), что побежала со своим открытием к коллеге – учительнице географии Алисе Ивановне Плаксиной, с которой мы уже практиковали совместные занятия по природоведению. Она меня сразу поняла и взялась за чтение Жюля Верна. Вскоре мы уже проводили интегрированный урок. Следующий этап – изучение программы по географии для 7-го класса (см. таблицу) и тематического планирования по этому курсу. В итоге – интегрированный курс для 7-го класса, который получил теперь несколько иное название – «Приглашение к открытиям». Интегрирован он еще и с библиотечными уроками, но может быть реализован и просто как цикл уроков внеклассного чтения.Если к проведенным мною по-своему праздничным занятиям добавить еще и компьютерные технологии, они станут еще праздничнее!В упомянутых занятиях изучение материала идет по обоим (или по трем) предметам на равных, ни один предмет не «обслуживает» другие, не становится фоном для изучения какого-либо предмета. Но у литературы особая роль. «Участие» литературы в изучении тем прочих курсов делает их более эмоциональными, потому что «литературный текст будто создан для того, чтобы о нем говорили» (Вера Кострова, «Учительская газета» №31 за 2013 год, с. 4).Наверное, многие преподаватели сегодня страдают от того, что у них сократилось количество часов на предмет. Жаль географов, биологов: что сделаешь за один недельный час? А как за два урока литературы пройти то, что раньше изучали за четыре урока в пятом классе, за три – в шестом? Как приучить к чтению? Как научить понимать прочитанное? Как постигнуть теорию? Как научить писать сочинения? Научить думать, спорить? В 10-11-х классах тоже так недостает «уволенного по сокращению» четвертого часа!Вопросов, проблем много. Некоторые из них позволит решить интегрирование: то литература за счет географии или биологии (вместе с ними!), музыки, то наоборот.Как наглядный пример интегрирования – учебное занятие по повести Даниила Гранина «Зубр» в 11-м классе.Интегрированный урок (литература + биология) по документально-художественной повести Даниила Гранина «Зубр»Темы:биология: «Заглавная буква Книги Человечества»;литература: повесть Даниила Гранина «Зубр» – обзор.Цели: 1) познакомить с личностью русского ученого-генетика Николая Тимофеева-Ресовского, его научными идеями, их значением;2) показать роль российской советской науки в становлении и развитии современных направлений генетики;3) воспитывать патриотизм, нравственность, активную жизненную позицию;4) литература: развивать и совершенствовать навыки анализа текста;5) формировать читательские вкусы и интересы.Оборудование: портреты Николая Тимофеева-Ресовского, Даниила Гранина; у учащихся – рабочие тетради по биологии и литературе и тексты повести Даниила Гранина «Зубр»; материалы стенда «Читай к уроку» («Генетика»).Урок ведут два учителя: биологии – Любовь Петровна Мирхайдарова и литературы -Лидия Александровна Сергеева.Ход урокаПродолжение изучения раздела курса общей биологии «Основы генетики». Урок по разделу современной русской литературы.Историческая справка (учитель биологии): В учебнике «История России» за 11-й класс есть тема «Страна в середине 40-х годов». В разделе «Идеология, наука, культура» есть несколько строк, скупых и беспощадных. Они такие: «В августе 1948 года состоялась сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ). На ней с докладом выступил Трофим Лысенко, заявив, что текст доклада одобрен ЦК ВКП (б), т. е. лично Иосифом Сталиным. Этот доклад был полным разгромом генетики. Лысенковцы победили. Развитие науки остановилось на многие годы».Шокирующая правда из статьи «Горький плод» (журнал «Огонек» №1 и №2 за 1988 год; автор Валерий Сойфер, сподвижник Сороса). Эта статья о трагическом периоде в отечественной и мировой биологии. Этот период доктор биологических наук Николай Реймерс назвал лысенковщиной.Актуализация темы урока (учитель биологии): Наш урок «Заглавная буква Книги Человечества» посвящен ученому Николаю Владимировичу Тимофееву-Ресовскому, российскому, русскому ученому-генетику. Почему сегодня этот разговор происходит?1. Со следующего урока мы будем изучать закономерности изменчивости, углубимся в понятия «мутация», «мутаген», «загрязнение окружающей среды», «генетика популяции», «генетика и эволюция». У истоков научного объяснения этих понятий стояли русские ученые Николай Кольцов, Сергей Четвериков и Николай Тимофеев-Ресовский.2. В этом году (28 марта) исполняется 35 лет со дня кончины этого грандиозного, великого человека.3. Под эгидой ЮНЕСКО 2000 год отмечался как год столетия Тимофеева-Ресовского, о чем писала газета «Челябинский рабочий» в январе 2001 года. (Материалы стенда «Век Зубра»).Литературные задачи урока (учитель литературы):1. Документальная повесть «Зубр» – бестселлер восьмидесятых годов. В ней писатель Даниил Гранин впервые представил стране генетика мировой известности: обстоятельно рассказал про жизнь, работу ученого в довоенной Москве, в воюющей Германии. Рассказал о том, что Николай Владимирович пережил в ГУЛАГе. 2. Николай Тимофеев-Ресовский в какой-то мере наш земляк: в Миассово, на биостанции у озера, он выполнял очень важную исследовательскую работу, цель которой – создание континентальной радиоэкологии. Этот период жизни героя, к сожалению, описан в книге Даниила Гранина «Зубр» «обобщенно, обедненно». 3. В конце XX века актуальной проблемой стало сосуществование живой природы и радиации. Уникальный опыт уральцев заинтересовал Международный союз радиоэкологов. Наши ученые побывали в национальной лаборатории в Дании, передали европейским коллегам методику определения содержания плутония, стронция, цезия и других радиоактивных материалов в объектах природных экосистем. Методика исследований, которой сегодня пользуются отечественные и зарубежные радиоэкологи, предложена Тимофеевым-Ресовским на Южном Урале.Учитель биологии: Некоторым из вас было дано задание ознакомиться со статьей «Лысенковщина» из газеты «Правда». Попрошу поделиться впечатлениями, что вас поразило в статье, что запало в душу. Выступления учащихся. Мнения современной молодежи о борьбе Тимофеева-Ресовского с лысенковцами. На чьей стороне сегодняшняя молодежь?Учитель биологии: В книге В.А.Алексеева «Триста вопросов и ответов по экологии» говорится: «Зубр» – так назвал Гранин книгу о жизни Тимофеева-Ресовского. Только из нее и можно узнать…» О чем можно узнать из этой книги?Подготовленное выступление ученика.Учитель литературы: Класс получил задание найти в книге места, где говорится об основных научных идеях Тимофеева-Ресовского. Выступления учащихся. Запись идей в тетради по биологии. Учитель литературы: Тимофеев-Ресовский интересен не только как ученый, но и как личность в целом. Сам автор пишет: «Я не собираюсь описывать его научные достижения, не мое это дело. Не о них я пишу. Я рассказываю про одну человеческую жизнь, которая, как мне кажется, стоит внимания и размышлений». Вот об этой уникальной личности и пойдет речь на нашем уроке. Выполнил ли автор свою задачу? Рассказал только о жизни человека? Можно ли вообще рассказать о ней, не затронув его открытий?Работа с текстом:1. Корни Тимофеева-Ресовского. Можно ли нарисовать на основе прочитанного текста родословное дерево Зубра? 2. Что такое «зубр»? Скорее: кто такой зубр? Что это за животное? Почему он «трижды рожденный»? Не является ли это «название» оскорбительным для Тимофеева-Ресовского? Сообщение ученика (задание учителя биологии) по книге Игоря Сосновского «О редких животных мира» – глава «Рожденный трижды».3. Давайте обратимся к портретным страницам книги. Что можно сказать об изображенном в повести человеке? Какой он? Какое из описаний кажется вам самым удивительным? Почему? 4. «Русскость», например, «в умении побеждать», патриотизм героя. Как они представлены в произведении? 5. Что такое Дрозсоор? Как это слово характеризует героев повести? (Дроз – со – ор)6. Ода дрозофиле – основному генетическому объекту исследования (глава 14).7. Тимофеев-Ресовский среди ученых. Каким его изобразил Гранин? (Главы 17, 21.) Обратить внимание на параллель с Жоресом Алферовым!Другие Зубры – Андрей Сахаров, Александр Чижевский…8. Трагизм личности. Как эту идею раскрывает автор?9. Образ рассказчика в повести.10. Одно из самых ярких мест в книге – отъезд в Германию. 11. Афористичность языка произведения. Читая книгу, ты наслаждаешься ею.Приведите примеры выражений, близких к афоризмам, порою юмористических.«Математика – наука всех наук».«Математикам полезен некоторый гуманитарный блеск для общего развития».«Для него приказ был приказом, закон был законом, правильный, неправильный, но исполнять надо, раз это закон…»«Человек расценивался по делам, ученый – по работам, студент – по тому, как он понимает и на что способен».О сыне: «Ори, ори, морда шире будет!»«Жизнь – удовольствие большее, чем спать!»«Так и жил: ногами и изредка головой».«Ученый должен быть достаточно ленив. На этот счет у англичан есть прекрасное правило: «Не стоит делать того, что все равно сделают немцы».«Отдельно взятый немец хорош и годен к пользованию, вместе же собранные – ужасны, в большом количестве – невыносимы».«Жизнь тяжела, но, к счастью, коротка».«Научными книгами надо пользоваться, а читать надо Агату Кристи».«Без детектива умственная жизнь зачахла бы!»Итоги Учитель литературы: Вы, наверное, заметили, что, говоря о тексте произведения, мы пользовались страницами первой половины книги. Конечно, не потому, что она интереснее второй части. Дело в том, что ваше домашнее задание – написать сочинение-эссе по теме сегодняшнего урока об ученом Тимофееве-Ресовском (Зубре) – «Заглавная буква Книги Человечества», используя факты из второй части книги. Если без фактов, прозвучавших на уроке (по первой части книги), вы не сможете обойтись, воспользуйтесь и ими. Хотелось бы услышать ваши впечатления о личности Зубра.Хотелось бы также услышать ваше мнение о книге «Зубр» Даниила Гранина. О чем, по-вашему, имело бы смысл еще поговорить? Вижу, что вы готовы говорить…- об истории создания повести, о чем говорится в тексте;- о таких особенностях личности героя, как интеллигентность, талантливость; – о том, какой душой компании он бывал, да и не он один, а вся его семья;- о его простоте (в одежде, в поведении – «вундеркиндерства не было», в еде, в быту вообще («безбытности»), аскетизме, мужестве;- о гуманизме («не могли жить, чтобы кому-нибудь не помогать»; «проживу без эволюции»); – о юмористических страницах книги; – о публицистичности произведения (хотя бы набор риторических вопросов); – о страницах, говорящих о силе любви; – о лирическом отступлении о чести и бесчестии.Второй вариант домашнего задания – сочинение-рассуждение «Почему повесть Даниила Гранина «Зубр» стала бестселлером?»Учитель биологии: Еще один зубр науки, по выражению Владимира Алексеева, – Андрей Сахаров. Участвуя 9 сентября 1989 года в Челябинске в перезахоронении расстрелянных на Золотой Горе, он сказал: «У этой раскрытой могилы мы должны поклясться, что не допустим ничего подобного, воссоздадим государство закона, правды, гуманности. Это перекладываем мы на вас – будущее России».Лидия СЕРГЕЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №12 города Бакала Саткинского района Челябинской области
Комментарии